kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Получение кругозора знаний в области компетентности учащихся на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет учителям в работе по организации научно- исследовательской деятельности младших школьников на различных уроках.В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Получение кругозора знаний в области компетентности учащихся на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»»

«Получение кругозора знаний в области компетентности учащихся на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»


«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А. Сухомлинский



Это высказывание особенно точно применимо к организации научно- исследовательской деятельности младших школьников, потому что без заинтересованности со стороны учащихся не будет никакой творческой работы. В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью. В рамках анализируемой нами проблемы значительный интерес представляет характеристика современных  детей, выросших в  изменившейся социальной ситуации. Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ (средства массовой информации) оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По - мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. Так, в интернет-источниках информационная грамотность трактуется как комплекс навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.  В публикациях, посвященных проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. Информационная культура рассматривается как одна из  составляющих общей культуры человека, как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные технологии, современные технические средства и методы. Информационная культура связана с социальной природой человека. Проблемно-диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно-диалогическом методе является создание проблемной ситуации, которая:

  • должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступна для разрешения её учеником;

  • должна вызывать интерес своим содержанием и потребность ученика в её решении;

  • должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперёд в учебной деятельности.

Для формирования информационной компетентности важным  является применение исследовательского метода обучения, в соответствии с которым на уроке организуется деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. 

Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций, в том числе информационной, поскольку универсален по отношению предметному содержанию и эффективен. Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.

Развитие у детей способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика на основе самостоятельно получаемых знаний способствует формированию информационной компетентности. При этом исследование не предполагает создание какого-либо объекта, даже его модели. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. В связи с повсеместным переходом школ на новые стандарты мы задались вопросом: какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах.

Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.  Реализация основной образовательной программы начального общего образования не сводится только к учебному плану и плану внеурочной деятельности. Большим подспорьем является деятельность учителя как классного руководителя и реализация программы воспитания.

Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности. Таким образом, только интеграция основной образовательной программы начального общего образования и воспитательной системы школы позволят нам сформировать выпускника начальной школы, соответствующего требованиям ФГОС:

  • Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир.

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования. На мой взгляд, проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.




Информационный источник:

  1. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.

  3. http://schools.keldysh.ru/labmro  — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

  4. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аблемова Румия Ханжяровна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства