«Получение кругозора знаний в области компетентности учащихся на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»
«Получение кругозора знаний в области компетентности учащихся на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»
Данная статья поможет учителям в работе по организации научно- исследовательской деятельности младших школьников на различных уроках.В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Получение кругозора знаний в области компетентности учащихся на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»»
«Получение кругозора знаний в области компетентности учащихся на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А. Сухомлинский
Это высказывание особенно точно применимо к организации научно- исследовательской деятельности младших школьников, потому что без заинтересованности со стороны учащихся не будет никакой творческой работы. В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью. В рамках анализируемой нами проблемы значительный интерес представляет характеристика современных детей, выросших в изменившейся социальной ситуации. Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ (средства массовой информации) оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По - мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. Так, в интернет-источниках информационная грамотностьтрактуется каккомплекс навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. В публикациях, посвященных проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. Информационная культура рассматривается как одна из составляющих общей культуры человека, как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные технологии, современные технические средства и методы. Информационная культура связана с социальной природой человека. Проблемно-диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно-диалогическом методе является создание проблемной ситуации, которая:
должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступна для разрешения её учеником;
должна вызывать интерес своим содержанием и потребность ученика в её решении;
должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперёд в учебной деятельности.
Для формирования информационной компетентности важным является применение исследовательского метода обучения, в соответствии с которым на урокеорганизуется деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций, в том числе информационной, поскольку универсален по отношению предметному содержанию и эффективен. Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.
Развитие у детей способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика на основе самостоятельно получаемых знаний способствует формированию информационной компетентности. При этом исследование не предполагает создание какого-либо объекта, даже его модели. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. В связи с повсеместным переходом школ на новые стандарты мы задались вопросом: какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах.
Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Реализация основной образовательной программы начального общего образования не сводится только к учебному плану и плану внеурочной деятельности. Большим подспорьем является деятельность учителя как классного руководителя и реализация программы воспитания.
Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности. Таким образом, только интеграция основной образовательной программы начального общего образования и воспитательной системы школы позволят нам сформировать выпускника начальной школы, соответствующего требованиям ФГОС:
Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника.
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования. На мой взгляд, проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Информационный источник:
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».