kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПОРТФОЛИО учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мое портфолио педагога, на конкусе заняло 1 место в номинации "Оригинальность и креативность"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПОРТФОЛИО учителя начальных классов»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Муниципального образования города Краснодара

«Центр общего и дополнительного образования»

« Перспектива»








ПОРТФОЛИО

учителя начальных классов

Чемикос Натальи Анатольевны


«Учитель должен помочь ученику проявить свои лучшие качества…

К.Д.Ушиский








Содержание:


Раздел 1. Общие сведения

Раздел 2. Повышение квалификации и награды

Раздел 3. Результаты педагогической деятельности

Раздел 4. Научно-методическая деятельность

Раздел 5. Обобщение опыта





Раздел 1. Общие сведения

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Муниципального образования города Краснодара

«Центр общего и дополнительного образования»

«Перспектива»

Фамилия, Имя, Отчество

Чемикос Наталья Анатольевна

Дата рождения

25.06.1992 года.

Образование

Младший специалист, окончила Макеевское педагогическое училище (техникум) в 2012 году по специальности «Начальное образование» учитель начальных классов и воспитатель ГПД;

Бакалавр: окончила Донбасский государственный педагогический университет (Институт) в 2014 году по специальности « Бакалавр начального образования, учитель начальной школь»

Специалист: окончила Донбасский государственный педагогический университет (Институт) в 2015 году по специальности « Учитель начальной школы. Учитель информатики в начальной школе»

Специальность по диплому

«Педагогическое образование»

Образовательная область: (согласно базисному плану)

Информатика, Русский язык, родной язык, литературное чтение, литературное чтение на родном языке, математика, окружающий мир, технология, музыка, изо, физическая культура

Должность

Учитель начальных классов

Педагогический стаж

8 лет

Стаж работы в данном учреждении

1 год

Наличие классного руководства

4 класс



Моё учительское кредо

«Обучая других, ты учишься сам».

Ведь что бы донести, научить кого-то чему-то учителю, который преподаёт предмет или конкретную тему необходимо обладать гораздо большим уровнем знаний, чтобы иметь возможность на доступном уровне донести материал, а для этого нужно много учиться самому.

Дети – великие учителя.


Нормативные документы, используемые в работе:

  • Закон «Об образовании РФ»

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования

  • Программы:

-Русский язык.

Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 

Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.

Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др.

Технология. Авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

  • Федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год

  • Рабочие учебные программы

  • Календарно-тематическое планирование по предметам





Раздел 2.

Повышение квалификации и награды

Дата

Название структур, в которых прослушаны курсы

Тема курсов

Кол-во часов

удостове-рения

28.092022г

ГБОУ ИРО Краснодарского края

Внедрение обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в предметном обучении.

36

сертификат

23.062022г

МО ДНР

ДНР институт развития образования

Программа подготовки волонтеров для работы в летних школах.

36

сертификат

Грамоты, поощрения

  • Благодарность от Директора школы «Харцызской средней школе №3» Г.Г.Сидоренко , 2021 г.

  • Благодарственная грамота за активное участие и подготовку участников к конкурсу «Умный мамонтенок» 2021 г.

  • Благодарность Проекта «Инфо-урок» за существенный вклад в методическое обеспечение учебного процесса 2022г.

  • Благодарственная грамота за активное участие и подготовку участников к конкурсу «Лабиринт» 2021 г.

  • Свидетельство о подготовке призеров серии международных олимпиад проекта «mir-olimp.ru» Литературное чтение 2022г.

  • Свидетельство о подготовке участников международного конкурса «Звездный час 2» 20221г.

  • Благодарственное письмо за помощь в организации олимпиады «Безопасные дороги» Ноябрь 2022г.

Раздел 3.

Результаты педагогической деятельности

1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся

Учебный год

Класс

Число обучающихся

% облучённости

2013-2014

1

32

Без отметочное обучение

2014-2015

2

14

73%

2015-2016

3

18

75,5%

2016-2017

4

21

80%

2017 - 2018

1

26

Без отметочное обучение

2018

2

24

-










Раздел 4.

Научно - педагогическая деятельность

  1. Используемые учебно-методические комплексы

Комплект «Школа России» по каждому учеб­ному предмету состоит из двух взаимосвязанных частей: УМК для ученика и для учителя.


п/п

Предмет

Учебный комплект

1

Математика

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 1-4 класс. В 2 частях (+электронное приложение)

Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 1-4 класс

2.

Русскийязык

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1-4 класс. В 2 частях (+электронное приложение)

Канакина В. П., Щеголёва Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3–4 классы

Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1-4 класс. В 2 частях

3.

Литературное чтение

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1-4 класс. В 2 частях

4.

Окружающий мир

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 1-4 класс

Плешаков А. А., Белянкова Н. М., Соловьёва А. Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 класс






2.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения и ввоспитательной работе.

Наименование технологии

Уровень использования

на уровне отдельных элементов

апробация в экспериментальном режиме

системное использование

Разноуровневое и дифференцированное обучение



+

Игровые



+ В рамках урока и внеурочной деятельности

Здоровье-сберегающие технологии



+

Проектные методы обучения

+



Групповые методы обучения



+

Обучение  в сотрудничестве



+

 Мультимедийные технологии

+





Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе

  • Цель: обеспечение здоровья обучающихся.

Методы:

  • Учёт особенностей каждого обучающихся.

  • Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.

  • Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

  • Создание условий для самовыражения обучающихся.

  • Инициация разнообразных видов деятельности.

  • Предупреждение гиподинамии.

Ожидаемые результаты:

  • Предотвращение усталости и утомляемости.

  • Повышение мотивации к учебной деятельности.

  • Прирост учебных достижений.

Разноуровневое обучение

Цель разноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.

Осуществляя разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:

  • Создание атмосферы, благоприятной для обучающихся.

  • Активное общение с обучающихся.

Для реализации разноуровневого обучения использую:

  • Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи.

  • Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения.

  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:

- изучение нового материала;

  • проверка усвоения пройденного материала;

  • самостоятельные и контрольные работы;

  • организация работы над ошибками;

  • закрепление пройденного материала;

  • домашняя работа.


Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе


Название используемой технологии

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1.

Применение ИКТ.

  • повышение мотивации обучающихся

  • новый уровень восприятия учебного материала

  • достижение дифференциации обучения обучающихся

  • развитие информационной компетенции

  • развитие самостоятельных умений и навыков обучающихся

  • повышение интереса к изучаемому предмету

  • развитие компетенций

  • повышается уровень компьютерных знаний

2.

Технология индивидуального обучения – частично.

  • применение заданий разного уровня

  • развитие умения самостоятельного выполнения работы

  • умение обучающихся

  • оценивать собственные возможности и результаты

3.

Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения.

  • Развитие сотрудничества в ученическом коллективе

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся

  • повышается интерес к предмету

  • развитие навыков коллективной деятельности

  • повышается успеваемость и качество знаний по предмету

4

Интеграция уроков (частичная)

● всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения,

  • уметь извлекать знания в межпредметной деятельности

5

Игровые технологии

  • повышение мотивации обучающихся

  • повышение интереса к изучаемому предмету

6

Здоровьесберегающие

повышение эффективности уровня

  • улучшение качества знаний

7

Технология уровневой дифференциации

применение заданий разного уровня

  • развитие умения самостоятельной работы

  • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты



Становление информационно-компьютерной компетентности.

В своей работе активно использую электронные средства обучения, компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики, составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.

Раздел 5.

Обобщение опыта

Тема выступления

Где
заслушивалось

Дата


Темы выступлений на педагогических советах и ШПМК

«Формирования здорового образа жизни ребенка как одного из требований воспитательного процесса.»

МОО «ХСШ №3»

06.12.2021г.

«Основные требования к образовательным результатам через методические аспекты современного урока»

МОО «ХСШ №3»

13.04.2021

«Сферум» — это информационно-коммуникационная платформа»

МАОУ ЦО ДО «Перспектива»

09.01.2023





















Самообразование

Дата

Тема


2021г.

«Групповая работа на уроках математики как средство развития коммуникативных навыков младших школьников»



План самообразования

на 2021 – 2025 уч. год

Тема самообразования: «Групповая работа на уроках математики как средство развития коммуникативных навыков младших школьников»

Цель: выявить, как групповые формы работы на уроках математики влияют на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Объект исследования: процесс обучения математике

Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Перечень вопросов по самообразованию:

Содержание коммуникативных универсальных учебных действий

Понятие «групповые формы обучения»

Диагностическая методика по выявлению сформированности коммуникативных УУД Г.А. Цукерман «Кто прав?»

Актуальность темы:

В требованиях стандартов второго поколения к уроку сказано, что в настоящее время задача обучения – развитие личности, формирование таких качеств и умений, которые помогут обучающимся в освоении новых видов деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Именно в младшем школьном возрасте у обучающихся закладываются основы коммуникативных способностей. Немаловажно помнить о том, что коммуникативные навыки представляют важную значимость в школьном обучении, где педагог обеспечивает обучающимся гарантированное развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на каждом уроке.

В постановлении данной проблемы основную значимость захватывает педагог, а также его профессионализм. Учитель не просто сообщает обучающимся знания по теме, но и взаимодействует с ними, предоставляя возможность самостоятельного определения пути достижения определённой темы.

Содержание коммуникативных универсальных учебных действий

Коммуникативные универсальные учебные действия обусловлены тем, что обеспечивают социальную компетентность, способствуют получению навыка построения диалога, умение слушать и слышать собеседника.  При построении диалога учитывать его мнение и позицию. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям в соответствии с ФГОС можно отнести:

¾  Планирование учебного сотрудничества как с обучающимися, так и с учителем (составление цели, функции каждого из участников учебного процесса, способы взаимодействия);

¾  Умение правильно формулировать вопросы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

¾  Поиск выхода из конфликтной ситуации (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

¾  Контроль и коррекция поведения партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий);

¾  Способность полно и точно выражать свои мысли (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка).

Данные действия можно разделить на следующие виды

1.     Коммуникация как взаимодействие. Направлена на взаимодействие с участниками группы или собеседником, учёт их мнения, координирования в сотрудничестве разных позиций (смысловой аспект коммуникации). Здесь обучающиеся учатся пониманию существования различных точек зрения и позиций, уважению мнения других и их учёту при построении диалога. Главная задача данного этапа – преодоление эгоцентризма в межличностоных отношениях.

2.     Коммуникация как кооперация. Определение цели и функций каждого из участников, направленная на достижение общего результата. Обучающиеся учатся работать сообща, распределяют роли каждого из членов группы, координируют выполняемые действия.

3.     Коммуникация как условие интериоризации. Служат средством передачи информации другим людям, становления рефлексии. Обучающиеся учатся строить понятные для партнёра высказывания, с учётом его знаний и понимания. Приобретают умение «задавать вопросы», для выявления необходимой им информации. Особое значение приобретает регулирующая речь.

Для развития коммуникативных УУД рекомендуется использовать такие приёмы, как:

¾  Составление уточняющих вопросов к выступающему;

¾  Высказывание и аргументация суждений;

¾  Выступление перед аудиторией с сообщением;

¾  Дополнение и продолжение суждения одноклассников;

¾  Проблемные вопросы для обсуждения;

¾  Построение логических цепей рассуждений;

¾  Мозговой штурм;

¾  Игра;

¾  Взаимоопрос;

¾  Работа в группах.

В курсе математики начальной школы существуют два взаимосвязанных направления развития коммуникации: развитие устной и научной речи. К развитию правильной научной речи относятся все задания и упражнения с проговариванием в слух при изучении какой- либо новой темы, при выполнении заданий повышенной трудности. Воспитывается грамотное эффективное взаимодействие, направленное на организацию общения учащихся в группах или парах.

Создание различных проблемных ситуаций на уроке играет важную роль при построении побуждающего диалога на уроке и применении нестандартных ситуаций:

1.     Создание «ситуации успеха». В результате достигается эмоциональное удовлетворение учащихся своими занятиями.

2.     Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха.

3.     Формулирование учебной задачи совместно с педагогом. Учащиеся сами формулируют проблему и ищут на неё ответ. Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

Подводить обучающихся к теме урока, формулировке цели и постановки задач урока, педагогу помогает подводящий диалог, который постепенно формирует все эти знания. Существует несколько форм подводящего диалога:

1.     Анализирующее коллективное наблюдение.

В данной форме подводящего диалога очень важно подобрать дидактический материал, продумать точную систему вопросов, заданий и упражнений. Подобрать правильные и эффективные приёмы по обнаружению признаков нового понятия, придумать систему фиксации того, что будет совместно обнаружен. Анализирующее наблюдение можно закончить обобщением в виде блок- схем (кластеров), плана, словесной формулировки и чтением вывода в учебнике.

2.     Фронтальная дискуссия.

Данная дискуссия может заключает в следующих действиях: учащиеся высказывают своё мнение, твою точку зрения, выдвигают гипотезы, которые записываются учителем. Затем учащимся предоставляется возможность обсуждения выдвинутых гипотез, их коррекция и приход к верным ответам. Далее осуществляется обязательное обоснование выдвинутой версии.

Так же в уроке имеет место быть и сюжетная игра. Сюжетные игры направлены на психологическое раскрытие детей. Во время игры учащиеся берут на себя определённые образы, проигрывают определённый сценарий. Например, диалоги от имени животных и растений. Такие диалоги можно найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушиной. Сюжетная игра не занимает много времени на уроке, поэтому дети с интересом и вниманием следят и участвуют в этих играх.

Для того что бы игра на уроке была проиграна успешно и с пользой нужно выполнять некоторые правила:

¾  Дидактические игры должны базироваться на уже знакомых детям играх. Важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше всего;

¾  Каждая игра должна содержать элемент новизны материала;

¾  Нельзя навязывать детям игры, которые кажутся полезными, игра основывается на добровольном принятии роли игрока.

Известно, что уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, но в целом он далёк от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования. Для лучшего освоения обучающимися коммуникативных УУД следует учитывать ряд условий:

¾  Разнообразие форм работы;

¾  Применение современных педагогических технологий;

¾  Взаимодействие семьи и школы;

¾  Формирование грамотной речи учащихся;

¾  Применение интерактивных методов и приёмов обучения.

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников способствуют следующие предпосылки:

¾  Потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

¾  Владение словесными и жестовыми средствами общения;

¾  Позитивный настрой к сотрудничеству в коммуникации;

¾  Умение слышать и слушать собеседника.

Базовыми видами коммуникативных УУД можно считать:

1.   Коммуникация как взаимодействие (интеракция);

2.   Коммуникация как кооперация;

3.   Коммуникация как условие интериоризации.

Если рассматривать коммуникацию с точки зрения общения (интеракции), то здесь учитывается интеллектуальный аспект коммуникации, иными словами – это действия, которые направлены на учет позиции собеседника (партнера) по деятельности.

Коммуникация как кооперация – согласование усилий, приложенных партнерами, для достижения общей поставленной цели, организации и осуществления совместной деятельности. Иными словами, обучающиеся кооперируются в группы для достижения совместного результата.

Коммуникация в условии интериоризации включает в себя речевые действия, служащие для передачи информации другим людям, а также помогают осознать и усвоить отображаемое содержание.

Основными критериями оценивания коммуникативных УУД служат:

¾  Понимание существования иных точек зрения на один и тот же вопрос и ситуацию;

¾  Учет позиции других людей, отличной от собственной, адекватная реакция на иную точку зрения;

¾  Понимание возможности разных оснований для оценки для одного объекта, принятие или частичное принятие выбора собеседника;

¾  Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

¾  Достижение договоренностей и согласование общего мнения (решения), разрешение конфликтных ситуаций;

¾  Взаимоконтроль и взаимопомощь при работе над заданием;

¾  Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

¾  Извлечение необходимой информации в коммуникации.

Н. В. Апполонова предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия с помощью технологии проблемного диалога, предложенной Е.Л. Мельниковой. Проблемный диалог предполагает творческое усвоение знаний обучающимися, благодаря организации учителем специального диалога.

В данной технологии выделяют два типа проблемных ситуаций:

  1. Удивление;

  2. Затруднение.

Следует отметить, что основой данной технологии является общение обучающихся, построение диалога как со сверстниками, так и с педагогом. Показателями сформированности коммуникативных УУД являются:

1.        Умение обучающихся работать в паре и группе;

2.        Умение выражать свои мысли в устной речи;

3.        Выразительное чтение и умение пересказывать текст с достаточной полнотой и точностью;

4.        Сформированность норм в общении со сверстниками и взрослыми.

5.        Умение применять на себе различные социальные роли в группе в соответствии с задачами учебной деятельности. Например, лидера, оппонента, исполнителя и т.д.

Большую роль при формировании коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся играет совместная деятельность. Согласно Э.Г. Азимову, данное понятие означает: «Вид групповой деятельности, в которой действия её участников подчинены общей цели»

Данная форма работы имеет большое количество преимуществ. Она способствует формированию навыков сотрудничества, делового общения, взаимопомощи и взаимопонимания. Учит уважать ценности и правила, выслушивать мнения других, а также иметь собственное мнение и отстаивать позицию .

Таким образом, целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД помогает достигнуть предметных и метапредметных результатов, требуемых стандартом. Коммуникативные УУД дают обеспечение социальной компетентности и учёт позиции окружающих партнёров по общению или совместной деятельности; умение слушать и вступать в диалог приводя свои аргументы согласия или несогласия; участие в общем обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество со одноклассниками.

Понятие «групповые формы обучения»

 

В начальной школе учителями активно используется такой вид деятельности, как групповая форма работы. Она помогает обучающимся добиться наиболее лучшего усвоения нового материала, а также повысить умение контактировать друг с другом (формирует коммуникативные УУД).

Групповая форма обучения – форма организации деятельности обучающихся, при которой обучающиеся делятся на группы, состоящие из 3-5 человек, для выполнения совместной учебной деятельности.

Использование группового обучения вносит разнообразие в учебный процесс, что способствует развитию отношений между учителем и группой обучающихся. Происходит улучшение взаимоотношений между учениками, в результате проведения групповой деятельности. Данная форма развивает способность смотреть на себя и свою работу со стороны.

Главная особенность состоит в том, что только в небольших группах каждый участник может определить для себя положение в совместной работе, при которой он способен приложить все свои знания, усилия и способности. Иными словами, возникает возможность для каждого обучающегося выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

Групповую работу можно организовать как по единому для всех групп заданию, так и дифференцированно. Данная работа не должна создавать иллюзию, что эта форма легче в плане подготовки и проведения. Перед тем, как дать задания обучающимся, учителю необходимо хорошо изучить материал из различных источников, чтобы не только дать посильные, но достаточно сложные задания, но и быть готовым помочь ученикам в случае затруднений при их выполнении.

Планируя групповую работу, необходимо учитывать особенности ученического коллектива: взаимоотношения учащихся между собой, уровень усвоения обучающимися их знаний и способностей. Для этого используются разные способы разделения учащихся на группы. Группы могут формироваться как на постоянной, так и временной основе, включать в себя учащихся примерно одного или разного уровня способностей.

