Патриотическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)
Патриотическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)
Актуально ли патриотическое воспитание для современной школы?
Да, так как сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики, как:
-любовь к своему народу, краю и Родине;
-уважение и принятие ценности семьи и общества;
-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)»
С чего начинается любовь к Родине?
Эйснер Татьяна Викторовна, учитель
начальных классов МБОУ «СОШ №1
города Новоалтайска Алтайского края»
Актуально ли патриотическое воспитание для современной школы? Считаю, что, да, так как сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики, как:
-любовь к своему народу, краю и Родине;
-уважение и принятие ценности семьи и общества;
-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
В современном понимании «патриотизм» – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, эмоции пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
В своей работе в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания пытаюсь решать комплексно и системно. Руководствуюсь нормативно-правовыми документами РФ, Министерства образования РФ, школьными локальными актами. Это Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребёнка, Устав школы, воспитательная программой школы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося», которая состоит из нескольких мини-программ, одной из них является «Моё Отечество». Адаптируя программу для работы в своём классе, выделила следующие цели:
Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Цели реализую через задачи:
Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Сотрудничество школы, семьи и общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности делю на несколько блоков:
Блок 1 «Моя Родина – Россия» предусматривает темы знакомства с государственной символикой, с праздниками в стране, семье и школе;
Блок 2 «Моя малая родина» знакомит с историей города, символикой города, с людьми, прославившими город, с музеями города, а так же включает в себя изучение истории и природы Алтайского края;
Блок 3 «Я – гражданин и патриот» о знаменательных событиях истории России, её героях.
Блок 4 «Мир вокруг меня» направлен на воспитание коллективизма, на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать своё мнение, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке; на привитие любви к природе и необходимости её охранять.
Отношение к Родине начинает закладываться в семье. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Поэтому считаю необходимым участие родителей в воспитательном процессе. Для этого привлекаю их к подготовке и проведению воспитательных мероприятий в классе, даю советы по формированию благоприятного климата в семье.
Любовь к Отечеству начинается с любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам, с любви к родному дому, где человек родился, вырос. Ребята изучают историю семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи, описывают увлечения и традиции своей семьи и составляют герб семьи. Весь собранный материал учащиеся размещают в своих портфолио в разделе «Я и моя семья».
Ко дню пожилого человека дети делали открытки с пожеланиями своим бабушкам и дедушкам. В канун новогодних праздников готовили подарки для членов своей семьи, а так же украшения для школы.
Школа – это наш дом. Работая над сплочением и развитием детского коллектива, вырабатываем правила поведения в школе. В классе есть органы самоуправления: мэр и его помощники, которые следят за порядком в классе, ухаживают за цветами и многое другое. Создаём свои традиции: поздравляем с днём рождения, празднуем «День рождения класса», « День Матери», праздники «День защитника Отечества» и « 8 Марта», «Масленица», Пасха, посещаем музеи, театры, цирк. Выезжали на экскурсию в г.Новосибирск на шоколадную фабрику и музей паровозов, в планетарий и студию мультфильмов. Отмечаем окончание учебного года, где подводим итоги прошедшего и загадываем желания на будущий год.
Любовь к родине начинается с изучения истории своего города, края. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Знакомство с городом, его историей, гербом, традициями, достопримечательностями проходит через различные мероприятия. Так, ребята готовили презентации и проекты «История Новоалтайска», «Замечательные люди», «Их именами названы улицы», «Моя семья и мой город». Участвовали в школьном конкурсе «Новоалтайск моими глазами».
С историей и развитием Алтайского края учащиеся знакомились через КТД «Край ты мой родной», к которому готовили презентации «Путешествия по краю», «Туристические маршруты Горного Алтая». Познакомились с историей жизни знаменитых земляков: Шукшина, Калашникова, Титова и многих других. Узнали, какова роль Алтайского края в развитии и истории России.
Гражданско-патриотическое направление основано на любви к Родине и народу, гражданском долге, готовности служению Отчизне. Традиционно в канун 9 мая в школе проходит митинг, посвященный годовщине Победы и возложение цветов у Вечного огня. Ребята готовили сообщения о своих родственниках- участниках Великой Отечественной Войны.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является отношение к природе как к дому человечества. Чем раньше наши дети научатся беречь и уважать природу, тем больше надежды, что наш мир не будет втянут в экологическую катастрофу. На уроках ребята узнают, что оказывает вредное воздействие на окружающую среду. На внеурочных занятиях выработали правила безопасного поведения в лесу, на водоёмах, изучили Красную книгу России и Алтайского края. Но самым важным в экологическом воспитании является живое общение с природой. Это различные экскурсии на природу и в зоопарки. Незабываемые впечатления остаются у ребят от таких поездок, как, например, посещение страусиной фермы, зоопарка в г. Барнауле, прогулки в «Сосновом бору» и многое другое.
В каждой семье есть свой любимый питомец, и ребята рассказывали о них истории.
Значимым результатом проводимой мною работы, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68