Просмотр содержимого документа
««Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»
Автор проекта:
Донкеева Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ Школа № 170.
Самара
2016
Содержание проекта.
1.Актуальность проблемы . .…………..…..……………………….с. 3-4
2. Постановка проблемы……………….….…… ………………….с. 5
3. Цель и задачи.…………………………..…………………………с.6
4. Направления работы……………………………………………...с. 7
Механизм реализации……………………………………………..с.8
5. План реализации проекта ……………………………..…………с. 9-14
6. Предполагаемый результат…………………………....…………с.15
7.Механизм оценки результатов……………………………………с.16-17
8.Дальнейшее развитие проекта…………………………………….с.18
9.Список используемых источников……………………………….с.19
10.Приложение……………………………………………………….с.20-27
Актуальность.
Нельзя разглядеть за сухой отметкой, выставленной в дневнике, Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.
Портфолио в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания.
Образовательное учреждение и классный руководитель должны поддерживать ситуацию успеха каждого ребенка. Портфолио будет способствовать повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста.
По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:
Портфолио документов
Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений).
Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов».
Портфолио может представлять собой специальную папку с файлами, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п. (предоставляется полный простор для инициативы учащихся). Единственное требование – удобство в хранении.
Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).
Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Выделяют три основные цели этой формы работы:
1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;
2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;
3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная» составляющая «портфолио».
Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Постановка проблемы.
У каждого ребенка своя ситуация успеха. И ребенок должен пережить эту ситуацию. А отсюда очень важно создание и ведение портфолио ученика. Введение портфолио повысит образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Поэтому я считаю проблему заполнения портфолио актуальной и важной.
Цели:
Раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни
Задачи:
- формировать навыки саморефлексии, умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- Формировать установки на творческую деятельность , развивать мотивации дальнейшего творческого роста;
- создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях.
Направления.
Портфолио ученика ведется по следующим направлениям:
Титульный лист
Мой мир
Моя учеба
Моя общественная жизнь
Мое творчество
Мои впечатления
Мои достижения
Отзывы и пожелания
Работы, которыми я горжусь
Механизмы реализации проекта:
- анкетирования;
-коллективные творческие дела;
- классные часы;
- родительские собрания;
- работа с учителями – предметниками;
- экскурсии;
-участие в конкурсах, выставках классного, школьного, районного уровней;
- тренинги
План реализации проекта:
Впервые возникает потребность в создании такого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.
В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.
Начальный этап
Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.
Апрель-май
Задача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.
Основная задача первоклассников :
Выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы дневника и как эти группы назвать.
Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.
Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.
В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться :
(возможные разделы в 1 классе)
♦ Я И МОЙ КЛАСС (рассказы о себе, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);
♦ НАШ ПУТЬ И ОТКРЫТИЯ В СТРАНЕ ЗНАНИЙ (размещаются детские открытия «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения);
♦ ИНСТРУМЕНТЫ И ПОЛИГОН ИХ ИСПЫТАНИЙ (во-первых, размещаются все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году; во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался» данный инструмент, с указанием результатов «испытаний»);
♦ МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ( в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты и т.п.);
♦ ВЗРОСЛЫЕ ОБО МНЕ ( размещаются разные качественные оценки педагогов (не только школы), но и родителей).
♦ РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ
В первом классе в дневнике преобладают слова наш, наши, мы; постепенно дневник будет приобретать черты индивидуальности того или иного ученика.
Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, , давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.
ПРИМЕЧАНИЕ: После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть уничтожены, отданы учителю и т.п.
Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей.
В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание которых также может претерпевать изменения.
Название разделов пусть придумывают сами дети.
Работа может быть и организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы (а в разделах определенные рубрики) портфолио.
Отобранные работы школьником можно зафиксировать специальным значком «У» (ученик) или надписями: «Моя самая удачная работа», «Моя любимая статья по данной теме», «Моя любимая задача». Аналогичную процедуру может провести и учитель (если обе стороны договорились). Он может отбирать работы, заслуживающие особого внимания, просто интересными. Выбор учителя должен быть обозначен другим цветом или буквой, например, «П» (преподаватель).
Важно помнить, что все заинтересованные лица (учителя, родители, одноклассники) могут знакомиться с портфолио только с ведома и согласия его автора. Полный доступ к папке имеют только ученик, классный руководитель и психолог.
Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Описание технологии
Учебный Портфолио включает первый файл «Я» и два компонента: обязательный и необязательный.
Файл «Я» рассказывает о самом ученике, его семье, его интересах и увлечениях. Поскольку первоклассник еще только находится в начале обучения, то этот файл создается совместными усилиями родителей, учеников и учителя. Родители в небольшом сочинении рассказывают о своем ребенке, каким он был маленьким, чем любит заниматься, интересные случаи из жизни ученика, каким родители видят своего ребенка в будущем. Сами учащиеся рисуют в виде созвездия свою семью, делают рисунок, на котором изображают себя маленьким, потом первоклассником и взрослым, имеющим какую-то профессию. В этот же файл помещает свои заметки об ученике и сам учитель.
Обязательный компонент (собирает учитель). Он включает проверочные и тестовые работы ученика по предметам, дневник-тетрадь «Мои достижения», оценочные листы (карты успеха).
Дневник-тетрадь «Мои достижения» (см. приложение) ведется учителем совместно с учеником. Она включает рубрики, которые отражают знания, умения и навыки, изучаемые учащимися на уроках по данному предмету, исходя из стандарта образования. В них помещаются задания, направленные на выявление уровня овладения детьми конкретным навыком. Здесь же данный уровень фиксируется с помощью следующей символики: «+» - ученик владеет данным навыком, «-» - ученик на данный момент еще не овладел данным навыком, «+-» - ученик владеет данным навыком, но допускает ошибки. После проведения проверочного задания учитель с учеником проводит индивидуальную беседу. Ученик оценивает свое задание сам, затем учитель дает оценку, а далее эти оценки сопоставляются. Фиксируется дата выполнения задания. Оценка данного навыка идет не единожды, а несколько раз, по мере обучения. Результаты этой работы выносятся на оценочные линеечки. Это позволит ученику видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу. Очень важно для ученика знать, что ему удается, какие пробелы в своих знаниях следовало бы восполнить и как. Таким образом, у него формируется навык самоконтроля и самооценки. Учитель в ходе такой работы может видеть не только результат обучения, но и процесс формирования данного навыка, что позволит обеспечить нужную коррекцию. Дневник-тетрадь содержит все навыки по изученному материалу и поэтому может служить справочным материалом. Данная работа проводится во время резервных часов по темам на уроке, во время индивидуальных занятий во внеучебной ситуации.
Карты успеха фиксируют дату проведения проверочных работ и результат по ним, используя символику: «+» - полностью справился; «-» - не справился; «+-» - справился, но допустил ошибки. Идет регистрация результатов обучения на протяжении всего учебного года. Другой вид имеет карта успеха по чтению. Она представляет собой график с двумя осями координат. На одной оси указывается дата проверки навыка чтения, а на другой количество прочитанных за минуту слов. Под графиком рисуется сам ученик (схематично), причем по мере увеличения скорости чтения человечек растет. С помощью этих карт можно проследить динамику школьной успешности. Заполняются они учителем. Карты предназначены для работы с родителями и в качестве отчета перед администрацией школы. По картам успеха и тетрадям достижений ведется работа учителя с родителями. Учитель знакомит родителей с задачами проверочных работ, с их содержанием, с оценками за работу, поставленными самим учеником и учителем. В ходе такой работы выявляются успехи и неуспехи детей. Учитель дает советы по организации помощи детям дома, что позволит сделать ее более правильной и конкретной. Эта работа проводится во время родительских собраний и индивидуальных консультаций.
Данный компонент учебного Портфолио предполагает совершенствование школьной оценки. Самым продуктивным подходом в этом является превращение ученика в активного субъекта контрольно-оценочной деятельности, в переходе от оценки учителя к самооценке ученика, а еще лучше в совмещении этих оценок. Для формирования адекватной самооценки учащихся нужно включить в процесс оценивания своей познавательной деятельности. Для достижения данных целей используются следующие приемы:
В начале выполнения задания дети сами предлагают те критерии, выполняя которые можно справиться с заданием успешно.
После выполнения задания учащиеся возвращаются к тем критериям и, используя их, оценивают себя.
Эти приемы могут использоваться на любом уроке при выполнении самых различных заданий. Например, русский язык – списывание текста. Дети предлагают следующие критерии: аккуратность, красота написания букв, правильность соединения букв, грамотность написания слов (для этого нужно диктовать себе слово по слогам так, как оно пишется и после написания проверить, сравнив его с печатным словом в учебнике).
Оценка учеником работы, выполненной другим, т. е. взаимооценка во время работы в паре иле группе. Наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.