Если в классе уже сложилась доброжелательная атмосфера, то можно использовать в организации групп случайный выбор, например, с помощью жребия. Кроме того, в ходе работы группы могут соревноваться или сотрудничать друг с другом. Групповые формы работы можно разделить на:

  1. Звеньевое обучение. Предполагает собой деление обучающихся на постоянные группы. Иными словами, обучающиеся в учебной деятельности разделены на постоянные группы, в которых не изменяются участники.

  2. Бригадное обучение. Представляет собой специально сформированные временные группы для выполнения определенного задания. Это задание может быть использовано для определения темы урока или же при закреплении материала.

  3. Дифференцированно-групповая форма работы. Имеет как постоянные, так и временные группы. Особенность данной формы работы – обучающихся объединяют с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

  4. Кооперативно-групповая форма работы. Предполагает деление обучающихся на группы для выполнения только части общего задания, т.е. обучающимся предлагается задание, в свою очередь делящееся на фрагменты, которые необходимо выполнить обучающимся, работая в группах.

Ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Поэтому А. Глазкова рекомендует педагогам следующее:

1.     Групповой работе нужно сначала научить. Для этого учитель неизбежно потратит время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2.     Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3.     При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4.     Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5.     В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении младших школьников. Этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества. Содержание заданий желательно делать проблемным, дающим возможность высказывать различные точки зрения.

На основе ряда исследований, Г.А. Цукерман пришла к выводу о том, что в проведении совместной учебной деятельности с обучающимися существует ряд преимуществ:

  1. Рост объёма усваиваемой информации и глубины понимания изучаемого материала;

  2. Возрастает познавательная и творческая активность у обучающихся.

Было выявлено, что обучающиеся при совместной работе получают больше удовольствия от занятий, чем при классическом уроке. Возрастает сплочённость коллектива, обучающиеся учатся правильно оценивать не только себя, но и других.

Каждому виду групповых работ соответствуют свои особенности. Для эффективного проведения совместной следует соблюдать некоторые правила:

  1. Необходимо грамотно комплектовать группы. Педагог должен учитывать особенности межличностных отношений детей в классе и уровень успешности младших школьников. рекомендуется не соединять и вынуждать детей к совместной работе, если они состоят в конфликтных отношениях. Лучше организовать деятельность в группах так, чтобы учащиеся смогли разрешить конфликт между собой.

  2. Педагогу необходимо помнить, что состав групп не должен постоянно меняться, но и постоянным его оставлять тоже не стоит.

Именно взаимодействуя на уроке с одноклассниками, обучающийся получает возможность искать и анализировать информацию; делиться ею с другими, высказывать свою точку зрения; открывать новые знания в коммуникации со сверстниками.

На уроках математики работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий можно вести в двух направлениях: развивать устную речь учащихся и комплекс умений, благодаря которому взаимодействие осуществляется эффективно. Для развития первого направления следует внедрять задания, где нужно проговаривать вслух изучаемый материал, а также задания повышенной трудности. Для развития второго направления более всего подойдут задания, осуществление которых проходит в группах.

Выделяют три основных вида групповой работы на уроке математики:

  1. Парная работа;

  2. Единая групповая;

  3. Дифференцированная групповая.

Коллективная работа на уроке должна уложиться в определённые временные рамки, в соответствии с возрастом обучающихся:

¾  В 1-2 классах работу в группах можно организовать лишь половину урока;

¾  В 3-4 классах групповую форму работы можно задействовать на всё учебное занятие.

Не стоит требовать полной тишины от обучающихся, поскольку выполнение заданий не будет успешным, так как участникам группы необходимо совещаться, высказывать свою точку зрения, делать выводы, а это несомненно приведёт к определённому шуму, но важно, чтобы его уровень не превышал допустимый. Педагогу важно учить детей чувствовать грань допустимого уровня шума

Следует отметить, что при выполнении группами единого задания, у детей возникает соревновательный момент, что способствует укреплению духа конкуренции, обучающиеся больше стремятся к достижению результата, возникает определённый интерес. Поэтому необходимо следить, чтобы мотивацией к выполнению заданий у младших школьников было всё же получение знаний, а не стремление обогнать друг друга, что свойственно их возрастным психическим особенностям.

Для эффективной организации работы в группе на уроке математики необходимо познакомить обучающихся с правилами взаимодействия. Такую работу следует проделать, начиная с первого класса, когда ребята только учатся сотрудничеству. Очень важным аспектом является то, что эти правила или законы должны формулироваться не учителем, а самими обучающимися.

Все правила должны формулироваться постепенно, непосредственно из жизненного опыта самих обучающихся. Лучше всего полученные правила оформить совместно с детьми в виде памятки в классном уголке.

Таким образом, применение групповой работы в учебно-воспитательном процессе даёт возможность пробудить интерес у учащихся к учебно-познавательной деятельности, достичь поставленных целей и задач, наладить отношения учеников, воспитать уважительное отношение к друг другу, организовать самостоятельную работу младших школьников. Опыт совместных сопереживаний, учеба, совместная деятельность и общение на уроке делают восприятие детей «более зорким», от категории «плохой – хороший» они постепенно переходят к менее категоричным, оценивая образ другого человека, образ класса более полно, а себя более реально.

В результате у ребёнка появляется мотивация не только к учёбе, но и к общению, к достижению успехов в совместной работе, к взаимодействию не только с учителем, но и с одноклассниками. Несомненно, групповая форма работы является одним из главных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует множество различных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий. При работе в данной области необходимо формировать у обучающихся умение выражать свои мысли, управлять собой в процессе взаимодействия и осуществлять продуктивное сотрудничество с окружающими.

Если правильно подобрать дидактический и методический материал, то обучающиеся научатся с помощью сверстников открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, учитывать мнения одноклассников, владеть собой в процессе общения. Поэтому на уроках математики необходимо организовывать совместную работу детей в группах, проводить рефлексию учащихся и учить школьников оценивать работу напарников.


Диагностическая методика по выявлению сформированности коммуникативных УУД Г.А. Цукерман «Кто прав?»

 

Возраст: 10.5 – 11лет

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).   

       Автор: Цукерман Г.А.

Форма: индивидуальное обследование.

Метод оценивания: беседа.

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Материал: три карточки с текстом заданий.

 Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

 Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике», - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

Критерии оценивания:      
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;     
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;  
- учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.  
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать, и обосновать свое мнение.

Раздел 6.

Результаты внеурочной деятельности

Результаты участия в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах

Учебный год

Название конкурса

Класс

Ф.И.О.

Баллы/

Рейтинг

Призеры и победители

2020-2021

«Литературная мозаика»

2

Ташкин Максим


3 место

2021-2022

"Вдохновение"

3

Кривошеев Илья


3место

Ташкин Максим


3 место

"Новогодняя игрушка"

3

Ялышева Дарья


участник

«Литературная мозаика»

3

Ташкин Максим


3 место



Достижение учащихся во внеурочное деятельности

Учащиеся моего класса активно участвуют во внеурочной деятельности, посещают кружки и секции, занимаются искусством




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
ПОРТФОЛИО учителя начальных классов

Автор: Чемикос Наталья Анатольевна

Дата: 07.12.2023

Номер свидетельства: 641544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Электронное портфолио учителя начальных  классов. "
    ["seo_title"] => string(54) "eliektronnoie-portfolio-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "152269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420818886"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Электронное портфолио учителя начальных классов (презентация) "
    ["seo_title"] => string(70) "eliektronnoie-portfolio-uchitielia-nachal-nykh-klassov-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "195440"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427905792"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация "Электронное портфолио учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiiaeliektronnoieportfoliouchitielianachalnykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "282165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453651258"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Портфолио учителя начальных классов "
    ["seo_title"] => string(40) "portfolio-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "124531"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414706813"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Портфолио учителя начальных классов. "
    ["seo_title"] => string(42) "portfolio-uchitielia-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "125509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415005661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства