kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портфолио как средство личностного развития младшего школьника в рамках внедрения ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит цели формирования портфолио,  концепцию и философию ученического портфолио. функции и структуру портфолио ученика начальной школы, принципы формирования и примерное содержание. Раскрывается участие родителей в процессе формирования портфолио, а так же формы оценки и предварительные результаты работы учителя с портфолио.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портфолио как средство личностного развития младшего школьника в рамках внедрения ФГОС НОО »



Портфолио как средство личностного развития младшего школьника

в рамках внедрения ФГОС НОО





Лактюшина Анна Олеговна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №30

Тверь





Слово «Портфолио» было известно ещё в эпоху Ренессанса, когда этим термином называли альбом с рисунками и чертежами, который обязаны были предъявить художники и архитекторы, претендовавшие на место в Академии художеств. В переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», «папка с документами», с английского – «портфель для документов».

В 80-х годах ХХ века в США возникла идея применения портфолио в школе.

"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов",- писал министр образования В.М.Филиппов в газете "Комсомольская правда" (14.01.2003).

В 2004 году в Министерстве образования и науки РФ была представлена (утверждена приказом №373 от 06.10.2009) концепция портфолио достижений ученика, которая призвана была помочь проследить развитие ребёнка, обнаружить в нём склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, её значимость для современной системы образования.



-1-

Папка портфолио предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из учеников сможет рассказать о себе, а папка сохранит рассказы детей для них самих и других людей, которые захотят узнать учеников лучше. 

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
­- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
-максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный")
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, в начальной школе раздел "Творческие работы" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения.

-2-

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат..



Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы, высшего заведения и профессии.

Концепция портфолио:

Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".



-3-

Философия ученического портфолио предполагает:

– смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;



Портфолио решает следующие педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять активность и самостоятельность учащихся;

- расширять возможности обучения и самообучения; цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для дальнейшей успешной социализации.

"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" - девиз ученика начальной школы в работе с портфолио.



Выделяются следующие функции портфолио:

-диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определённый период времени)

-4-

-целеполагания (поддерживает учебные цели ученика)

-содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ)

-развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году)

-мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей)

-рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные достижения ученика).



Портфолиоэто портфель личных достижений ученика, который содержит:

  • личные работы ученика,

  • творческие работы, отражающие его интересы,

  • лучшие работы, отражающие рост успехов ученика в какой-либо области,

  • самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников,

  • доклады,

  • сообщения,

  • размышления об отобранных материалах и своем продвижении в учебной и внеклассной деятельности.


-5-



Рисование «генеалогического древа», анкетирование, самоанализ интересов, учебных склонностей, взаимоотношений ребёнка с коллективом класса также ориентируют автора портфолио на соотнесение Я с окружающим миром, в котором, кроме достижений, есть и проблемы, которые ему придётся и приходится решать.

Вообще, большая часть материалов, содержащихся в портфолио, побуждает ребёнка именно к рефлексии, самооценке и самоконтролю, формируя, таким образом, важнейшие личностные качества: самостоятельность, активность, ответственность, креативность, кругозор, сбалансированную самооценку.

В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.



Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
В состав портфолио должны включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, - протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

-6-

1. Выборки детских работ – формальных и творческих,

выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

  • по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

  • по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

  • по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные

-7-

результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

  • по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

  • по технологии – фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

  • по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в

-8-

целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.



Стандарт устанавливает три основные группы результатов – личностные, метапредметные и предметные. Общая характеристика этих результатов и их специфика, отражающая особенности возрастной группы обучающихся, представлены в Требованиях стандарта к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета

-9-

опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Практически все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно. При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Работу по созданию портфолио я начала с родительского собрания, на котором рассказала о целях и задачах создания портфолио, об этапах его формирования .Не все родители были уверены, что начинать работу с портфолио надо в начальной школе.

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Обратили внимание на возможные разделы портфолио, на принципы его формирования.



-10-

Принципы формирования портфолио:

1. Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио.

2. Сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых.

3. Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио.

4. Использование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.

5. Исключить формальный подход к портфолио - "соревнование за количество".

6. Собираем не только документы "с печатями".

7.     Акцент на содержании, а не на форме.

Важно помнить, что главное в оформлении портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.



Единых требований к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса.







-11-

За основу я взяла красочное «Портфолио ученика начальной школы», изданное ЗАО «Праздник». Оно остоит из двухсторонних тематических листов-разделителей:
1) Титульный лист
- содержит основную информацию -фамилия имя и отчество, дата и место рождения, фото ученика. Можно поместить информацию о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

2) Содержание - позволяет ориентироваться в разделах портфолио.
3) Моя семья - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье, фото.
4) Мои друзья - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
5) Где я живу - адрес дома и школы. Можно поместить рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же размещена  схема маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

6) Мой класс, мои учителя - рассказы или заметки об одноклассниках и о педагогах.
7) Достижения в учёбе, мои оценки - ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения. 
8) Мои увлечения и занятия, мои кружки и секции - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
9) Копилка достижений - здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные

-12-

ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке. 

10) Копилка творческих работ - в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

11) Моё участие в мероприятиях и праздниках - мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 
12) Мои впечатления - в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
Хотелось бы добавить раздел "Отзывы и пожелания", который
заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «День матери». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, привлек к оформлению своих товарищей.

-13-

Участие родителей в процессе формирования портфолио ученика начальных классов

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.

Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эта помощь сводится к минимуму. С самого начала работа ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Однако немалую часть работы проделали и родители. Так, к примеру, рисование генеалогического древа подвигло родителей не только опросить вместе с ребёнком ныне живущих представителей старшего поколения, но и обращаться за информацией в архивы и к ресурсам сети Интернет.

Могу утверждать, что, благодаря участию большинства родителей в работе над детским портфолио, удалось не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удалось сформировать у школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и общественной деятельности.



Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:

• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);

• выставка «портфелей* (по желанию учащихся).



-14-

Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:

• творчество;

• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);

• понимание и полнота отражения учебного материала.

Предварительные результаты.

Работа с портфолио позволяет учителю:

• оценить уровень самостоятельности детей;

• выявить проблемы в формировании у них самооценки;

• определить преобладающую мотивацию ребенка;

• оценить уровень владения умениями и навыками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому портфолио в начальной школе, заменяя традиционную балльную отметку и дополняя другие виды оценивания,

-15-

позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе

Учителю портфолио «рассказывает» о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь.

Полезно портфолио и родителям. С его помощью они видят движение ребенка в овладении знаниями, умениями, навыками, видят его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.Ученику портфолио помогает осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей.

Оформление портфолио ученика начальных классов важно еще и потому, что ребенок следит за ним. Он будет развивать коммуникабельность, учиться правильно излагать свои мысли, ведь составление и ведение портфолио требует общения с родителями и педагогами.

Важно помнить, что все заитересованные лица (учителя, родители, одноклассники) могут знакомиться с портфолио только с согласия его автора.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.

Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность.

-16-

Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.

В процессе работы над созданием портфолио нашим коллективом было подмечено, что заинтересованность ученика к сбору материала и оформлением собственного досье играет очень большую роль. Только добровольность участия является гарантией того, что портфолио ученика начальной школы будет иметь индивидуальность и особую ценность в дальнейшем. Принудительное ведение портфолио придает ему слишком формальный характер, который не дает раскрыть истинный творческий и личностный потенциал ребенка.

Интерес к формированию и накоплению портфолио усиливает положительную мотивированность ученика. Наблюдая за процессом собственного личностного роста, ребёнок начинает ориентироваться на положительные гуманистические ценности. Он может наглядно убедиться как в ценности другого человека, так и в ценности собственного я. Так, например, ученик А имеет большой объём материала в разделе «Мои достижения», ученик Б – в разделе «Мои награды», а ученик В – в разделе «Мои творческие работы». Сравнение наглядно показывает как творческие пристрастия и наклонности, так и разнообразие интересов и, следовательно, возможность для сотрудничества и дополнения друг друга.

Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лактюшина Анна Олеговна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства