kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему корабли не тонут (исследовательская деятельность в бассейне)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен конспект занятия по плаванию в интеграции с исследовательской деятельностью. Занятие разработано для детей 6-7 лет. В ходе занятия дети, под руководством педагога, проводят последовательный ряд опытов и находят подтверждение им в упражнениях для плавания, в результате выходя на решение главной проблемы - "Почему корабли не тонут?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почему корабли не тонут (исследовательская деятельность в бассейне)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 61 комбинированного вида"
















Почему корабли не тонут?

(конспект НОД, подготовительная к школе группа)













Автор-составитель:

Дюжева Оксана Геннадиевна,

инструктор ФИЗО 1 категории

МБДОУ № 61





















Ленинск-Кузнецкий 2016





Место проведения: бассейн МБДОУ 61.


Цель исследовательской работы: выявление природы плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.


Задачи: 1. Собрать и проанализировать информацию о плавучести тел.


2. Провести опыты, объясняющие, почему одни предметы тонут, а другие нет.


3. Узнать у взрослых, почему не тонут огромные железные корабли?


Гипотезы: 1. Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую форму, то он не утонет в воде.


2. Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.


Методы исследования:


• Беседы с взрослыми;


• Изучение познавательной литературы;


• Работа с компьютером;


• Наблюдения;


• Исследование;


• Проведение опытов, экспериментов.


Ход занятия


Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет необычное занятие - сегодня мы будем проводить опыты. Какие и для чего, я скажу чуть позже. А пока давайте вспомним правила поведения в бассейне.

(Дети проговаривают правила, затем заходят в воду и садятся в круг)

Однажды летом мой сын играл с водой, бросая в неё различные предметы. Одни из них тонули, а другие - нет. Но это не удивляло, т.к. он знал, что одни предметы легче воды, а другие - тяжелей. Каково же было его удивление, когда он увидел, на море корабль. «Почему же он не тонет? Ведь он железный!»- спросилон у меня.

А вам интересно узнать ответ на этот вопрос?

Пару недель назад мы с вами проводили подобный опыт в группе, пятаясь выяснить "от чего зависит плавучесть предметов?". Вы выдвинули несколько версий. Вспомните и озвучте их. (Тяжёлые тонут, а лёгкие - нет; тонут предметы из которых вышел воздух и они наполнились водой).

Я предлагаю вам провести своё небольшое исследование, чтобы получить ответ на вопрос «От чего же зависит плавучесть предметов? »


Для начала - разомнёмся. (Разминка в воде: разные виды ходьбы и бега)


- Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – дружат и крепко держатся за ручки, - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну.

А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды.

- Давайте возьмёмся за руки - мы - молекулы - станем в круг и ляжем на воду. А теперь крепко обнимемся и погрузимся в воду. Когда мы быстро стали опускаться вниз? (Когда мтояли плотно друг к другу).


1. Проверим это утверждение на опыте: «Тонет, не тонет»


Предмет

Тонет

Не тонет

Тонет, но не сразу

Металл

+



Пробка


+


Стекло

+



Дерево


+


Бумага



+

Вата



+

Камень

+



(дети берут каждый по 1 предмету, исследует свойства и ставит магнит в соответствующую клетку)


Вывод: Плотность деревянных тел, ваты и бумаги меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические, каменные и стеклянные – нет.


2. Давайте проведём ещё один опыт: «Не тонет, как ни старайся»


Нам понадобятся вода и воздушный шар. Шарик надуваем.


Теперь стараемся утопить воздушный шар в воде. Ещё раз, ещё и ещё.


Ничего не выходит. Может, опять всё дело в плотности? Давайте мы с вами наберём в лёгкие воздух и погрузимся в воду. Мы будем плавать или пойдём ко дну? (Дети выполняют упражнение "поплавок" и "звезда на спине") (Мы будем плавать, т.к воздух в лёгких нас будет держать на поверхности)


«А что же за сила выталкивает шарик на поверхность? »

Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен сейчас как Закон Архимеда. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность.

- Вдохните глубоко и лягте на воду на спину как звёздочки. Что происходит с вашими телами? (Они всплывают)

Итак, мы уже убедились в том, что предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному. Но это ещё не всё. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное - придать ему нужную форму.


Пришло время проверить правильность нашей гипотезы о том, что пластилин не утонет в воде, если придать ему определённую форму.


Опыт 3: «Почему он не тонет, или всё зависит от формы? »


Нам понадобятся 2 куска пластилина.


1) опускаем пластилин в воду – он естественно тонет;


2) теперь попробуем слепить из этого куска плошку и опустим её на воду.


Ура! Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!


Гипотеза подтвердилась!


То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны. Металл тонет, а если построить из него огромный корабль, то он спокойно будет плавать по воде. Стальной корабль не тонет, потому что он вытесняет много воды. А мы знаем, чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его. Ай да Архимед!


Заключение.


1. Мы нашли ответ на вопрос «Почему корабли не тонут»


2. Гипотезы наши подтвердились.


3. Мы узнали много нового про свойства воды, про закон Архимеда, про молекулы.


4. Конечно, есть еще много того, что вы не понимаете, например, физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в школе вы сможете разобраться в этом вопросе подробнее.


В заключении предлагаю поиграть. Игра "Водолазы": дети стоят на дне бассейна, руководитель раскидывает яркие предметы; по сигналу дети достают со дна предметы за определённое время. Побеждает команда, собравшая большее количество предметов.


Список литературы:


1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.


2. Перля З. Н. Корабли / З. Н. Перля: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1960. – С. 443-459.


3. Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.


4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность


детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –С. 68-70.


5. Использование Интернет-ресурса:


http://www.maam.ru/detskijsad/-pochemu-korabli-ne-tonut.html

Веникова Яна Александровна «Почему корабли не тонут?»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Почему корабли не тонут (исследовательская деятельность в бассейне)

Автор: Дюжева Оксана Геннадиевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304283


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства