kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательная деятельность на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день выбор активных методов обучения огромный. Он зависит от потребностей и возможностей учащихся и педагога. Желательно продумать, на каком этапе урока лучше всего использовать, в меру, много не должно быть и часто.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная деятельность на уроках математики в начальной школе»

Познавательная деятельность на уроках математики

в начальной школе

Следующим этапом нашего исследования является обзор познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Совокупность знаний в определенной области, в данном случае будем говорить о предмете «Математика», приобретение знаний, постижение закономерностей, способность познавать. На протяжение всего своего существования у человека возникает потребность в исследованиях окружающего мира, в его познании. Сталкиваясь на своём пути с новыми задачами и проблемами человек пытается найти решение, как поступить, новая ситуация побуждает к познавательной деятельности. Что-то новое – это всегда трудно и сложно, требует напряженной умственной работы. Любой вид деятельности проявляется через познание. Ещё в прошлом веке с целью усовершенствования учебной деятельности, учёные начали работать над понятием «познавательная деятельность».

Свой вклад внесли в развитие этой темы такие ученые: В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И. С. Якиманская, ГИ. Щукина, Леонтьев А.Н, Эльконин Б.Д и многие другие. По-мнению, И.С. Якиманской [58, с.14] «Учение есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития».

Новый взгляд А.Н. Леонтьев на понятие развитие и связанное с ним обучение выделил понятие развитие ребёнка как познающее существо всех видов человеческой деятельности. Л.С. Выготский вводит понятие «ведущий тип деятельности». Он говорит о том, что способы роста качеств личности - это развивающее обучение, которое осуществляется при условии системности, целенаправленности, организованности и планомерности. В педагогике это течение нацелено на применение потенциальных возможностей учащихся для их духовных, физических и интеллектуальных способностей.

Под руководством воспитателя получает приобретённые человечеством качества и способности, что является толчком развития личности с помощью своей собственной деятельности.

Развитие любого психического качества связано с отражением действительности – это есть приобретение опыта, знаний, умений, навыков, в этом заключается смысл обучения.

Обучение – процесс развития количества и качества знаний, умений, навыков, способностей, познавательной инициативы в любой учебной деятельности.

Обратимся к словарям, что значит понятие «активность».

В социологическом словаре - активность (от лат. activus — деятельный). Деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения.

В медицинском словаре - активность – фундаментальное свойство живых организмов, выражающееся в их способности, преодолевая или используя внешние воздействия для реализации своих потребностей, целесообразно реагировать на факторы внешней среды.

То есть, преодолевая внешние воздействия для реализации своих потребностей, умения видеть части предметов, их явления, признаки, анализировать действия, отношения, описывать, проводить сравнительный анализ, устанавливать сходства, различия, угадывать наперёд образует мышление.

Пути, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий. Классификация СУД (способы умственных действий) выглядит так:

  1. По характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенный, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

  2. По логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, гипотеза, эксперимент;

  3. По форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

  4. По типу логики мышления: рассудочно-эмперические(классически-логические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по В.В. Давыдову) [45, т.2, с.7].

В своём психолого-педагогическом опыте, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин с учётом возрастных особенностей устанавливали возникновение и формирование новых психических появлений в процессе ведущей деятельности. (Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя осуществление умозаключений) [57].

В течение изучения курса математики младшие школьники овладевают учебными универсальными действиями. С учетом возрастных особенностей, потребностей и способностей детей педагог организовывает учебную деятельность так, чтобы формировались новые психические образования о познании окружающего мира на данной ступени (6,5-11 лет) [61]. Развивая когнитивные способности к предмету.

В организацию процесса обучения для усвоения содержания предмета математики необходимо внедрять новые подходы формирования способов мышления, универсальных учебных действий. [2, с.16].

Это очень непростой процесс, необходимо вызвать интерес у учащегося на уроке, а чтобы вовлечь ребёнка в активную познавательную деятельность дать ему повод для действий.

  1. Заинтересовать ребёнка.

Интерес - потребностью узнать что-то новое об объекте, занимает, возбуждает, привлекает внимание.

  1. Мотивировать, побудить к действию.

Мотив – причина или повод приводящий к какому-либо действию.

Согласно такой трактовке уроки математики будут проходит в активном поиске, действии.

На сегодняшний день выбор активных методов обучения огромный. Он зависит от потребностей и возможностей учащихся и педагога. Желательно продумать, на каком этапе урока лучше всего использовать, в меру, много не должно быть и часто.

Для учащихся первого класса можно использовать раскраски-тренажеры –

для изучения цифр, геометрических фигур, решения примеров в пределах 10 примерные задания изображены на рис.1.3. Которые в свою очередь вызывают интерес у младших школьников и незаметно для самих детей развивает внимание, память, элементарные знания.

























Рис.1.3 – Раскраски-тренажеры



Задание творческого характера можно увидеть на рис. 1.4, которые можно дифференцировать по уровням или разбить класс на команды. Выполнить задание на время кто быстрее и правильно решит (в команде, по группам, индивидуально).



















Рис. 1.4 – Задания творческого характера



Для формирования устного счета (задания на рис. 1.5.) разнообразить задания «Вставь число, используй пример «Помощи», «Реши цепочки» и т.д.



































Рис. 1.5 – Задания для устного счёта

Такие задания активизируют мыслительную деятельность, вырабатывают четкий алгоритм решений, развивают, память, внимание, закрепляют вычислительные умения.

Создание карточек, презентаций для устного счета или индивидуальной работы.

Использовать исследовательские задания в виде фокусов с разгадыванием задуманных чисел, работа с магическими квадратами.

Проблемные задания, дидактические игры, нестандартные уроки, интегрированные уроки, уроки с использованием ИКТ.

Чтобы была польза и эффект использования различных приёмов, методов, средств на уроках математики учителю необходимо разобраться в возрастных особенностях учащихся и их способностях на данный момент учения.

Для того, чтобы учитель мог управлять процессом роста познавательных ресурсов учащихся нужен определённый банк знаний об ученике. Какие особенности личности одному учащемуся определяют успех, а другой наоборот сидит на месте и не развивается. Педагоги в своей деятельности использует различные технологии и подходы для решения этого вопроса.

Нами были рассмотрены понятия мотив, интерес, активность, обучение, подходы формирования мыслительной деятельности, которые помогают раскрывать индивидуальные способности и возможности ребёнка. Таким образом, у учителя появляются мысли о развитии индивидуальности каждого учащегося, независимо от его уровня развития личности на данном этапе.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Познавательная деятельность на уроках математики в начальной школе

Автор: Поддубная Татьяна Александровна

Дата: 11.04.2021

Номер свидетельства: 577940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "230336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442087453"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-form-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427687721"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства