Почему детям с разным уровнем возможностей важно учиться вместе?
Почему детям с разным уровнем возможностей важно учиться вместе?
У здорового ребёнка гораздо больше ресурсов для быстрой социализации. У ребёнка с особенностями развития, как правило, возможностей быстро осваивать навыки поведения гораздо меньше. Изоляция детей с особенностями развития приводит к еще большей их отчуждённости от общества. А обучение среди обычных детей , наоборот, даёт возможность адаптироваться к социуму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Почему детям с разным уровнем возможностей важно учиться вместе?»
Почему детям с разным уровнем возможностей важно учиться вместе? Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по следующим причинам.
В социальном аспекте роль школы очень высока. Дети учатся взаимодейст-вовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений.
У здорового ребенка гораздо больше ресурсов для быстрой социализации. У ребенка с особенностями развития, как правило, возможностей быстро усваивать навыки поведения в обществе гораздо меньше. Изоляция детей с особенностями развития приводит к еще большей их отчужденности от общества. А обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму.
С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку «слабым» положительно сказывается на будущих отношениях выросших детей со своими маленькими детьми и со своими престарелыми родителями.
Для здоровых детей присутствие в классе «особых» учеников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям. Успех совместного обучения несет в себе много радости – как для самих особых детей, так и для их родителей, для которых школьная успешность их ребенка – это прорыв на пути к нормализации жизни семьи и ее социальной адаптации в обществе.
Инклюзивное образование дает:
- детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности;
- родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии;
- школе – возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны;
- обществу – возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности;
- государству – возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений.
С 2015 учебного года , имея в классе ребёнка с ограниченными возможностями в обучении, подтверждёнными медицинским учреждением, я работаю по адаптированной образовательной программе , составленной на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой .
Передо мной возник основной вопрос:
Как совместить обучение особенного ребёнка и обычных детей в процессе учебной деятельности без ущерба для каждого в их полноценном обучении и развитии.
Для начала я познакомилась с особенностями таких детей. Для этого обратилась к изучению специальной литературы, консультировалась с психологом школы, вела собственные психолого-педагогические наблюдения. Выяснила, что данный учащийся :
Имеет проблемы как в интеллектуальном развитии, так и в психофизиологическом (характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы);
легче воспринимает (запоминает) яркие и красочные образы;
неусидчив, не может долго концентрировать внимание (требуется частая смена деятельности и разнообразие приемов работы);
характеризуется слабо развитым абстрактным мышлением, лучше воспринимает материал, который опирается на практику, личный опыт;
имеет слабую память, особенно долгосрочную;
характеризуется также обедненной речью (неохотно отвечает устно);
Опираясь на полученную информацию определила основные направления работы:
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
(совместные физминутки, гимнастика для глаз во время урока, школьное питание, оздоровительная физкультура, подвижные игры на переменах. Всё это он выполняет с удовольствием вместе со всем классом.)
Следующее направление:
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общения, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
Ребёнок с особенностями развития чувствует себя в коллективе комфортно, уверенно. Любит общение, неагрессивен, дружелюбен, с удовольствием принимает участие в групповых играх, с желанием делится личными предметами с одноклассниками, готов прийти на помощь, выполнить просьбу товарища. С желанием выполняет общественно - полезную работу в классе. Выполняет все гигиенические требования по отношению к себе и своим школьным принадлежностям.
Следующее направление:
формирование на доступном уровне простейших знаний и навыков в обучении
Во второй класс он перешёл по рекомендации ПМПК , для дальнейшего обучения по программе 8 вида: начальную школу он должен пройти за 8 лет и основными предметом должна быть технология. Он , полностью не освоив программу первого года обучения (не знал букв, не владел навыками счёта , мог копировать письменный текст без понимания смысла), должен теперь обучаться вместе с одноклассниками.
В классе обучаться ему трудно, т.к. поддержка учителя ему необходима каждую минуту . Имея в классе 20 учеников, одновременно вести обучение по двум совершенно разным программам очень сложно. Находясь на совместном уроке особенный ребёнок выполняет посильную работу , не требующую моей сиюминутной помощи ( списывание текста, чтение . выделение определённых слови т. д. ) Зачастую он выполняет их быстро, неверно, только ради того, чтобы выкрикнуть «я всё» привлекая к себе всеобщее внимание.
А в моменты, когда весь класс отправляется на уроки других преподавателей я уделяю ему всё свободное время и эти уроки проходят достаточно продуктивно. Ребёнок уже потихоньку освоил печатные буквы, научился складывать слоги в слова, но осталась проблема о смысле прочитанного слова. Понимание самых простых слов приходит иногда с пятого, иногда с десятого прочитанного раза.
Ребёнку у которого память, не то, чтобы кратковременная, а сиюсекундная, понять и запомнить смысл прочитанного слова очень сложно.
В процессе работы использую дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространства, осуществлять анализ и сравнение.
Поработав этот учебный год в данном режиме я поняла, что это очень сложный и трудоёмкий процесс обучения, требующий от меня, как от педагога, больших физических и психологических усилий, огромной подготовки к каждому совместному уроку и каждому дополнительному индивидуальному занятию с этим ребёнком. Да это всё непросто, но меня радует, что мы уже с ним добились определённых успехов. И глядя на его светящиеся глаза, от радости возможности общения в своём родном коллективе, становления своего «я» как личности, осознаёшь, что все трудности нашего обучения несравнимы с получением им полноценного опыта социальной жизни.