Просмотр содержимого документа
«Почему корабли не тонут»
5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская СОШ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Почему корабли не тонут?»
Автор:
Велькин Егор,
Класс: 2
Руководитель:
Грачёва Галина Алексеевна, учитель
начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Меня давно интересует вопрос, почему некоторые предметы тонут, а некоторые держатся на поверхности воды.
Под водой мы можем поднять огромный камень, который с трудом поднимаем в воздухе. Когда мы плаваем в воде, наше тело выталкивает на поверхность какая-то сила. Почему плот из массивных бревен в связке, так легко держится на воде и не тонет. И как же странно, что маленький гвоздь, брошенный в воду, сразу идет на дно! И почему тогда, огромные корабли, построенные из металла, вес которых составляет десятки, а иногда и сотни тысяч тонн спокойно бороздят просторы мирового океана? Как можно объяснить эти явления? Мне захотелось узнать, почему это происходит? Я решил провести небольшое исследование.
Задачи моего исследования:
собрать и проанализировать информацию плавучести тел;
провести опыты, объясняющие условия, при которых тела плавают в воде;
решение проблемной ситуации проекта;
А проблемная ситуация у нас возникла, когда мы с моей сестрёнкой Соней решили поиграть. Зайчатам нужна помощь. Наступила весна. Снег растаял, в лесу началось половодье. Помогите одному из зайчат переплыть к другому зайчонку. Какой кораблик нужно сделать, чтоб он плавал и не тонул?
Итак цель исследования: выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть.
В ходе проведения исследования я выдвинул следующие гипотезы:
возможно, корабли не тонут, т.к. сделаны из лёгких материалов;
может быть, корабли не тонут потому что внутри них имеется воздух и они имеют особую форму и строение.
Я проделал первый опыт, чтобы узнать, зависит ли плавучесть корабля от материала, из которого построено судно?
Я решил выяснить, какие тела тонут, а какие плавают на поверхности. Для проведения опыта необходимы разные предметы: емкость с водой, деревянный цилиндр, скрепка, камень, гвоздь, пластина из металла, лист бумаги, брусок пластилина.
В ходе проведения опыта опустил предметы в воду и выяснил, какие предметы плавают, а какие тонут.
С давних времен люди строили корабли и лодки в основном из дерева, используя свойство дерева – плавучесть.
Вывод: корабль можно построить из нетонущего материала.
Опыт №2
Далее я узнал как зависит плавучесть корабля от формы его корпуса?
Для проведения опыта необходимы: емкость с водой, брусок пластилина. Я погрузили брусок в воду. Он утонул. Учитель предложил слепить из бруска пластилина форму кораблика.
Далее погрузил кораблик в воду и увидел, что он не тонет, а плавает. Материал, который может утонуть плавает. Это связано с тем, что брусок приобрел особую форму, позволяющую держаться на поверхности воды. Поэтому корабль, изготовленный из материалов, имеющих тяжелый вес держится на поверхности и не тонет.
Вывод: корпус корабля имеет особую форму и может держаться на воде под воздействием определённых сил.
Опыт №3 «Воздух легче воды» Воздушный шарик поднимается вверх, если внутри него есть воздух. Я подумал,
как же влияние воздуха сказывается на плавучести корабля? Чтобы узнать это я взял 2 куска пластилина. Из одного куска сделал кубик и погрузил его в воду. Что же мы видим? Кубик из пластилина утонул. Другому придал форму скорлупы ореха и тоже погрузил в воду. Как мы уже знаем – пластилин должен утонуть в воде, но что же происходит?Вес пластилина остается прежним, он не меняется, но как только пластилин приобретает форму скорлупы, он не тонет. Держится на плаву. Все дело в воздухе, который оказался внутри пластилина, благодаря тому, что мы изменили ему форму и объём. На самом деле воздух удерживает предметы на поверхности. Получается, что именно воздух удерживает корабль на плаву. Корабль внутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений
Из книжек я узнал, что есть еще и другая сила, которая удерживает корабль на поверхности воды. И мама мне рассказала о древнегреческом учёном Архимеде, который изучал плавучесть тел. Я узнал, что чем больше предмет, опускаемый в воду, тем больше воды он вытесняет и тем большая сила выталкивает его наверх. Таким образом на предмет, находящийся в воде действует сила Архимеда, которая выталкивает его на поверхность.
Вывод: воздух на самом деле удерживает предметы на поверхности. Получается, что именно воздух поддерживает корабль на плаву.
Вывод: на корпус корабля, погруженный в воду, действует выталкивающая сила Архимеда, направленная вверх, к поверхности воды.
Опыт №4 «Удивительное яйцо». Ещё один опыт мне подсказала учительница.
Для этого нам потребуется: два стакана, два яйца, соль.
Я взял пустой стакан и положил туда яйцо. Налил в стакан воды. Яйцо осталось лежать на дне. Я взял другой стакан и проделал то же самое, но в него я стал добавлять соль. Сначала яйцо оставалось на дне, но чем больше соль растворялась в воде, тем выше поднималось яйцо.
Вывод: выталкивающая сила солёной воды больше, чем пресной.
Опыт №5
Далее мы уже с сестрёнкой выяснили, какой материал для изготовления кораблика будет являться прочным, позволяющим ему долгое время держаться на плаву.
Берем кораблики, сделанные из листа бумаги и бруска пластилина, погружаем в емкость с водой.
Видим, что кораблик из бумаги размок и стал погружаться под воду, а кораблик из пластилина находиться на плаву.
Вывод: на плавучесть тел влияет материал из которого изготовлен корабль.
ВЫВОДЫ
В результате проделанной работы я узнал много интересного об истории кораблестроения, а также о том, что помогает кораблям держаться на поверхности воды.
В ходе своего исследования я выяснил, что ошибался, когда думал, что в кораблестроении используются специальные лёгкие материалы. Но мои предположения о том, что стальные корабли не тонут, потому что имеют особую форму, оказались верны.
Из результатов поставленных опытов, я знаю, что корабли не тонут, если:
корабль построен из нетонущего материала,
Корпус корабля имеет особую форму и может держаться на воде под воздействием определённых сил.
На корпус корабля, погруженный в воду, действует выталкивающая сила (сила Архимеда), направленная верх, к поверхности воды.
Корабль имеет особое строение корпуса, и воздух, находящийся внутри отсеков судна, помогает кораблю держаться на поверхности воды.
Как много всего интересного окружает нас! Как много нам еще предстоит узнать!
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКОВ
ИНТЕРНЕТ
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка» М. «Педагогика», 1991.
«Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» М. «МАХАОН», 2003.
Л. Горев. "Занимательные опыты по физике" М. Просвещение, 1985
«Энциклопедический словарь юного физика» М.: Педагогика Пресс,1995
«Юный исследователь» М.: "РОСМЭН",1995
Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли [Текст] / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.
Почему корабли плавают? Лабораториум №17 - YouTube