Просмотр содержимого документа
«" Первые шаги в науку"»
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
Предмет исследования:условия формирования исследовательских умений у младших школьников.
Педагогическая цель:повысить уровень знаний обучающихся и их родителей в организации исследовательской деятельности и написании исследовательских работ.
Гипотеза:предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
обучать проведению учебных исследований младших школьников;
познакомить с этапами написания исследовательских работ
стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам,
ознакомить с научной картиной мира;
вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Место учебного курса
Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литературное чтение», «окружающий мир», «русский язык» и пр.
Практическая значимость
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Практический выход: проведение школьной и муниципальной конференции «Первые шаги в науку»
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.
Но часто учителя, дети и их родители затрудняются в оформлении проведённого исследования и написании исследовательской работы. Поэтому возникла необходимость в сборе подробной информации о написании исследовательской работы. Изучив множество рекомендаций на различных сайтах, возникла необходимость собрать всё в одну памятку для учителей, детей и их родителей «Пишем исследовательскую работу»
Конференция имени К.Д.Ушинского
«Юный исследователь»
Исследовательская работа
«Кто такой Чебурашка?»
Алфёров Дмитрий Романович,
МБОУ Школа №54 Авиастроительного района г. Казани.
3 класс
Научный руководитель:
Егорова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ Школа №54
Авиастроительного района г. Казани.
.
Казань - 2019
Оглавление
Введение …………………………………………………………………. 3
Основная часть ………………………………………………………... 4-6
Заключение ……………………………………………………………..... 7
Список используемой литературы ……………………………...……… 7
Приложение I……………………………………………………………8-9
Приложение II………………………………………………………...10-11
Введение
Данная работа посвящена теме «Кто такой Чебурашка?».
Чебурашка – любимый герой моего детства. Он показывает девочкам и мальчикам положительный пример настоящей «живой дружбы», что с появлением гаджетов стало достаточно редким явлением. Считаю, что это проблема нашего времени. Вот поэтому, я и решил изучить данный персонаж более подробно и рассказать о нем своим одноклассникам. В этом же заключается новизна и актуальность данной темы.
Объект исследования – Чебурашка, персонаж (неизвестный науке зверь), придуманный писателем Эдуардом Успенским в 1966 году как один из главных героев книги «Крокодил Гена и его друзья», в дальнейшем – герой мультфильма Романа Качанова «Чебурашка и Крокодил Гена».
Цель исследования: изучить персонаж, выявить его особенности и уникальность в наше время.
Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:
Прочитать книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Выбрать подходящие фразы героев мультфильма, характеризующие Чебурашку.
Провести опрос среди взрослых и детей, узнать их мнение, кем для них является Чебурашка, какую роль он играет в воспитании подрастающего поколения.
Выбрать иллюстрации, подтверждающие поступки Чебурашки и его лучшие качества.
Выявить, что больше предпочитают дети: читать книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», либо смотреть мультфильм Романа Качанова «Чебурашка и Крокодил Гена».
Определить роль Чебурашки в наше время.
При решении поставленных задач, я провел исследование с помощью составленного мною кроссворда (Приложение I) и устного опроса «Кто такой Чебурашка» среди детей и взрослых. Так же, изучил электронные статьи журналов и газет, посвященные Чебурашке.
Основная часть.
Свое исследование я начал с чтения книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и просмотра мультфильма моего детства «Чебурашка и Крокодил Гена». Эти книгу и мультфильм читали и смотрели мои мама и папа, дядя и тетя, бабуля и дедуля, любимые братья.
Я узнал, что Чебурашка – маленькое животное, неизвестного происхождения, не похожее на других. В начале мультфильма у него даже не было имени. Просто - неуклюжее существо, неизвестный науке зверь.
— Кто Вы такой? — Не знаю. — Вы случайно не медвежонок? — Может быть. Не знаю я…
Кто же придумал образ Чебурашки? Кто его нарисовал?
Чебурашку придумал советский и российский детский писатель Эдуард Успенский (22.12.1937 – 14.08.2018) (Приложение II п. № 1).
Желание назвать его Чебурашкой Эдуард Успенский объясняет случайностью. Однажды, в гостях у приятеля писатель наблюдал смешную картину: его маленькая дочка пыталась примерить мамину шубу и грациозно в ней пройтись. Но каждая попытка заканчивалась банальным падением. После очередной неудачи её отец огорчился: «Ой, опять чебурахнулась!». Интересное слово запомнилось Успенскому и неуклюжему зверьку идеально подошло имя Чебурашка.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «чебурахнуться» имеет значение «упасть», «грохнуться», «растянуться», а «чебурашка - ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги".
Подтверждение тому я нашел в книге Успенского:
- Опять чебурахнулся! Фу ты, Чебурашка какой.
А вот нарисовал героя Э. Успенского – народный художник, мультипликатор Леонид Шварцман (30.08.1920 год рождения). Все куклы для мультфильма «Крокодил Гена» были выполнены в 1968 году по его эскизам.
Именно Леонид Шварцман (Приложение II п. № 2) создал эти детские, удивленные, человеческие глаза и большие уши Чебурашки.
В одном из интервью художник прокомментировал: «Чебурашка — мальчик, маленький ребенок, уютный и ласковый. За это его и полюбили». Народному
художнику России Леониду Шварцману 98 лет, 54 из них он проработал на
«Союзмультфильме». Был художником-постановщиком и режиссером более, чем 30 мультфильмов (Приложение II п. № 3).
Мультфильм и книга учат дружбе, взаимопомощи, трудолюбию, изобретательности и добру. Чебурашка не ждет, когда его попросят о помощи, не проходит мимо. Он помогает строить дом для тех, у кого нет друзей, помогает пионерам собирать металлолом, строить детскую площадку, очищать реку от мусора, помогает купающимся детям в загрязненной реке.
- Мы строили, строили и наконец построили! Да здравствуем мы, ура!
- Чебурашка, ты настоящий друг!
Чебурашка не безразличен к тому, что происходит вокруг, он делает все, чтобы жить было лучше и радостнее. Не боится трудностей, берется за любое дело.
Несмотря на то, что Чебурашка с виду неказистый, да еще и самый МАЛЕНЬКИЙ герой, у него самое БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ, он вдохновляет своих друзей на БОЛЬШИЕ ДЕЛА (Приложение II п.п. № 4,5).
- Все ненужное на слом соберем металлолом.
Я провел опрос среди взрослых и детей и узнал, кто для них Чебурашка?
Вот, что отвечали дети:
- Чебурашка – это добрый и трудолюбивый ушастый медвежонок.
- Чебурашка – милый друг детей.
- Я люблю Чебурашку, потому что он смешной.
- Он такой мааааленький и добрый.
- Чебурашка - помощник детей.
- Чебурашка любит детей, он их друг…
Вот, что отвечали взрослые:
- Чебурашка – это маленький герой, символ детской души. Такой же наивный, добрый и любознательный, способный на героические поступки и хорошие дела.
- Чебурашка - самоотверженный товарищ, он так любим детишками, потому что он им понятен, он похож на них, как младший братик.
-Чебурашка – очень доброе существо с большими ушами, а значит, возможностью слышать то, что другим неведомо. Думаю, поэтому он легко заводит друзей. Еще он очень открыт познаниям, ему всё интересно, этим Чебурашка заряжает окружающих.
- Однажды Чебурашка ожил в мечтах миллионов малышей и из игрушки
превратился в животное, друга, помощника, вдохновляющего на большие
подвиги. С ним интересно взрослеть, учиться хорошему, совершать добрые дела.
- Чебурашка – символ детства, порожденный самой детской душой и ставший верным другом и помощником во взрослении.
- Все российские дети растут с Чебурашкой, учатся у него всему самому хорошему и светлому.
- Чебурашка – пример «живой дружбы», чего так не хватает нашему подрастающему поколению. Ведь в настоящее время виртуальная дружба им заменила настоящее общение…
В результате исследования я понял, что во всех этих высказываниях звучат одни и те же темы: дружба, помощь, доброта, трудолюбие, знания…- вот с ними и ассоциируется образ Чебурашки у взрослых и детей.
Полвека назад Эдуард Успенский и представить не мог, что переводы его книги займут целый шкаф. Секрет такого мирового успеха он до сих пор не разгадал. Возможно, дело в том, что главными редакторами были сами дети. Главу за главой он читал знакомым малышам и следил за реакцией. В одном из своих интервью Первому каналу 10 января 2016 году Э.Успенский сказал: "Я помню, такая длинная скамеечка, сидят такие карапузы, человек, наверное, 12-15, может, две скамеечки. И вдруг один начал болтать ногами, другой начал болтать ногами — раз-два, раз-два — все стали болтать ногами, я понял, что они потеряли нить, им это уже неинтересно. В общем, эта глава подвергалась сомнению".
В итоге, наш герой Чебурашка приобрёл популярность не только в СССР, но и в Японии, США и других странах. Японцы полюбили Чебурашку, они называют его Чеби. Режиссер Макото Накамура попросил Леонида Шварцмана нарисовать для его нового мультфильма главного персонажа по имени Черри (Приложение II п. № 6).
Это любимая игрушка героини, маленькой девочки. Как и Чебурашка - «неизвестный науке зверь», и к тому же умеет становиться то большим, то маленьким. Леонид Шватцман нарисовал этого персонажа, а японцы сделали куклу и сняли мультфильм.
Народный любимец трижды представлял сборную России на Олимпийских играх. Чебурашка был талисманом нашей команды на играх в Афинах в 2004 году (Приложение II п. № 7), на зимних Олимпийских играх в Турине в 2006 году (Приложение II п. № 8) и на Олимпийских играх 2010 года в канадском Ванкувере (Приложение II п. № 9).
А в израильском городке Холоне появился парк, украшенный скульптурами сказочных героев Чебурашки и его друзей (Приложение II п. № 10).
В России несколько памятников Чебурашки украшают наши города (Приложение II п.п. № 11,12,13). Популярность Чебурашки уверенно преодолевает все границы. В честь него назван дет сад №7 в Зеленодольске, там воспитывался мой папа.
Заключение
Благодаря данной научно-исследовательской работе, я узнал много нового о Чебурашке. Не подозревал, что Чебурашку любят дети в разных уголках мира. Теперь я понял, Чебурашка – это народный герой на все времена. Он – образец настоящей дружбы, доброты, сердечности, взаимопомощи. Данный персонаж несет в себе все самые светлые качества. Везет тому, у кого есть такой друг, как Чебурашка. Песни же из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена» - лучшие из моего детства. Как здорово отправиться в путешествие на поезде: сидишь себе у окошка, за окном мелькают домики, деревья, облака... А ты все сидишь, ногами болтаешь и поешь какую-нибудь песенку из мультфильма, например, вот эту: «Голубой вагон бежит, качается».
- К новым приключениям спешим, друзья.
- Эй, прибавь-ка ходу, машинист!
И даже песню про Чебурашку можно встретить сегодня в самых неожиданных аранжировках, ведь он стал идеальным символом не только нашей олимпийской сборной, поколения и страны, но и целого мира детства.
Разгадывать составленный мною кроссворд по книге Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» из тридцати моих одноклассников взялись только четыре человека. Это говорит о том, что дети нашего поколения предпочитают больше смотреть мультфильмы, чем читать книги. А ведь именно книги развивают внимание, пополняют словарный запас, развивают внутренний духовный мир человека. При чтении книги главных героев мы видим такими, какими хотелось, чтобы они были. Вместе с персонажами мы погружаемся в их эмоции, чувства, поступки, сопереживаем или радуемся вместе с ними. Книга помогает развивать воображение до небывалых пределов. Когда мы читаем, то вкладываем в героев часть своей души. А в мультфильме образы всех персонажей продуманы за нас. Когда вы читаете книгу – вы режиссёр, кем и был по жизни персонаж Э.Успенского Чебурашка.
Список используемой литературы:
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. - М., Малыш, 2018;
Мультфильм. Чебурашка и Крокодил Гена;
Комсомольская правда.- Казань, октябрь 2006;
Мослента.ru. Матвеев О. Как я нарисовал Чебурашку. - М.,13.05.2014;
FB.ru. Соловьева П. Незнакомый науке зверь, или почему Чебурашку назвали Чебурашкой. - М., 04.07.2017;
Электронный пост в коллекциях «Памятники предметам, животным и персонажам».
Приложение I
Кроссворд по книге Э. Успенского "Крокодил Гена и его друзья"
14
т
17
11
и
г
р
у
ш
к
и
у
а
15
д
п
6
с
о
р
о
к
о
е
13
к
и
р
п
и
ч
л
к
16
4
я
а
1
т
р
о
п
и
ч
е
с
к
и
й
у
т
8
р
5
ш
е
с
т
ь
7
т
р
и
н
10
ы
с
3
ч
а
н
д
р
9
с
т
и
р
с
я
ы
к
у
л
ч
12
з
а
б
о
р
а
ь
н
я
ё
н
о
2
т
о
б
и
к
Вопросы по горизонтали:
1. В каком лесу жил Чебурашка до встречи с друзьями?
2. Кого согрел и приютил Чебурашка в своей телефонной будке?
3. С кем подружил Чебурашка собачку Тобика?
5. Сколько двоек в табеле было у мальчика Димы?
6. Сколько партий подряд в Крестики и нолики проиграл сам себе Гена до того, как написал объявление о поиске друзей?
7. Сколько ошибок в объявлении было у Гены?
11. В каком магазине работал Чебурашка?
12. Из чего сделали крышу домика для друзей?
13. Что упало Чебурашке на голову во время открытия домика для друзей?
Вопросы по вертикали:
4. Как звали носорога, которого хотела приручить в зоопарке Шапокляк для своих "темных" дел?
8. Сколько кирпичей для строительства домика попросили Чебурашка с Геной у Ивана Ивановича?
9. Какая награда была назначена Чебурашке за поимку носорога?
10. Для кого строили домик Гена и Чебурашка?
14. Что объединило друзей?
15. Что спасали во время своего отпуска Гена и Чебурашка?