Просмотр содержимого документа
«Оценка готовности к школе и анализ школьной дезадаптации»
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Методика "ориентировочный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека
Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости.- В кн.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.- Прага, 1978), однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделало этот тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей детских садов; по этому тесту стали делать категорические выводы о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению. Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает.
По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, к концу второго класса половина хорошо успевала по основным предметам - математике и родному языку (хотя в начале обучения наблюдались некоторые трудности в адаптации из-за недостаточного развития умения управлять движениями пальцев рук). Таким образом, при плохом результате теста плохая успеваемость наблюдалась в 50 % случаев (т.е. вероятность точного прогноза - на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка) - это недостаточное основание для определенного вывода о "неготовности".
Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) - проведения углубленного психологического обследования.
Диагностика готовности к школьному обучению.
"Ориентировочный тест школьной зрелости"
(воспроизводится версия оригинала по источнику: Йирасек Ярослав. Диагностика школьной зрелости. - В кн.: Шванцара И. Диагностика психического развития. - Прага, 1978).
Задание. Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа - свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.
Задание № 1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены на рис.1
Задание №2. Посмотри, здесь что-то написано. (По практическим соображениям текст оставлен на чешском языке - прим, переводчика) Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так. Пять образцов для оценки приведены на рис. 2
Задание №3. Посмотри - здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же . Пять образцов для оценки приведены на рис. 3
Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5)
Задание №1. Рисунок мужской фигуры (рис. 1).
1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.
2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.
5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.
Задание №2. Подражание письменным буквам (рис.2).
1. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.
2.Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
3.Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.
4.На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".
5.Черкание.
Задание №3.Срисовывание группы точек (рис.3).
1.Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.
2.Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.
3.Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот - даже на 180°.
4.Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы
5.Черкание.
Общий результат теста - это сумма баллов по отдельным заданиям.
Тест "Вербальное мышление"
1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0. Неправильный ответ = -5.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?
Обедаем. Мы едим суп, картофель и мясо = 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.
3. Днем светло, а ночью...?
Темно = 0., Неправильный ответ = -4.
4. Небо голубое, а трава...?
Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?
Фрукты = 1. Неправильный ответ = -1.
6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.
7. Что это такое: Прага, Бероун, Плзень?
Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.
8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)
Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.
9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это ..., маленькая овечка - это...?
Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.
10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 3. Неправильный ответ = 0.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе?
У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.
15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это?
Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.
19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.
Результат теста - это сумма баллов (+ и -), достигнутых по отдельным вопросам.
Классификация результатов:
1...... + 24 и лучше;
2...... + 14 до + 23;
3...... + 0 до 13;
4...... -1 до -10;
5...... -11 и хуже.
Для заключения по результатам этого теста можно воспользоваться рекомендациями Н. И. Гуткиной (Рабочая книга школьного психолога / Научн. ред. И. В. Дубровака. - М., 1991,- С. 89).
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПРЕДСКАЗАНИИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Интеллектуальная шкала для детей Д. Векслера (WJSC)
На сегодняшний день наиболее надежным и информативным методом для психолого-педагогического обследования является Интеллектуальная шкала для детей Д. Векслера.
Проведение обследования по этой шкале достаточно сложно, чтобы оно могло стать массовым. Во-первых, оно длительно (среднее время тестирования - 1-1,5 часа, не считая обработки протоколов, анализа данных и составления письменного заключения);
Иногда при повышенной активности или утомляемости ребенка процедуру диагностики приходится разбивать на два этапа. Во-вторых, для его проведения необходимо иметь дорогостоящий комплект вспомогательных материалов (специальные кубики, картинки, фигурки, бланки и проч.). В-третьих, само по себе наличие этого комплекта не гарантирует точности проведения и надежности полученного результата - необходимо еще специальное обучение и определенный опыт применения этого метода даже для квалифицированного психолога. Поэтому если у ребенка явно нет проблем с интеллектуальным развитием, то можно ограничиться более простыми методами.
Важное достоинство шкалы Векслера - большое количество заданий, охватывающих разнообразные интеллектуальные способности: внимание, память, умение рассуждать и ориентироваться в различных жизненных ситуациях, наблюдательность, эрудиция, способность оперировать числами, выделять главные признаки предметов и явлений, скорость мышления и т. д. Второе, не менее, и, пожалуй, даже более важное достоинство этого метода, - тщательная проверка (при разработке метода) того, как выполняют эти задания дети разного возраста, и создание на основе статистического анализа этих результатов комплекса шкал, определяющих возрастные нормы в диапазоне от 5 до 16 лет.
Разнообразие заданий и наличие возрастных норм для каждой группы однородных заданий позволяют представить индивидуальный "профиль интеллекта", т. е. сопоставить уровень развития отдельных интеллектуальных способностей у обследуемого ребенка. Однако надо подчеркнуть, что само по себе тестирование по шкале Векслера - еще не гарантия точного и разностороннего диагноза состояния интеллектуальной сферы и соответственно, прогноза успешности/неуспешности обучения. Правильность интерпретации "профиля интеллекта" зависит от опыта и квалификации психолога, проводящего обследование.
"Западение" в профиле интеллекта той или иной способности (то есть особенно низкие результаты в какой-то группе заданий по сравнению с другими) может иметь разные причины. Выбор одной из них в качестве главной для каждого конкретного случая (умственная отсталость, задержка психического развития, педагогическая запущенность или частичное недоразвитие отдельных психических функций) определяется конкретной ситуацией развития данного ребенка, а также тем, какие еще "западения" и какие "пики" (особенно высокие результаты по каким-то группам заданий) сочетаются в индивидуальном "профиле интеллекта".
Интерпретация и прогноз в каждом случае - строго индивидуальны, поэтому здесь не приводятся никакие "типичные образцы". Главное достоинство шкалы Векслера - возможность выделить сильные и слабые стороны в интеллектуальном развитии ребенка и в соответствии с этим выстраивать коррекционную программу, если в этом есть необходимость.
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
МЕТОДИКА ""КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ" Д. СТОТТА"
(Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий "трудных" детей. В кн.: Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991).
Содержание этой методики состоит в том, что хорошо знающий ребенка взрослый отмечает на специальном бланке ("карте") наличие у ребенка тех форм поведения или характеристик личности, которые описаны в перечне симптомов дезадаптации (зачеркивая соответствующий номер). Заполнить карту могут и учителя, и родители, но ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, А ТЕМ БОЛЕЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИАГНОЗА "ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ" НЕОБХОДИМА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Можно сказать, что, в целом, чем больше зачеркнутых клеточек в "карте", тем больше вероятность школьной дезадаптации. Однако значение отдельных поведенческих реакций для общего синдрома дезадаптации является разным: несколько тяжелых нарушений могут "весить" больше, чем множество незначительных, и определенное заключение в каждом отдельном случае требует профессионального учета разной дополнительной информации.
I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.
1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
2. Плачет, когда ему делают замечания.
3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
4. Ребенок "подчиненный" (соглашается на "невыигрышные" роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
6. Лжет из боязни.
7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.
9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.
10. Имеет только одного хорошего друга, и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.
13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).
14. Легко становится "нервным", плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
15. Легко устраняется от активного участия в игре.
16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.
II. Д - депрессия.
В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ \см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.
1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.
2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.
3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.
4. В играх иногда активен, иногда апатичен.
5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.
6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.
7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
8. Рассерженный, "впадает в бешенство".
9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.
10. Для ручной работы не хватает физических сил.
11. Вял, безынициативен (в классе).
12. Апатичен, пассивен, невнимателен.
13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.
14. Движения замедленны.
15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).
16. Взгляд "тупой" и равнодушный.
17. Всегда ленив и апатичен в играх.
18. Часто мечтает наяву.
19. Говорит невыразительно, бормочет.
20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.
III- У - уход в себя.
Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
1.Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.
2. Не реагирует на приветствия.
3.Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
4. Избегает разговоров ("замкнут в себе").
5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).
6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
8. Избегает других людей.
9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.
10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).
11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.
12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
13. Ведет себя подобно "настороженному животному".
IV. ТВ - тревожность по отношению к взрослым.
Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, "принимают" ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 - обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство о том, "принимают" ли его взрослые.
1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4.Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т. п.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.
12. Пытается "монополизировать" учителя (занимать его исключительно собственной особой).
13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым.
Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.
1.Переменчив в настроениях.
2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в "хорошем" настроении.
3.Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
4. Часто бывает в плохом настроении.
5.При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.
6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда - равнодушным.
7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.
8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.
9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении
10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.
11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).
12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.
13. Неприятен, в особенности когда защищается от предъявляемых ему обвинений.
14. "Бормочет под нос", если чем-то недоволен.
15.Негативно относится к замечаниям.
16. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.
17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.
18.Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.
19. "Дикий" взгляд. Смотрит исподлобья.
20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.
21.Агрессивен (кричит, употребляет силу).
22. Охотнее всего дружит с так называемыми "подозрительными типами".
23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.
24. Ведет себя непристойно.
VI. ТД - тревога по отношению к детям.
Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
1."Играет героя", особенно когда ему делают замечания.
2. Не может удержаться, чтобы не "играть" перед окружающими.
3.Склонен "прикидываться дурачком".
4. Слишком смел (рискует без надобности).
5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.
6.Любит быть в центре внимания.
7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.
8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.
VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность).
Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах, 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
1.Не заинтересован в учебе.
2.Работает в школе только тогда, когда над ним "стоят" или когда его заставляют работать.
3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
4.Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.
6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
7. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.
8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.
9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10. Списывает домашние задания.
11. Берет чужие книги без разрешения.
12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
14. "Нечестный игрок" (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
15.Не может смотреть в глаза другому.
16. Скрытен и недоверчив.
VIII. ВД - враждебность к детям. (От ревнивого соперничества до открытой враждебности).
1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
3. Надоедает другим детям, пристает к ним.
4. Ссорится, обижает других детей.
5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
8. Пристает к более слабым детям.
9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).
IX. Н - неугомонность.
Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
1.Очень неряшлив.
2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.
3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
4. В играх совершенно не владеет собой.
5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
6. Неровный, безответственный в ручном труде.
7. Нестарателен в школьных занятиях.
8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.
10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.
11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
X. ЭН - эмоциональное напряжение.
Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6-7 - о серьезных страхах. 8-10 - о прогулах и непунктуальности.
1.Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.
2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
3.Слишком инфантилен в речи.
4.Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
6.Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
7. Другие дети пристают к нему (он является "козлом отпущения").
8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
9. Часто опаздывает.
10.Уходит с отдельных уроков.
11. Неорганизован, разболтан, несобран.
12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.
XI. НС - невротические симптомы.
Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.
1. Заикается, запинается. "Трудно вытянуть из него слово".
3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
5.Неряшлив, "грязнуля".
6.Выглядит так, как будто очень плохо питается.
7.Значительно некрасивее других детей.
XIII. СР - сексуальное развитие.
1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.
2. Задержки полового развития.
3. Проявляет извращенные наклонности.
XIV. УО - умственная отсталость.
1.Сильно отстает в учебе
2."Туп" для своего возраста.
3.Совершенно не умеет читать.
4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.
5. Совершенно не понимает математики.
6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.
7. Попросту глуп.
XV. Б - болезни и органические нарушения.
1.Неправильное дыхание.
2.Частые простуды.
3. Частые кровотечения из носа.
4. Дышит через рот.
5. Склонность к ушным заболеваниям.
6. Склонность к кожным заболеваниям.
7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
8. Частые головные боли.
9.Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
10. Болезненные, покрасневшие веки.
11.Очень холодные руки.
12. Косоглазие.
13.Плохая координация движений.
14.Неестественные позы тела.
XVI. Ф - физические дефекты.
1.Плохое зрение.
2. Слабый слух.
3. Слишком маленький рост.
4.Чрезмерная полнота.
5.Другие ненормальные особенности телосложения.
ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (Игры и упражнения разработаны на основе программы по русскому языку для 1-го класса начальной школы)
Предмет, который в школе именуется "русский язык", часто называется детьми в числе самых нелюбимых, возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать и побуждает как бы даже "препарировать" живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребенка, начиная с первых лет.
Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он становится предметом изучения в школе, у многих еще не сформировалась потребность расчленить его на составляющие элементы и установить соотношения между этими элементами - а именно этого и требует программа.
Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые "добыты" самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остается навсегда. И для того чтобы открытие состоялось, нужно суметь ненасильственно направить активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме - "игре по правилам". Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры - это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить.
Этот комплекс существенно облегчает детям усвоение программных требований.
В основе данного комплекса лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка.
Темы комплекса:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1."Отгадаем знаки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, мышления, закрепление учебного материала через двигательный анализатор и подражание.
Описание: Учитель читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети молча руками изображают нужный знак. Например:
"!" - две вытянутые руки соединены над головой;
"?" - правая рука поднята и согнута полукругом, левый кулачок перед грудью;
"." - кулачки прижаты друг к другу.
(Форму изображения знака можно обсудить с учениками и принять их предложения.)
Вариант текста (Л.Куклин "На один звук"):
- Вот сколько на "К" я сумею сказать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор. - Ой, хватит! И звук тоже может устать. А вот что на "Т" ты сумеешь назвать? - Топор, табуретка, тарелка и ложка. Ай, кажется, я тут напутал немножко! Ну ладно, я больше сбиваться не буду. Послушай, на "С" назову я посуду: Стакан, сковородка, солонка и... кошка! - А кошка откуда? - Залезла в окошко! - Спроси лучше кошку - откуда пришла? И вся ли посуда на кухне цела?
Сопровождение движениями слушания текста не отвлекает внимания, а наоборот, активизирует, поддерживает его. Самостоятельное, осознанное управление своей умственной деятельностью ("произвольное внимание") для многих детей этого возраста еще затруднено, и простые указания учителя: "Слушайте внимательно!" - оказывают на них слабое воздействие. Когда же слушание имеет конкретную цель - заметить нечто и отметить замеченное движением, тогда содержание текста из чисто внешней информации превращается в руководство для собственных действий, можно сказать, организует внутренний план действия. Если же и это для некоторых детей затруднительно, они могут просто подражать движениям других, но материал все равно будет закрепляться (в этом случае - способом непроизвольного запоминания).
2."Соединяемся и меняемся"
Цель: Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:
КТО ПРИШЕЛ ЗДРАВСТВУЙ ДЕДУШКА КАТЯ ЛЮБИТ ЦВЕТЫ ! ? ! .
Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь "слова" и "знаки", и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).
Вариант текста Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?:
У же сама возможность подвигаться на уроке для ребенка благотворна. Движение с помощью собственного тела помогает почувствовать значение слова и знака в предложении. Ребенок, несущий слово или знак, осознает, что его перемещение изменяет смысл всего предложения. Соединение рук помогает детям ощутить единство слов и знаков в предложении, что способствует предупреждению очень распространенных ошибок, когда дети забывают ставить знаки препинания или ставят их где попало, так как не понимают их значения.
3."Кто больше придумает"
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: Каждый ребенок получает сюжетную картинку (можно использовать наборы открыток по сказкам). Задание: написать предложения про эту картинку. Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и предлагает прочитать самую удачную работу. Варианты заданий: А. Дать в виде домашнего сочинения. Б. Предложить сделать рисунок и придумать предложения или рассказ про собственный рисунок. o Самостоятельное придумывание предложений - довольно сложная умственная деятельность. Опора на картинки помогает "сдвинуться с мертвой точки", в первую очередь, тем детям, чье воображение бедно от недостатка опыта или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех детей, у которых собственно учебные, познавательные мотивы еще не сформировались или слабы.
4."Угадай!"
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Описание: К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. Проводится игра несколько раз - так, чтобы приняли участие все дети. Если "отгадчик" не понимает сразу, можно повторять. Выигрывает тот, кто расслышал предложение с наименьшим количеством повторений.
Игровая ситуация угадывания побуждает детей к максимальному слуховому сосредоточению. Кроме того, отгадчику нужно не только воспринять всю информацию целиком - услышать предложение, но и сообразить, из чего она складывается, разбить ее на составляющие элементы - слова, то есть проделать мысленно операцию анализа. У детей, составляющих "хор", необходимость одновременно произнести каждому свое слово требует умения согласовывать свои действия, почувствовать готовность партнеров к общему действию, а это способствует развитию такого важного качества личности, как эмпатия. Слияние слов в момент их произнесения хором закрепляет в сознании детей идею объединения слов в предложение, выделение из целостного речевого потока предложения как самостоятельной смысловой единицы.
5."На что похоже?"
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, письменной речи.
Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу). Задание: увидеть в этом изображении сюжет и написать предложение или короткий рассказ. Необходимость словами выразить свои впечатления, чувства описать образы, возникающие в воображении, - все это активизирует словарный запас. Здесь также происходит тренировка умения осознанно согласовывать слова в предложении в процессе письменной речи.
6."Мячик-согласователъ"
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, речи.
Описание: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова, например: "Собака, гулять". Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации и состояния детей.
Движение мячика активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, мобилизует также и произвольное внимание. Кроме того, внимание играющих детей направляется каждый раз на того, кто поймал мяч, и их ожидание ответа и следующего броска усиливает у поймавшего потребность ответить как можно скорее.
7."У кого смешнее?"
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, чувства юмора, мышления.
Описание: Дается задание: придумать смешные предложения (усложненный вариант - придумать смешной рассказ). Можно использовать в качестве домашнего задания. Письменные работы анализируются учителем с целью отбора самых смешных и не смешных - не для оценки, а для последующего обсуждения вместе с детьми' почему одно смешно, а другое нет. o Условие "чтобы было смешно" создает положительное эмоциональное состояние, позволяе снизить страх ошибки у тревожных и неуспешных детей, так как "ошибочные", нелепые предложения могут быть смешными, а именно это и требуется по условию. Когда нет боязни ошибиться, расцветает фантазия, и могут проявиться все речевые и мыслительные способности, которые блокировались до сих пор страхом порицания.
8."Общее сочинение"
Цель: Развитие воображения, устной речи, памяти.
Описание: Учитель произносит два слова, например: "Слон, дерево". Ученик, которого он называет, дополнив, связывает эти слова в одно предложение, например: "У слона ноги толщиной с дерево" - и называет свое слово, с которым должно связаться второе из предложенной учителем пары; эту связь-предложение придумывает следующий в ряду и предлагает дальше свое слово и так до конца ряда. Затем члены ряда вспоминают все использованные слова. То же делает другой ряд. Выигрывает ряд, запомнивший больше слов.
Здесь в процессе придумывания ответа непроизвольно закрепляется понимание разницы между простым набором слов и предложением. Очередность ответов "по пространственному положению" снимает с учителя функцию "вызывающего к доске" и делает ситуацию игровой. Соревновательная игра командой (один ряд против другого) усиливает мотивацию для произвольного запоминания, а необходимость дать слово для продолжения активизирует словарный запас.
9."Два слова"
Цель: Развитие письменной речи, воображения.
Описание: Два ученика выходят к доске, становятся так, чтобы не видеть друг друга, и по сигналу учителя одновременно записывают каждый свое слово. Соединение этих слов - тема для сочинения.
Ситуация случайности соединения двух слов в теме сочинения очень наглядно показывает детям, что писать действительно можно любые предложения, какие придут им в голову в связи с этой темой. Ведь учитель тоже не знал, какая получится тема, и не может быть указаний и ожиданий того, "что надо" на эту тему писать. Без опасения сделать "не так" раскрепощается воображение и легче появляются различные речевые ассоциации.
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
10."Разноцветные буквы"
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7 7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). В идеальном варианте эта таблица размножается по числу детей, и каждый работает с ней индивидуально.
Вариант заданий
А. Найти все желтые гласные. Сколько их.
