Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения. В. А. Сухомлинский»
Григорюк Е. И.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
В. СУХОМЛИНСКИЙ
Педагогические находки В.А. Сухомлинского не теряют своей актуальности сегодня, оставаясь на удивление современными и своевременными.
«Умение дать ребенку подумать — это одно из самых тонких качеств педагога»
Говоря о таком великом учителе и мыслителе, как В. А. Сухомлинский, нельзя не вспомнить его мудрые слова:
— Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово — не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Каждый раз, давая уроки мышления в «Школе радости», Василий Александрович пытался не столько сам говорить, сколько слушать детей, давал им возможность среди природы помолчать, почувствовать, осмыслить увиденное и услышанное. «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать».
Соединить труд и радость — еще одна из ступенек нравственного воспитания по В. А. Сухомлинскому. Образ «идеальной» школы был создан Сухомлинским в виде «Школы радости», «Острова чудес», «Уголка красоты», «Школы под голубым небом». Казалось бы, «Школа радости» — это место, где все хорошо, замечательно, прекрасно и все само собой происходит, повсюду царит радость блаженства, однако это была «школа труда» педагогов, учеников и тех, кто обеспечивал условия для школы. Это самая настоящая радость открытия, когда ребенок сумел что-то сделать, добиться и преодолеть, именно эту радость подразумевает В. А. Сухомлинский.
Вся методическая система В. А. Сухомлинского основывается на увеличении объема умственного труда ребенка. Он стремится привить ребенку любовь к труду мысли, научить его ум трудиться. А ведь умственный труд заключается не в зубрежке, а именно в усилии мыслить!
В главе «Как учить детей правильно относиться к умственному труду» он пишет: «Будь мыслителем…Будь искателем и пытливым добывателем знаний. Мышление – это самый сложный труд…». Некоторые вчерашние школьники до сих пор еще вырастают и превращаются во взрослых людей с убеждением, что учиться должно быть легко. К этому призывают и некоторые педагоги, стараются облегчить труд ученика. Вот важные советы Сухомлинского воспитателю: «В юной душе не должна даже зародиться мысль о том, что учение – легкое дело. … Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями». Именно труд, уверен педагог, лежит в основе «и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания». Маленький человек, пришедший в школу, станет любознательным и прилежным учеником только тогда, когда станет мыслителем, и мыслить будет не только на уроках. «Знания – это бесценное богатство, которое ты должен приобрести в годы детства, отрочества, ранней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом. … Твой долг – учиться в полную меру своих сил…» - такой совет давал Сухомлинский ребятам.
Сказка, притча, игра, фантазия
Благодатным источником, развивающим детское мышление, благородные чувства и стремления, В. А. Сухомлинский считал сказку, притчу, игру, фантазию. «Без сказки, - писал он, - живой, яркой, овладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи».
В. А. Сухомлинский был убежден, что для написания сочинения или сказки ребенку нужно «дать толчок» для работы мысли, т. е. «одухотворить» его, тогда он сам охотно будет их составлять. Василий Александрович утверждал, что ребенок не составит сочинения, если на его глазах не составит такой сказки сам учитель. Учитель может показать детям, как пишется начало сказки, а дальше детская фантазия разгорается сама. В. А. Сухомлинский был твердо убежден, что учитель должен создать обстановку, в которой нравственные понятия о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии стали бы понятными, прочувствованными.
Новорічний подарунок
В одній звичайній родині жили дві дівчинки – близнята. Наближалися Новорічні свята, і дівчата написали листа до Діда Мороза. Вони запросили ковзани. Настав Новий рік. Вранці Соня і Ліза прокинулися та побігли до святкової ялинки. Ковзани були дуже гарні. Але виявилося, що на Соню ковзани малі. Дівчата спитали у Діда Мороза, що їм робити. Дід Мороз пообіцяв подарувати більші, але Ліза повинна віддати свої. Дівчинка погодилася і віддала з радістю. На душі у Лізи було світло і радісно. Для неї це був найкращий подарунок – бачити, як зраділа її сестричка. Це був найкращий Новий рік у житті дівчаток!
(Єрмакова Анна, 3-В клас)
Также на уроках русского языка можно, например, учить правило в виде определенного рисунка, который сами ученики и придумывают. Я проверяла это на своей практике и могу с уверенностью сказать, что это работает! Во-первых, информация запоминается структурированно, потому что ученики сами создают форму того или иного правила. Во-вторых, информация легко запоминается, потому что рисунок зрительно запомнить легче, чем текст.
4. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание
Особую роль в развитии мышления В. А. Сухомлинский придавал книге. Большой заботой педагогического коллектива являлось то, чтобы у каждого ученика было чтение, не связанное непосредственно с уроками (но, конечно, вызванное интересами и вопросами, возникшими на уроке). Сущностью воспитания способностей Сухомлинский считает любознательность: «Чем раньше воспитывается любознательность, тем значительнее диапазон способностей, раскрывающихся в человеке».
Читать из потребности, думать, рассуждал В. А. Сухомлинский, подросток, юноша должен в два, в три раза больше, чем задано ему по учебнику. К такому выводу его привел многолетний опыт практической деятельности. Чтение как естественная потребность - главное условие развития умственных способностей, становления творческого ума. В чтении открывается потребность мыслить, узнавать, изумляться величием и силой разума. В этом, по мнению педагога, и заключается смысл интеллектуальной жизни растущей личности. Без такого чтения просиживание над учебником неизбежно превращается в зубрежку, отупляет ум, превращает учение в тягостную повинность. Там, где нет чтения из потребности мыслить и узнавать, овладение учебником становится непосильным трудом. Нежелание учиться возникает из-за отсутствия богатой, насыщенной интеллектуальной жизни.
Вот как выглядит одно из поучений педагога о книге и знаниях, приобретение которых становится возможным благодаря ей: «Незаменимым источником знаний и неисчерпаемым источником твоего духовного богатства является книга. … Умей не только читать. Но и перечитывать. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли».
5. «Урок мышления»
В. А. Сухомлинский использовал в их организации идеи «радости познания», «стимулирования активности мысли», «создания узелков знаний», «выстраивание цепочек мысли». Отличительной особенностью уроков мышления являлось его проведение в условиях природы. С первых дней пребывания в школе учащиеся входили в мир природы, ставились в условия активного поиска, самостоятельного ответа на жизненные вопросы.
Урок мышления начинался с экскурсии учителя и учеников. Учителем заранее выбирался уголок природы, помогающий раскрыть выбранную тему. Это мог быть курган, школьный сад, поляна или берег у реки. Тематика уроков мышления была разнообразной. Например: «Что сегодня в поле (лесу, огороде) стало не таким, как было неделю назад?», «Что в природе изменяется очень быстро, что быстро и что медленно?», «Солнце утром (днем)».
Для подростков «уроки мышления» становились толчком к поиску смысла жизни, выбору профессии. Педагогический коллектив Павлышской средней школы убедился в том, что именно система «уроков мышления» готовила учеников к активной работе мысли.
«Как большого несчастья опасайтесь того, - советовал Василий Александрович, - чтобы умственные силы подростка, юноши шли лишь на запоминание, заучивание. Это опасный враг гармонического развития».
В. А. Сухомлинский видел важную воспитательную цель «урока мышления» в том, чтобы зажечь у школьника огонек жажды познания. «Если после моего урока, - писал В. А. Сухомлинский, - подросток не испытывает желания узнать больше, чем я ему рассказал, если это желание не превращается в стремление, в стимул, возбуждающий многие часы сидеть над книгой, - значит воспитательная цель урока не достигнута. Прийти в класс с мыслью - это значит, образно говоря, принести изумление. Питомец мой должен пережить чувство изумления при виде безграничного океана знаний, почувствовать себя не бессильной пылинкой, а смелым мореплавателем. Мой урок должен одухотворить его смелостью, необходимой для того, чтобы плыть в океане знаний. Книга может претворить изумление в пытливость, любознательность. Только чтение открывает пред человеком роскошь интеллектуальной жизни. От того, как и что читает человек в годы отрочества и ранней юности, зависит становление в нем мыслителя-труженика. Какой бы предмет вы ни преподавали подросткам или юношам, вы должны пробуждать тяготение к книгам, проникнутым идеями, возвышающими, облагораживающими человека, стоящего на пороге самостоятельной жизни».
Урок-презентация по произведениям В. Сухомлинского «Людина починається з добра» (Приложение)
6. Принцип бережного отношения к личности ребенка
«Прежде чем давать новые знания, — писал В. А. Сухомлинский, — надо хорошо узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности его восприятия, мышления и умственного труда, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
В. А. Сухомлинский развивал свой главный воспитательный принцип — принцип бережного отношения к личности ребенка. Им разрабатывалась система приемов работы со слабыми учениками. Главное звено в ней - каждому ребенку посильное задание, чтобы возвратилась уверенность в себе, чтобы появился радостный блеск в глазах, та замечательная просветленность, которую он называл пробуждение красоты души, чтобы ребенок сам приподнялся на новую ступеньку своей «самореализации». Его девиз — нет безнадежно трудных! В каждом ребенке живет стремление ощутить собственную гармонию, пережить радость желания, радость увлечения.
Литература:
1. В. А. Сухомлинский. Антология гуманной педагогики / сост. и авт. вступ. ст. Г. Д. Глейзер. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.
2. Розенберг, А. Я. Урок в дидактической системе В. А. Сухомлинского / А. Я. Розенберг // Василий Александрович Сухомлинский и сучасність: материалы Четвертых всеукраинских пед. чтений. - Вип. 4. - 1997. - 245 с.
3. Рындак, В. Г. Уроки Сухомлинского / В. Г. Рындак. - изд. 2-е. - М.: Пед. вестн., 2003. - 340 с.
4. Сухомлинский, В. А. Письмо о педагогической этике / В. А. Сухомлинский // Нар. образование. - 1970. - № 11. -
С. 48-52.
5. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
6. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1982. -20б с.
7. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.