Сравнение своих действий и результатов работы с заданным образцом, эталоном. Этот прием может использоваться, начиная с первых уроков в первом классе при обучении написания букв (напиши букву целую строку и подчеркни те, которые больше всего похожи на образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке знания таблицы сложения (реши выражения, а затем возьми таблицу-справочник и проверь себя), при проверке проверочных работ.
Сопоставление оценки, поставленной самим учеником с оценкой за эту же работу, поставленной учителем. Тем самым выявляется степень объективности первой оценки. Данная работа может проводиться, как при оценивании классных работ, так и при оценивании проверочных работ. Если оценки не совпадают важно выяснить причину этого и наметить пути преодоления проблемы.
Необязательный компонент Портфолио (собирает сам ученик).
Он содержит работы ученика по различным предметам, выполненные на уроках, во время внеурочных занятий, дома. У учащегося есть желание сохранить их, чтобы видеть свои успехи, свое продвижение вперед.
Для сбора материала в данный компонент Портфолио могут использоваться различные задания:
Разные творческие работы с уроков трудового обучения, рисования.
Творческие задания с уроков литературного чтения (на уроке и дома). Сочини стихотворение, небылицу, загадку, сказку (по иллюстрации). Составь свою азбуку (например, съедобную, сказочную, именную, животную…), опиши неживой предмет, как одушевленный, составь художественный и научный рассказы на одну тему, сделай иллюстрации к тексту и т. д. При выполнении этих работ детям помогают родители, здесь идет их совместная деятельность. Учащиеся учатся у своих родителей, берут с них пример. Это тоже очень важно в учебном процессе.
Сочинения с уроков русского языка.
По желанию дети вкладывают данные работы в свой Портфолио, указывают дату его проведения. В последующие годы ребенок еще будет выполнять подобные задания и сможет их сравнить и увидеть свое продвижение.
Кроме того, в данном компоненте могут находиться различные справочные материалы, составленные самим учеником. Например, на уроках математики по мере изучения состава чисел в пределах десяти учащиеся составляют столбики таблицы сложения до десяти, (работа ведется в группах). После знакомства с переместительным законом сложения дети приходят к выводу, что таблица содержит лишние равенства. Одно равенство из пары удаляется, остается то, в котором к большому числу прибавляется меньшее (к этому выводу дети приходят самостоятельно, поскольку так легче считать). Далее познакомившись с правилом - «прибавить к числу один - значит получить следующее при счете число», учащиеся удаляют те равенства, которые подходят к данному правилу, придя к выводу, что их не нужно запоминать, поскольку есть соответствующее правило. В результате всей работы остается двенадцать равенств, которые и составят таблицу сложения до десяти. Это будет первый справочник учащихся, которым они будут пользоваться дома и на уроках.
В необязательный компонент Портфолио могут входить и результаты применения и других технологий.
Предполагаемые результаты.
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Механизм оценки результата.
1 вариант
«Карта успеха» (за 1-ю четверть; можно за 1-4 четверть) ученика (цы) 2 «__» класса
Предмет/ умения
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Чтение:
Темп чтения
Чтение целыми словами
Понимание прочитанного текста
И т.д.
Русский язык:
Писать слова с непроверяемыми
(написаниями)
Находить в предложении подлежащее и сказуемое
Узнавать слова, обозначающие предметы (признаки, действия предметов)
И т.д.
Математика
Окружающий мир
Условные обозначения:
+ - знает и умеет применять на практике;
□ – знает, но иногда ошибается;
? – самостоятельно не выполняет
«Карта успеха» может создаваться учителем на каждую четверть отдельно.
2 вариант
Тема: Дроби.
Умения
дата
дата
дата
Итог по теме
1. Читать и записывать дроби.
2. Сравнивать дроби
3. Находить часть от числа
И т.д.
Графу «дата» можно разделить на два столбика: самооценка учителя и оценка учителя.
3 вариант
Тема проверочной работы
(и вид контроля)
Уровень (высокий средний, низкий)
1.
2.
Дальнейшее развитие проекта.
Презентация содержания проекта на классном собрании, на Совете школы , на педагогическом совете, на общешкольной конференции.
Выпуск методических рекомендации для классных руководителей по оформлению порфолио.
Родительское собрание Презентация: «Роль и значение портфолио»
Семинар-практикум с учителями начальной школы: «Роль и значение портфолио»
Список используемых источников.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (проект) -
2.А.В.Иванов «Портфолио в начальной школе», М.: «Просвещение», 2011 г.