Б. Сколько синих согласных?
В. Сколько красных гласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки - числом пальцев. Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в большой таблице а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
Включение в таблицу цвета как второго признака для букв которые надо найти, с одной стороны, вносит разнообразие в довольно сложное и монотонное занятие, а с другой - помогает улучшить распределение и объем внимания при зрительном восприятии. Элемент соревновательное усиливает мотивацию к выполнению задания Г последующее проговаривание задания хором помогает закрепить информацию тем, кто не справился.
11."Хитрый фотоаппарат"
Цель: Развитие наблюдательности, образной памяти, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Учитель говорит: "Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Но вы не простые фотоаппараты, а особенные, поэтому фотографировать будете не все, а только то, на что я вас настрою". Пока я считаю до 20, вы найдете в классе и "сфотографируете" своими глазами те предметы, названия которых начинаются с согласной буквы. На счет "20" все крепко закрывают глаза и рассматривают свои мысленные фотографии. А тот, кого я назову, расскажет, что у него на фотографии получилось". После этого другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и вместе проверяют, не пропустили ли они что-нибудь. Затем то же повторяется для гласных.
Игровая ситуация с "превращением" облегчает принятие детьми учебного задания, которое требует развития определенного уровня саморегуляции и внутреннего плана действий: держа "в уме" инструкцию, избирательно запоминать предметы. Осознание различий между гласными и согласными, не являясь здесь непосредственной целью для ребенка, происходит в процессе его игровой деятельности, включаясь в ее содержание.
12."Кто быстрее"
Цель: Развитие мышления, активизация словарного запаса, тренинг группового взаимодействия.
Описание: Дети образуют две команды по пять человек, каждый получает по букве: девочки - гласные, мальчики - согласные.
Задание: каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее. При желании детей, игра повторяется с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.
Сопряжение с полом непроизвольно закрепляет ассоциативную "привязку" в сознании детей разделения букв на две категории: гласные и согласные. Задача - как можно быстрее в разрозненных элементах-буквах узнать целое (слово) - требует от детей достаточного развития одной из основных операций мышления - синтеза; а ситуация соревнования усиливает мотивацию к выполнению этой задачи. При этом происходит также тренировка умения быстро перебирать варианты решения, когда дети вспоминают и пробуют составить разные слова.
13."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: I вариант. (Два мяча.) Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета; согласную, если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно учителю. II вариант. (Два мяча.) Учитель, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ученик называет количество в этом слове: гласных, если мяч красного цвета; согласных, если мяч синего цвета. III вариант. (Три мяча.) Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший придумывает слово: с одной гласной, если мяч красного цвета; с двумя гласными, если мяч зеленого цвета; с двумя согласными, если мяч синего цвета.
В этой игре происходит отработка до автоматизма навыка узнавать и воспроизводить определенную категорию звуков Движение мячика удерживает внимание; необходимость "держать в уме" правило действия - связь цвета ответа - тренирует также умение следовать внутреннему плану действий, а соревновательный характер игры, общий ее темп стимулируют быстроту мышления.
14."Найди слово"
Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса, развитие умения работать в группе, разрешение проблемной ситуации.
Описание: Играют две команды по восемь человек. Выигравшая команда определяется меньшим количеством затраченного времени (время измеряется секундомером). На доске прикреплены четыре плаката в ряд так, чтобы возле каждого смогли встать по два человека. Каждый плакат содержит одно слово с пропущенной буквой (до конца инструктажа плакаты закрыты).
Задание для первой команды:
КО-А
У –ОЧКА
- СЫ
Д-М
Каждый член команды получает одну из следующих букв: 3, С, Д, Т, У, Ы, О, О (букв О - две).
Задание для второй команды:
-УБЫ
СЫ-
СТ-Л
-АРТА
Каждый член команды получает одну из следующих букв: 3, Г, Р, Н, О, У, П, К.
Инструкция учителя: "Здесь каждому слову подходят по две буквы. Вы должны как можно скорее найти "свое" слово и встать возле него. Начнете по моей команде: раз, два, три!" Учитель открывает плакаты и включает секундомер.
Решение этой задачи требует определенного словарного запаса и воображения - умения быстро воссоздавать целое при недостающих деталях. Возможность двух вариантов ответа создает проблемную ситуацию, разрешаемую всеми членами команды. Работающий секундомер и элемент соревнования усиливают мотивацию. Для закрепления понятий "гласные" и "согласные" можно также использовать и прием распределения букв: гласные - девочки, согласные - мальчики или наоборот.
15."Звуки-близнецы"
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам "Звонкие и глухие согласные" и "Парные гласные".
Описание: Учитель или любой вызванный к доске ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы, остальные отгадывают, предварительно повторив его движения
В процессе воспроизведения речевых движений губ и языка дети глубже чувствуют связь между этими движениями и звуком. Они могут самостоятельно прийти к выводу, что звонкие и глухие согласные по движениям губ абсолютно одинаковы, а различными их делает участие или неучастие голоса, положение языка.
СЛОГ
16."Найди себе пару"
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Дети получают карточки со слогами: НА - СОС - КА - МЫШ - ЖИ - ЛЫ - НА - ВЕС
Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы - дети должны открыть это сами.)
При соединении элементов в целое дети тренируются в мыслительной операции синтеза. Поскольку элемент-слог - само тело ребенка, и слова составляются как бы "комбинированием" этих тел, идея о том, что слова состоят из слогов, четко запечатлевается в сознании учеников, подкрепляясь ощущением рукопожатия "слога-соседа". Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка (НАСОС - СОСНА - СОСКА КАМЫШ - МЫШКА, ЖИЛЫ - ЛЫЖИ, НАВЕС - ВЕСНА). Это помогает детям глубже осознать роль слогов как "строительных кирпичиков" для слова.
17."Кто больше увидит и запомнит"
Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Участвуют две команды (например, мальчики и девочки).
Задание для первой команды: пока учитель считает до 20, нужно найти и запомнить все предметы в классе, в названии которых два слога.
Задание для второй команды: для второй команды - аналогичное, но искать и запоминать следует предметы, в названии которых три слога.
При произнесении учителем последнего числа "двадцать!" все члены команды закрывают глаза. Один из них (названный учителем) перечисляет все, что запомнил; затем остальные члены команды дополняют. После того как все вспомнили, что могли, дети открывают глаза и вместе с соперниками считают, сколько пропущено. Выигрывает та команда, которая пропустила меньше предметов.
Поиск заданных предметов в процессе счета до 20 включает одновременно несколько умственных действий, что требует хорошего распределения внимания: 1) удерживание в памяти инструкции, 2) направленный поиск в зрительном восприятии, 3) отбор и запоминание нужных предметов, 4) слушание голоса учителя - чтобы на счет "двадцать" закрыть глаза. Мотивацию к этой сложной деятельности подкрепляет игра-соревнование. Идея о слогах как элементах слова присутствует и в инструкции, и в самой деятельности: чтобы отобрать слово для запоминания, сначала нужно его проанализировать, то есть разбить на слоги и сосчитать, сколько их.
18 "Кто больше увидит и запомнит" (вариант игры)
Цель: Развитие мышления, переживание интеллектуальных эмоций, закрепление учебного материала через связь с эмоциями.
Описание: Проводится на следующий день после предыдущей игры - если правило еще не давалось ("В слове столько слогов, сколько гласных").
Учитель говорит ученикам: "А теперь поиграем, как вчера, только немного изменим условия: пока я считаю до двадцати, вы найдете и запомните те предметы в классе, в названии которых есть две гласные буквы". На следующий день, после того как дети отыскивали предметы с двумя слогами, у многих из них в памяти еще сохраняются запомненные накануне слова. И теперь, в поисках предметов с двумя гласными в названии, они обнаруживают, что это те же слова, которые вчера определялись как состоящие из двух слогов, только теперь они определяются как слова, включающие 2 гласные.
Предполагается, что большинство детей при этом самостоятельно могут вывести правило о взаимосвязи количества слогов и гласных в слове, переживая при этом "инсайт" - ощущение собственного открытия. Но и те, кто не догадался сам, нужное правило в этих условиях запоминают быстро и прочно.
19."Сколько в слове слогов?"
Цель: Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление учебного материала.
Описание: Учитель, бросает мяч, называя слово. Поймавший, бросая мяч обратно, называет количество слогов в этом слове.
В этой игре происходит тренировка умения разбивать слово на слоги до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают детей мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь.
20."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель бросает в случайном порядке мячи разного цвета, произнося при этом односложное слово. Ученик, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно изменяет слово так, чтобы оно стало: если мяч красный - двусложным (дом - дома), если мяч синий - трехсложным (дом - домики). Варианты слов: САД, КУСТ, НОС, БЛИН, ЛИСТ, ГРИБ СТОЛ, НОЖ.
Это упражнение требует от детей хорошего распределения внимания, так как они одновременно выполняют два умственных действия: удерживают в памяти сложную инструкцию, связывающую цвет мячика с заданием, и быстро изменяют слово образец в соответствии с этой инструкцией. Возможность преобразовать слова разными способами (САДЫ - САДИК- САДИКИ - САДОЧЕК и т. п.) позволяет расширить речевые возможности ребенка. Здесь полезным может быть подключение учителя к игре как равноправного члена, а не только как "задающего слово", тогда придумывать односложные слова должны будут и ученики, когда бросают ему мяч.
21."Змейка (Закончи слово)"
Цель: Развитие внимания, устной речи, памяти, умения работать в группе.
Описание: К доске выходят 6-10 человек (в зависимости от свободного пространства), встают в две равные шеренги друг против друга.
Задание для участников: крайний в шеренге ученик называет слог; стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог - задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
Задание для зрителей: запомнить все придуманные слова.
В процессе манипулирования слогами у детей закрепляется осознание факта, что слово состоит из слогов. Расположение детей в пространстве - "словесная эстафета" - и отдельное задание для зрителей призваны оживить и разнообразить деятельность, иногда воспринимаемую детьми как слишком трудную и поэтому скучную.
ПЕРЕНОС
22. "Вместе волка не боимся!"
Цель: Закрепление правила через бессознательное подражание; развитие умения работать в группе.
Описание: К доске выходят 8 детей - это "зайчики-буквы". Каждому ребенку вручается карточка с буквой так, чтобы в результате составились два слова и в каждом был бы слог из одной гласной. Например: УЛИЦА МОЯ "Буквы", взявшись за руки, объединяются в слоги; слоги-буквы, в данном случае "У" и "Я", скачут зайчиками неподалеку. Ученик, роль которого - "волк-перенос", на это время прячется. Когда учитель видит, что все "зайцы-буквы" нашли свои места, он подает сигнал: "Перенос". По этому сигналу каждая отдельная "буква-слог" должна присоединиться к другому слогу, как при переносе на письме со строки на строку. Того, кто не успеет, "волк-перенос" хватает, и они меняются ролями.
Игровые роли, сюжет с прятаньем и появлением "волка" должны обеспечить достаточное эмоциональное подкрепление мотивации. Разыгрывание и переживание в игре страха "одинокой буквы", ее стремление скорее присоединиться к другим при появлении "переноса" способствуют глубокому запечатлению правила о невозможности отрыва одной буквы при переносе, даже если она является отдельным слогом.
23."Что нельзя переносить?"
Цель: Развитие внимания, памяти, операций мышления, закрепление учебного материала.
Описание: Задание: пока учитель считает до 30, ученики находят и запоминают те предметы в классе, названия которых нельзя переносить. На слове "тридцать" все закрывают глаза, и названный учителем вспоминает все, что нашел, остальные дополняют. В заключение все вместе еще раз проверяют.
Самостоятельный поиск односложных названий предполагает "отбрасывание" неподходящих и, следовательно, включает операции анализа и сравнения. Отбор и накапливание в памяти похожих по строению слов помогают детям глубже осознать нужное правило. Учителю следует заранее позаботиться о наличии в классе предметов, названия которых односложны (шарф, гвоздь, шкаф, зонт и т.п.); их должно быть 10-15, чтобы задание не оказалось слишком легким и поэтому скучным.
24."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель в случайном порядке бросает в класс мячи разного цвета, предварительно условившись с детьми, что если мяч красного цвета, то поймавший его ученик, прежде чем бросить обратно, называет слово, которое можно переносить; если мячик синий, называется слово, которое переносить нельзя.
Случайный порядок бросания мячей разного цвета побуждает детей предусмотреть разные варианты: или держать в памяти наготове сразу два слова - односложное и многосложное, или быстро подбирать подходящее уже с мячиком в руках. В любом случае происходит тренировка умения выделять в речи слова того или иного строения и навык быстро определять возможность или невозможность переноса.
25."Мячик-разделитель"
Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово, содержащее какие-нибудь сложности для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.
Мячик - средство для превращения обычного письменного задания в игру, позволяющую ребенку подвигаться. Трудность предлагаемых слов может сильно снизить темп ответов, поэтому данную игру рекомендуется использовать в случаях, когда ответы уже есть (например, при проверке домашнего задания).
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ГЛАСНЫМИ
25."Медведь и медвежата"
Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала через активизацию слухового анализатора и артикуляции.
Описание: Учитель рассказывает сказку: "Жили-были два медведя. Один медведь был большой, а другой маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: "Та-та-та", а маленький: "Тя-тя-тя". Песенки похожие, но поют медведи по-разному: большой поет грубым, твердым голосом, а маленький - ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я буду как будто большой медведь, а вы - маленькие медвежата, и мы будем петь одну песенку, но по-разному. Вот так:
- Ла-ла-ла! - А медвежата - ...
- Ду-ду-ду! - А медвежата - ..."
Эмоциональное и наглядное связывание в сказке ярких характеристик слуховых и зрительных образов помогает детям услышать и осознать разницу между согласными, которые слышатся как "твердые" и "мягкие". Самостоятельное воспроизведение разных вариантов способствует лучшему закреплению этого осознания.
26."Мячик-смягчитель"
Цель: Развитие фонематического слуха, устной речи, операций мышления, внимания.
Описание: Учитель, бросая мяч, произносит слово с твердым согласным звуком ("с твердым соединением"). Поймавший мяч ученик произносит аналогичное слово с "мягким соединением": РАД - РЯД, МАЛ - МЯЛ, ЛУК - ..., нос - ..., воз - ..., РОВ - ..., вол - ... и т.д.
Превращение одного слова в другое из-за того, что твердый согласный становится мягким, дает ученику возможность через ощущения (слуховые и кинестетические - при изменении положения языка в "твердом" и "мягком" варианте слова) выделить и понять значение отдельных элементов в слове, т. е. мысленно проделать операции анализа и синтеза, связывая разные звучания слова со своими разными ощущениями. Когда таких слов набирается достаточное количество, ребенок может даже обнаружить значение гласной и самостоятельно сделать обобщение.
27."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель в случайном порядке бросает детям красный или синий мячи, произнося при этом слово, в котором присутствует и "мягкое" и "твердое соединение" согласных с гласными. Поймавший мяч ученик находит в слове и называет: "твердое соединение" если мячик красный; "мягкое соединение", если мячик синий. Например: ды-ня, Ди-ма, Ко-ля, ки-са, пи-ла, ли-са, си-ла, мя-со, ре-па, Ню-pa, тя-ну и т.д.
Здесь, как и в других играх и упражнениях с мячиком, главным содержанием является отработка навыка. В данном случае это доведение до автоматизма умения услышать и выделить в предлагаемом слове определенное соединение. Деятельность довольно сложная, она включает: 1) удержание в памяти инструкции; 2) наблюдение за мячиком; 3) быстрый анализ слова и выбор правильного ответа.
БУКВЫ "И" и "Й"
28."Внимательные руки"
Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление учебного материала путем использования моторики и подражания.
Описание: Учитель произносит слова с буквами И, И или без них.
Задание: если в слове есть буква И, ученикам следует поднять правую руку; если есть буква И - левую, если нет ни той ни другой, руки остаются на столе.
Психологическое содержание этого упражнения аналогично первому упражнению, однако работа для слухового восприятия здесь более сложная - анализировать и отмечать движениями надо уже не интонацию целого предложения, а элемент слова - звук; при этом необходимо достаточно тонкое слуховое различение звуков Я и Я. Работа облегчается групповым выполнением, что дает возможность проверки или просто подражания с последующим запоминанием.
29."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, невербальное закрепление учебного материала.
Описание: Учитель молча в случайном порядке бросает ученикам мячи двух цветов. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, называет слово: с буквой И, если мяч синий, и с буквой И, если, мяч красный.
Необходимость самостоятельного подбора слова для ответа активизирует словарный запас, одновременно побуждая детей производить, анализ "всплывшего" в памяти слова на соответствие инструкции. Умственная деятельность включает: 1) наблюдение за мячиком; 2) удержание в памяти инструкции; 3) извлечение из долговременной памяти нужных слов и удерживание их в оперативной памяти; 4) соотнесение слов с ситуацией (цветом пойманного мяча).
30."Мячик-разделитель"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с буквой И в середине. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово по слогам, разделяя его для переноса.
Бросание мячика с вопросом и ответом помогает тренировать определенное умственное действие - правильное разделение слова для переноса.
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
31."Найди свое слово"
Цель: Развитие быстроты мышления, умения работать в группе, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Участвуют три команды по 6 человек. Вышедшие к доске 6 учеников получают карточки со словами. Задание: найти подходящие друг другу слова и соединить их в предложения как можно быстрее, так как выигравший определяется по времени. Когда предложения составлены, проводится их сравнение и обсуждение.
Слова для 1-й команды:
РАСТЕТ.
ВЫСОКАЯ.
ЕЛЬ.
ВАСЯ.
ЕЛ .
ЯБЛОКО.
Слова для 2-й команды:
ПОРА .
УЧИТЬ .
УРОКИ .
МАША.
УЧИТ .
УРОКИ.
Слова для 3-й команды:
У ЮРЫ.
ЕСТЬ.
ГРУША.
ЮРА.
ЕСТ.
ГРУШУ.
При составлении предложений дети сами обнаруживают слова различающиеся только наличием или отсутствием мягкого знака на конце. Этот знак так изменяет значение слова что оно становится подходящим для одного предложения и неподходящим для другого. Таким образом, 53 дети на опыте осознают роль изучаемой буквы. Включенный секундомер и ситуация соревнования стимулируют быстроту мышления и усиливают мотивацию.
32."Внимательные руки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха, закрепление учебного материала через использование двигательного анализатора.
Описание: Учитель произносит слова с согласными на конце; в паузе между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое; левую - если окончание мягкое.
Задачи, которые стоят перед детьми:
1) держать в памяти инструкцию;
2) сосредоточиться на восприятии слуховой информации;
3) выделить в ней окончания слов;
4) классифицировать выделенные окончания, т. е. отнести их к категории "твердое" или "мягкое";
5) отреагировать соответствующим движением.
Сложность содержания упражнения при внешней простоте действия облегчается возможностью наблюдать за другими и подражать им. Учитель легко может выделить детей, испытывающих трудности, связанные с недоразвитием фонематического слуха.
33."Мячик-смягчитель"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, произносит слово с твердым окончанием. Поймавший мяч ученик, бросая его обратно, произносит аналогичное слово с мягким окончанием. Возможные слова: УГОЛ, БРАТ, ЕЛ, ТОП, МЕЛ, ХОР, СТАЛ, ПЫЛ, ЖАР, БЫЛ, ЦЕП, ЛЕЗ, ВЕС, ЛЮБИТ.
Ловя и бросая мячи, дети удерживают внимание на однообразном действии, цель которого - закрепить в их сознании, в слуховой памяти значение мягкого или твердого звучания согласной в конце слова для его понимания. При этом упражняется также способность к различению фонем.
