«Муниципальные методические службы: инновации и потенциал традиций».
Наумова Галина Михайловна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Бор
«Первые шаги в реализации проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности».
25 лет работы в школе – это много или мало? Много, потому что за плечами огромный педагогический опыт с победами и поражениями. А мало, потому что впереди ещё предстоит много новой интересной работы.
Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, наконец, проектная деятельность школьников. Работая учителем, активно в своей работе и на уроках, и во внеурочное время занимаюсь развитием творческих способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность.
Творчески – способный ребенок – это одаренный ребенок. Каждый из них по природе одарен. Для многих родителей их ребенок самый умный. И они во многом правы, потому что возможности человека безграничны, но мы пока не научились использовать потенциал нашего интеллекта в полном объеме. В детстве формируются многие качества, позволяющие в дальнейшем развивать и использовать потенциальные возможности ребенка.
Для этого необходимо многое знать и уметь, но прежде всего - любить детей и не пытаться их лепить по своему образцу, пусть даже и очень хорошему. Наш личный пример всегда у ребенка перед глазами. Оптимальные условия позволяют ему превзойти нас и других во многом, если у него есть потенциальные возможности, предрасположенность к тому или иному виду деятельности.
Современное выявление и развитие творческих способностей детей – одна из важнейших задач педагога и школы в целом. Однако успешное решение развития творчески способных детей, формирование соответствующих умений и личностных качеств возможно только тогда, когда учитывается индивидуальное развитие каждого ребенка и используется соответствующий этому оптимальный стиль обучения и воспитания.
Начиная работать по этому направлению, заинтересовалась опытом работы доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета Савенкова А. И.
4 года тому назад мною и моими коллегам и была составлена программа «Я – исследователь» для учащихся 1 - 4 классов. Дети посещали факультатив. Как итог работы – на школьную конференцию НОУ было представлено к защите 17 ученических работ. В процессе работы мною было выявлено ряд проблем. В том числе:
1.Не все дети хотят заниматься исследовательской деятельностью, писать свою исследовательскую работу.
2.Не все дети могут в силу своих возможностей заниматься исследовательской деятельностью.
Как вывод для себя сделала: одних - надо заинтересовать, другим – надо помочь.
1 класс – это диагностика творческих способностей детей, развивитие их познавательных потребностей, раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
На базе класса, в котором работала, была создана экспериментальная (школьная) площадка «Изучение творческого развития детей с целью включения их в исследовательскую и проектную деятельность».
Задачи:
1.Подобрать диагностический материал для определения уровня творческого развития первоклассника.
2.Апробировать его на учащихся 1 класса.
3.Развивать познавательные способности и потребности детей.
4.Максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни.
5.Привлечь школьного психолога и родителей к созданию творческой среды класса.
Хотелось бы остановиться на основных методах и приемах своей работы.
Встреча с психологом школы в целях изучения уровня подготовленности детей к школе. Это необходимо учителю для получения знаний об индивидуальных способностях каждого ребенка.
Педагогическое наблюдение за детьми с целью максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка. Здесь необходимо подбирать такие задания, которые развивают индивидуальный интерес каждого ребенка, его мышление, память, речь и воображение.
Наблюдение психологом детей в адаптационный период в школе, как необходимое условие создания комфортной среды для творческого развития ребенка. Как результатом этой работы является получение необходимых сведений о сформированной умственной мотивации детей.
Проведение экскурсий, как способа стимулирования поисковой активности детей, с целью создания аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов. В качестве примера: были проведены экскурсии на Борское телевидение и радио, в типографию, на станцию скорой медицинской помощи, на Борский почтамп и т. д. Это места, где работают родители детей. Во время посещения экскурсий дети учились четко и правильно осознавать цели своей работы, составлять план своей работы, ставить вопросы, передавать свое впечатление от прослушанного, участвовать в дискуссии.
Использование коллективных игр, как средства развития исследовательского поведения детей с целью обучения работе в команде, выполняя роли, определенные учителем. Например, игра «Мой город». Дети из спичечных коробков конструировали дома, а потом собирали город, в котором им хотелось бы жить в будущем.
Проведение методики «Продолжи исследование», в целях включения детей в процесс собственного исследовательского поиска. Вместе с детьми создан «Сундучок знаний», где собрана вся информация, добытая детьми из разных источников по разным вопросам. Например, зачем верблюду горб, почему у снегиря грудка красная, какой самый быстрый вид транспорта, что такое «озимь» и т. д.
Коллекционирование, как исследовательская практика ребенка с целью развития поисковой активности детей, популяризации интересов детей. Эта форма работы смотивировала большое количество детей на поиск предметов коллекционирования. Как итог этой работы была проведена конференция, куда были приглашены ребята всей начальной школы. На выставке были представлены разные коллекции. Это и фигурки лошадей, календарики, поделки, сделанные своими руками, монеты из разных стран мира, куклы, игрушки из разных уголков мира, фарфоровые тарелочки, игрушки из киндер – сюрпризов, украшения и т. д. Некоторые ребята показали свои презентации о коллекциях.
Проведение методики «Карта одаренности» родителями, с целью предоставления возможности родителям дать оценку одаренности своих детей, помочь родителям понять, что их ребенок – одаренный человек, увеличение количества родителей помогающих в развитии интереса своего ребенка.
Проведение методики «Оценка общей одаренности детей» в конце учебного года , которая поможет наглядно увидеть развитие ребенка: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость, требовательность к результатам собственной деятельности.
Особенностью организации этой работы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные, но и слабые дети. Просто уровень развития будет другим. В приобщении детей к этому виду деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Как результат продолжения этой работы были многочисленные проекты: 2 класс «Кошка – знакомая незнакомка», 3 класс «Подарок любимой школе», «Разговор о правильном питании», «Театр – в душе у каждого из нас», «В гости к детям в детский сад». И другие.
И педагогу, работающему с детьми, и родителям необходимо помнить, что развитие творчески способных детей в дальнейшем поможет им быть более успешными в жизни, в индивидуальной, оптимальной для каждого, сфере деятельности. Когда человек занимается «своим делом», он получает более высокие результаты с минимальными затратами времени и сил, получает наслаждение и радость от хорошо выполненной любимой работы.
Ещё раз хочется обратиться к Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, где в требованиях к результатам освоения программы говорится о том, что дети должны уметь планировать свою деятельность, решать проблемы творческого и поискового характера, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии, использовать различные способы поиска. Всё это говорит о востребованности работы, которую ведёшь, о её полезности и значимости. Хочется продолжать и верить в то, что это нужно не только детям, их родителям, себе, как учителю, но и государству.