Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Богданова Виктория Анатольевна,
учитель начальных классов
БОУ «Тарская гимназия №1», г. Тара, Омская область
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
Сегодня нужны люди, способные принимать нестандартные решения, творчески мыслить и работать. Создание системы работы с одарёнными и талантливыми детьми является одним из важных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Обеспечение условий для выявления и развития таких детей, реализация их потенциальных возможностей являются одним из приоритетов в сфере образования нашей гимназии. Под творческой одарённостью подразумевается, прежде всего, предметная или специальная одарённость, то есть предрасположенность к изучению определённых дисциплин.
Работа с одарёнными детьми приобретает особую значимость в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Особая роль отводится учителю по формированию мыслительных навыков, общеучебных компетенций. Новые социальные запросы, внедрение ФГОС НОО, использование технологий развивающего обучения привели к использованию исследований в начальной школе.
Организация исследовательской деятельности учащихся – это мощная инновационная образовательная технология. Это средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме.
Исследовательское обучение предполагает обращение к принципиально новой модели обучения, в которой главное место занимает познавательная деятельность самого ребёнка – активное учение посредством собственногоопыта. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.[1,c.25-26]
Поэтому необходимо как можно раньше начинать всестороннее развитие ребенка. При этом помнить, что «ученик не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Но как дать ребенку знания, как развить его способности? Как сделать, чтобы школьники не только усвоили какую-то сумму знаний, но и стали умнее, изобретательнее, научились самостоятельно мыслить и работать? Сегодня становится очевидным, что приоритет в работе надо отдавать формированию исследовательского поведения, совместному поиску истины. Руководство исследовательской деятельностью требует от учителя постоянного совершенствования своих умений.
Чтобы дети были подготовлены, необходимо использовать на уроках и во внеурочной деятельности проектный и исследовательский подход, развивать навыки исследовательского поведения.
Интеллектуальные и творческие способности детей активно развиваются в начальной школе. Именно младший школьный возраст – это тот период, когда ребенок овладевает системой знаний, необходимых для успешного обучения в дальнейшем. В это время происходят первые самостоятельные открытия, пусть даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке.[2,с.18-19]
Итак, передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Реализация началась с подготовительного этапа. Диагностика исследовательского поведения и исследовательских способностей является важным, но не простым вопросом. Чаще всего используется наблюдение за проявлениями исследовательского поведения со стороны учителя и родителей.
Работа по формированию исследовательских умений может осуществляться в урочное время: на уроках-исследованиях, уроках-лабораториях, уроках-проектах, уроках-путешествиях. Во внеурочой деятельности: это олимпиады, школьные НОУ, интеллектуальные марафоны, предметные клубы, кружки. На учебном занятии возможно применение исследовательского метода обучения, нетрадиционных форм занятий, домашних заданий исследовательского характера. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и проблемного обучения, а также информационные технологии.
Конечно, существует целый ряд программ по развитию исследовательской деятельности учащихся. Составлены они в соответствии с возрастом, предметом, направлением исследования. Главное, следует помнить, что подниматься к серьёзным исследованиям нужно по ступенькам.
I ступенька – воспитание творческих способностей;
II ступенька – исследовательские задания;
III ступенька – исследовательские мини-работы;
IV ступенька – самостоятельные исследовательские работы.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках. Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое внимание уделяется парным и групповым формам работы. Задания исследовательского характера включены в учебники и тетради программы « Начальная школа ХХI века». Широко использую методику исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и литературного чтения. Например: с 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 1 классе сочиняют загадки о буквах, иллюстрируют их, а затем выступают по группам коллективно. Начиная со второго полугодия первого класса те дети, которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации - словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.
Эти позволяет учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. Постепенно готовлю детей к исследовательской деятельности, провожу подготовительные упражнения. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике.
Позже делали проекты по литературному чтению. Тема была посвящена произведениям о природе. Проекты были представлены в виде книжек малышек.
В конце второго класса мы совместно с детьми, родителями и школьным психологом провели итоговое внеклассное исследовательское мероприятие-проект «Вся семья вместе, так и душа на месте!».
Дети, совместно с родителями проводили исследования, составляли проекты, а потом на мероприятии защищали свои исследовательские работы: «Что означает моё имя», «Моя родословная», «Семейные увлечения», «За что люди уважают мою семью», «Участники Великой Отечественной войны в моей семье», «О предках, которыми гордится мой род»,рассказы детей и родителей о семейных реликвиях.
Данные проекты и исследовательские работы нашли значительный эмоциональный отклик у учащихся и родителей.
Активное участие ребята принимали во всероссийских и международных дистанционных олимпиадах, блиц-турнирах, викторинах, конкурсах, где являлись победителями и призёрами. Популярными в нашем образовательном учреждении стали телекоммуникационные проекты, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала личности школьников.
В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.
Мы с учениками в течение нескольких лет занимаемся исследованиями по различным актуальным проблемам. Школьники выступают на научно-практических конференциях с докладами по различным темам. Ежегодно юные исследователи становятся лауреатами муниципальных и региональных НПК. Участвовали во Всероссийском фестивале научно – исследовательских работ «Портфолио ученика».
Исследовательская деятельность в отличие от поисковой активности (поиск в условиях неопределённой ситуации) предполагает наличие определённых моментов:
анализ получаемых результатов;
оценку их на основе развития ситуации;
прогнозирование в соответствии с этим дальнейшего развития ситуации (построение гипотез);
моделирование предполагаемых действий.[3,с.35-36]
Всё это не только формирует поисковую активность, но и выводит её на новый уровень. Эта цепочка является общей, позволяющей осуществить современный научный способ познания.
Приобщение учащихся к исследовательской работе – это не дань моде, а один из способов активизации саморазвития ребёнка: самореализации, самовыражения, самоутверждения.
Формируя исследовательские и коммуникативные компетенции в рамках осуществления проектной, исследовательской деятельности, учитель совместно с родителями способствует целостному раскрытию личности, развитию одарённости, адаптации обучающихся в современном мире.
Исследовательская работа может стать активным фактором, влияющим на развитие личности ученика, повышение качества образования, раскрытию индивидуальных потенциальных способностей каждого ребёнка, создаётся поле деятельности для одарённых детей.
Список использованной литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. –с. 151.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. – М.: «Академия», 2000.