34."Парные слова"
Цель: Развитие фонематического слуха, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет одно из парных слов: "БРАТ". Ученик, бросая мяч обратно, говорит: "МЛАДШИЙ БРАТ" или: "БРАТ ИГРАЕТ В МЯЧ". Следующее слово учителя из этой пары слов - БРАТЬ; ученик: "БРАТЬ КНИГУ" и т.д.
Необходимость подбора слов к услышанному требует от ученика быстро произвести ряд умственных операций:
1) правильно воспринять слово, сосредоточив внимание на его окончании;
2) вызвать речевую ассоциацию;
3) оценить ее как подходящую или неподходящую для ответа. Таким образом, тренируется не только слуховое восприятие, но и быстрота мышления, а также активизируется словарный запас.
МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
35."Мячик-смягчитель"
Цель: Развитие фонематического слуха.
Описание: Учитель, бросая мяч, произносит слово с твердым слогом в середине. Поймавший этот мяч ученик, бросая его обратно, произносит аналогичное слово с мягким слогом. Возможные слова: галка, полка, банка, уголки.
Здесь происходит почти то же, что в предыдущем упражнении; разница заключается в том, что внимание теперь сосредоточивается не на окончании слова, а на его середине.
36."Найди мягкий звук"
Цель: Развитие внимания, фонематического слуха.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком в середине. Ученик, бросая мяч обратно, называет согласный, который звучит мягко.
В этом упражнении задача упрощена, так как не нужно подыскивать речевую ассоциацию. Оно может быть рекомендовано для детей с трудностями фонематического анализа.
37."Мячик с прятками"
Цель: Развитие речи, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с мягким знаком на конце.
Задание: поймавшему мяч: "спрятать" Ь с конца в середину. Например: ПЕНЬ - ПЕНЬ-КИ, ДЕНЬ - ..., УГОЛЬ - ..., ОГОНЬ - ..., ЗВЕРЬ - ..., ОКУНЬ - ...
Преобразование слов, которое производят ученики, несложно - подражательное прибавление одного и того же окончания. Благодаря этому можно подключить к игре (и вызвать ощущение успеха) детей, обычно испытывающих затруднения в упражнениях с мячиком, которым не позволяют быстро реагировать либо особенности темперамента (флегматики), либо повышенная тревожность, блокирующая умственную деятельность в ситуации дефицита времени.
38."Кто быстрее"
Цель: Развитие быстроты мышления, умения работать в группе.
Описание: Участвуют две команды по 5 человек. На доске написаны два ряда слов с Ь в середине. Задание: разделить слова для переноса (мел передается как эстафетная палочка).
Использование игры-соревнования с коллективным выполнением задания активизирует интерес к традиционному и полезному письменному упражнению, которое обычно выполняется детьми неохотно.
ЖИ, ШИ; ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ
39. "Лишняя буква"
Цель: Развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: В игре участвуют поочередно несколько групп детей по 4-6 человек. Победитель определяется с помощью секундомера. К доске выходит первая группа. Каждый ребенок получает по одной букве.
Задание: составить слово; но их предупреждают, что одна буква лишняя. Варианты для ЖИ, ШИ: ЕРШИ(Ы), НОЖИ(Ы), ШИЛО(Ы) и т. п.; для Ч А, ЩА; ЧУ, ЩУ - аналогично.
Когда дети составляют слова из букв, то одна буква каждый раз оказывается лишней. (Отделенность этой "лишней" буквы от используемых нужно подчеркнуть другим ее цветом.) Многократное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ ее несовместимости с ним. Кроме того, эта игра дает детям возможность подвигаться на уроке, снять напряжение.
УДАРЕНИЕ
40."Хлопки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, оперативной памяти, закрепление понятия "ударение" через моторику.
Описание:
I вариант (тренировочный).
Учитель хлопает в ладоши с разной силой. Задание: запомнить порядок сильных (X) и слабых (х) хлопков и повторить (одному ученику или всему классу) хлопки в том же порядке. Например: Ххх, Хх, хХ, хХх и т.д.
II вариант.
Учитель называет слово, а ученики (вместе или по одному) "отхлопывают" его ритмический рисунок.
Понятие "ударение" детям сначала трудно отнести к анализу звучания слова: нужно еще научиться различать, слышать, что один слог в слове всегда звучит немного иначе. В русском языке слова "ударить" и "хлопнуть" близки по смыслу. Поэтому, хлопая в ладоши с большей или меньшей силой, ученик как бы физически воспринимает и ударение в слове. Тренировочный вариант помогает детям сосредоточиться на своих осязательных ощущениях и их связи с силой звука.
41."Змейка"
Цель: Развитие воображения, речи, памяти.
Описание: Две команды по 4-5 человек становятся лицом друг к другу. Крайний из одного ряда "отхлопывает" ритм, выделяя ударения (2-3 слога, не больше). Стоящий напротив придумывает слово с этим ритмом и отхлопывает свое задание следующему члену противоположного ряда. Задание зрителям: запомнить придуманные слова.
Игра требует довольно большого словарного запаса и умения быстро его анализировать, выбирая нужное. Групповое выполнение активизирует внимание и интерес детей.
УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
42."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, фонематического слуха.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет двух- или трехсложное слово. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, называет в этом слове: ударную гласную, если мяч красный, безударную (-ые), если синий.
Упражнение требует от ученика хорошего осознания понятий "ударная" и "безударная" гласная, а также умения правильно найти их в предложенном слове.
43."Проверь букву"
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала, активизация пассивных учеников.
Описание:
I вариант ("Много - один").
Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ученик, бросая обратно, - в единственном.
Здесь стереотипность ожидаемого ответа также помогает привлекать к игре детей, обычно "не ладящих" с мячиком (см. упр. 37. "Мячик с прятками").
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
44."Повторяем шепотом"
Цель: Развитие фонематического слуха, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, громко произносит словосочетание, в первом слове которого есть звонкая согласная. Например: БОЧКА БОЛЬШАЯ. Ученик, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово шепотом, соответственно у него получается другое слово, и он придумывает к нему определяющие слова: ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ или ПОЧКА ЗЕЛЕНАЯ и т. д. и произносит вслух.
Варианты слов: ДОЧКА, ЖАР, ЗУБ, ИГРА, КОЗА, УДОЧКА, ТУЖИТЬ.
Упражнение помогает сосредоточить внимание, услышать и осознать разницу между звонкими согласными, в произнесении которых участвует горло (можно положить на него пальцы и почувствовать это), и глухими, в произнесении которых горло не участвует.
45."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет слово с сомнительной согласной на конце. Ученик, бросая мяч обратно, должен: просто назвать букву в конце слова, если мяч синий; изменить слово так, чтобы стало ясно слышно, какая это буква, если мяч красный.
Варианты слов: ЗУБ, САД, МОРОЗ, ЗАВОД, ЭТАЖ, ДУБ, ОТРЯД, ФЛАГ, САПОГ, ТЕТРАДЬ, ГОЛУБЬ, АРБУЗ, ПАРУС, АВТОБУС, ГОЛОС, ЛЕС, РАССКАЗ.
Игра позволяет внести разнообразие и двигательную активность в традиционное письменное упражнение.
46."Хитрые буквы"
Цель: Закрепление учебного материала через игровую мотивацию
Описание: На доске написаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных.
Задание для двух участников: как можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы". Слова для 1-го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2-го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
Чтобы победить, ученику нужно быстро произвести ряд умственных действий, которые сами по себе, может быть, и не вызвали бы у него интереса и активности.
БОЛЬШАЯ БУКВА
47."Хор"
Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала (правил грамматики).
Описание: Один ученик выходит за дверь. Группа детей у доски (их число равно количеству слов в правиле) получает по одному слову (предлоги присоединены к соответствующим словам), и когда вышедший возвращается, все произносят хором каждый свое слово.
Задание: услышать, какое правило они говорят. "Хор" повторяется до тех пор, пока водящий не поймет его.
Упражнение дает возможность непроизвольно запомнить короткое правило и может быть рекомендовано для детей с затрудненным произвольным запоминанием. Так же повторяются все правила.
48."Кто быстрее исправит ошибки"
Цель:Развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Описание: На доске - два текста, равные по количеству слов и ошибок.
Задание для участников-соперников: как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
Участники игры как бы выступают в роли учителя, проверяющего письменную работу. Принятие на себя этой роли стимулирует активность детей в деятельности, которая обычно трудна для них, так как требует высокой концентрации внимания.
ВОПРОСЫ "КТО?" и "ЧТО?"
49."Отгадай вопрос"
Цель: Развитие внимания, мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет имя существительное. Ученик, бросая мяч обратно,- вопрос к нему ("кто?" или "что?").
Манипуляции с мячиком оживляют необходимое, но однообразное упражнение, давая возможность детям подвигаться и поддерживая их внимание на должном уровне.
50."Внимательные руки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления, закрепление учебного материала с участием моторики.
Описание: Учитель читает текст, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос "кто?", дети поднимают правую руку; если "что?" - левую; если оба не подходят - руки остаются лежать на столе.
Необходимость после каждого предъявленного слова проделывать определенное движение стимулирует к сосредоточению. Чтобы правильно выбрать движение, необходимо отнести слово к одной из двух возможных категорий. Таким образом, тренируется умение анализировать слуховую информацию.
51."Кто быстрее"
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На доске - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных. Два участника-соперника подчеркивают: один - слова, отвечающие на вопрос "кто?", второй - "что?".
Для того чтобы выиграть, ученик должен уметь быстро выделить из ряда слов те, которые обладают определенной характеристикой.
52."Кто больше"
Цель: Развитие речи, непроизвольное закрепление учебного материала.
Описание: В игре участвуют два игрока. Необходим секундомер. Задание: назвать за 1 минуту как можно больше слов: для одного игрока - отвечающих на вопрос "кто?", для другого - на вопрос "что?". Зрители-судьи считают и проверяют слова.
В этой игре требуется умение извлекать из долговременной памяти слова задуманной категории, а значит, умение хорошо различать эту категорию. Применение секундомера стимулирует детей к большей активности.
ПРЕДЛОГИ
53. "Присоедини слово"
Цель: Развитие внимания, устной речи.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет предлог. Ученик, бросая мяч обратно, - слово с этим предлогом. Слово можно задать заранее. Например: В реке, ИЗ реки, К реке.
Производимое учеником при каждом ответном броске мяча изменение слова помогает ему четче осознать связь меняющегося окончания слова с предлогом.
ГЛАГОЛЫ
54. "Мячик с путаницей"
Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет одушевленное существительное. Ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но "неподходящим" (ворона... МЫЧИТ, врач... ЧИРИКАЕТ и т.д.).
Условие (подбирать "неподходящий" глагол) не только дает детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к традиционному учебному упражнению, которое, таким образом, может выполняться достаточно долго, не теряя своей эффективности.
55."Кто быстрее"
Цель: Развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На доске - два текста с равным количеством слов и глаголов. Задача двух игроков - как можно скорее найти и подчеркнуть все слова, отвечающие на вопрос "что делает?".
Для того чтобы выиграть, ученик должен уметь быстро выделять из ряда слов те, которые обладают определенной характеристикой.
56. "Внимательные руки"
Цель: Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления; моторная разрядка.
Описание: Учитель читает рассказ, делая остановку после каждого слова.
Задание: если ученики услышат слово, отвечающее на вопрос "что делать?", им следует поднять обе руки над головой и помахать.
Пауза, которую делает учитель после каждого слова, читая рассказ, напоминает детям о задании. Это помогает им сосредоточиться на познавательной деятельности. Размахивание руками после узнавания глагола помогает участвовать в процессе менее успешным детям, у которых при этом тоже закрепляются представления о глаголе.
СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ "КАКОЙ?", "КАКАЯ?", "КАКОЕ?"
57."Разноцветные мячики"
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет имя существительное. Ученик, поймавший мяч, придумывает к этому существительному подходящее слово: слово, отвечающее на вопрос "какой?", если мяч синий; на вопрос "что делает?", если мяч красный.
Довольно сложное задание требует нескольких умственных действий:
1) удерживать в памяти связь цвета мяча с вопросом;
2) получив мяч, быстро выбрать категорию ответа (прилагательное или глагол);
3) находить нужное слово и связывать его с названным.
58."Кто больше"
Цель: Развитие воображения, письменной речи.
Описание: Домашнее задание: придумать как можно больше определений, т.е. слов, отвечающих на вопрос "какой?". (Определяемое слово - по собственному выбору детей, то есть нужно еще найти слово, у которого может быть максимальное количество определений.)
Выполнение этого задания не в классе и без ограничения времени позволяет ученикам дать волю воображению.
59."Найди пару"
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 8 человек, каждый получает карточку со словом: четверо - с существительными и четверо - с прилагательными
Задание: найти подходящее слово к своему. Выигрывает пара, первой нашедшая друг друга (можно повторить 2-3 раза, чтобы поучаствовали все).
Включение движения и общения в традиционное учебное упражнение - согласование существительных и прилагательных - дает детям дополнительную мотивацию к выполнению учебной деятельности.