Просмотр содержимого документа
«памятка работа над ошибками»
ПАМЯТКА для РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
1.Гласные после шипящих ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящих, допиши еще 4 слова на это правило.
Делай так:машина, лыжи, ландыши, ежи
2. Безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное слово.
Делай так:моря – морской, моряк , море
3. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, подчеркни безударные гласные, придумай и запиши с этим словом предложение.
Делай так:Огурец - огуречный - огурчик.
Мы собрали хороший урожай огурцов.
4.Правописание приставки. Выпиши слово, выдели приставку. Образуй 4 слова с этой приставкой. Запомни правописание приставок.
Делай так:подъехал, поднёс, поднял, подкормил.
5. Звонкие и глухие согласные. Выпиши слово, подчеркни сомнительную согласную, подбери к нему однокоренные, подчеркни среди них проверочное.
Делай так:дубки, дуб, дубок, дубовый.
6. Удвоенные согласные. Выпиши слово. Определи почему пишется удвоенная согласная:
- на стыке корня и суффикса:
осень - осенний
- на стыке приставки и корня:
рассада, поддержать, рассказ
- в корне:
суббота, масса, перрон
Разбери слово по составу, допиши 1 -2 слова на это же правило.
Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши 3 слова на это правило. Делай так:почка, кочка, ночной, сорочка
19.Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Определи части речи, для этого к каждому слову поставь вопрос.
кто? что? - существительное
какой? какая? - прилагательное
что делает? что сделали? - глагол
в, на, за, при - предлог.
Делай так:п. прил. сущ. гл. прил. сущ.
В лесной глуши созрела сладкая земляника.
20.Разбор предложения по членам предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания. Помни, что в словосочетании только 2 слова, которые зависят друг от друга. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
Делай так:Осенним днём дети гуляли в городском парке. кто? дети - это подлежащее
дети (что делали?) гуляли - это сказуемое
гуляли (когда?) днём
гуляли (где?) в парке
днём (каким?) осенним
в парке (каком?) городском.
21. Звуковой анализ слова.
Делай так:у/че/ник - 3 сл, Зг, 6б., 6 зв.
22.Запомни суффиксы:
-еньк- -ов-
маленький берёзовый
беленький кленовый
-н--ск- длинный родительский осенний учительский весенний Выпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это правило. Делай так:чёрненький, славненький, родненький
23.Падежные окончания имён существительных.
Выпиши существительное, подчеркни окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 4 существительных этого же склонения, в том же падеже.
Делай так:В деревне - деревня 1 скл. П.п.
в избушке, в корзине
Проверяй правописание безударных окончаний имён существительных по таблице:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. п. кого?чего? -ы (-и) -и
Д. п. кому? чему? -е -и
Т. п. кем? чем? -ой. -ей -ом.-ем -ью
П. п. о ком? о чем? - е -е -и
24.Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи род, падеж. Запиши 3 прилагательных с существительными в том же роде и падеже.
Делай так:спелого яблока
яблока (какого?) спелого - ср., р., Р.п.
голубого озера, красивого дерева, синего неба. Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам: какая? какое? какого? о каком? какие?
25.Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа. ЗАПОМНИ!В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь
пишешь, стучишь.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Делай так:читаешь - 1сп., 2л., ед.ч.
рисуешь, танцуешь, гуляешь
26.Правописание безударных окончаний глаголов.
ЗАПОМНИ !Окончания глаголов можно определить по
неопределённой форме. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы I спряжения.
Окончания глаголов I спряжения -ешь,-ет,-ем,-ете,
-ут/ют/
II спряжения -ишь,-ит,-им,-ите,
-ат/ят/
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило
Делай так:строим-строить 2 спр,2л, мн.ч.
держим, тащим, купим
Перепишите весь текст.
Напиши слово пять раз, запомни его правописание.
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Найди однородные члены. Определи, какими членом предложения являются. Подчеркни их.
ЗАПОМНИ! Перед союзом а, но всегда ставится запятая.
30.Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму. Делай так:Илья, Петров, кошка Мурка, река Волга,
город Киров.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек , городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
31. Начало предложения пишется с большой буквы. Выпиши предложение, выдели большую букву,
в конце поставь нужный знак. Запиши еще 3 предложения по одной теме. Делай так:В лесной глуши нора лисы.
Ты любишь осень ? Осень прекрасна!
Деревья надели свой осенний наряд.
32. Обозначение мягкости согласных.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами ё, е, и, ю, я и мягким знаком ч, щ, й - всегда мягкие согласные. Выпиши слово. Определи буквы, которые обозначают мягкость согласного. Подчеркни буквы, обозначающие ещё мягкие согласные. Допиши ещё 4 слова на это правило.
Делай так:щавель, чайка, лиловые, якорь, медведь.
33.Неопределенная форма глагола.
Что делать? Что сделать?
-ти,-ть,-чь
нести гнать беречь
занестись погнаться уберечься Выпиши слово, поставь вопрос, выдели окончание, подбери 2-3 слова на это же правило. Делай так:Что делать? Везти, ползти, грести.
Что сделать? Увлечь, запрячь, стеречь.
34.Знаки препинания в конце предложения (. ? ! ...) Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
35. Соединительные гласные в сложных словах (о, е). Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную . Запиши еще 4 слова на эту орфограмму.
37. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.
В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения .
мячом, душем.
Выпиши слово, выдели окончание, если окончание ударное – пиши букву о, если – безударное пиши - е. Допиши ещё 4 слова на это правило.
Делай так: чертежом, трубачом, скворцом.
волчицей, синицей, пшеницей.
38. Правописание –тся и –ться в глаголах.
- Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? ,то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
что делает? смеётся; что сделает? распустится
- Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться
- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.
стеречь, стричь.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.
Делай так: гусь щиплет..ся - гусь ( что делает?) щиплется;
- Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция.
цитировать, операционная, дисциплина.
- Буква ы после ц пишется:
в окончаниях и суффиксах:
куницын, птицы
в корнях слов – исключений:
цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную и. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.