Особенности обучения детей с нарушениями здоровья на уроках «Окружающего мира»
Особенности обучения детей с нарушениями здоровья на уроках «Окружающего мира»
В начальной школе курс «Окружающий мир» формирует у младших школьников правильные представления о природе родного края; воспитывает бережное и заботливое отношение к объектам природы; культуру поведения. Важным компонентом знаний является установка причинно-следственных связей между явлениями природы, понимание основных закономерностей между понятиями ведёт к усвоению базовых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современная школа стала более адаптивной и обеспечивает возможность успешного обучения каждому ребёнку, каким бы «трудным» он ни казался. На фоне этого актуален поиск педагогами путей коррекции неблагоприятных предпосылок обучения детей с особенностями развития.
В начальной школе курс «Окружающий мир» формирует, у младших школьников, правильные представления о природе родного края; воспитывается бережное и заботливое отношение к объектам природы; культура поведения. Важным компонентом знаний является установка причинно-следственных связей между явлениями природы, понимание основных закономерностей между понятиями ведёт к усвоению базовых знаний.
Однако, учащиеся с особенностями развития часто путают причины и следствия между собой не могут определить последовательность протекания отдельных явлений, затрудняются прогнозировать следствия. Например, для устранения таких недостатков в знаниях и умениях у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используется приём составления причинно- следственных связей. Предлагаем задания типа: выбери и подчеркни те слова, которые написаны до рисунка (после, снизу, сверху); буквы перепутались, составь из них слова по теме урока; соедини точки(цифры), чтобы получилось изображение, обведи контуры фигур, назови эти фигуры; по схеме тела закрась(заштрихуй) правую ногу, левую руку и тому подобное; начерти покажи стрелками по плану местности свой маршрут в школу (инструкция – налево, направо) и т.д. При выполнении заданий учителю следует определить, может ли ученик:
– рассказать о том, что изображено на рисунке или схеме;
– сравнить разные объекты на рисунке, делать выводы;
– Пользоваться рисунком, подписями к нему, при ответе на вопрос;
– обозначать на рисунке или схеме отдельные объекты или их части и т. д.
Значимость таких заданий для коррекции нарушенных функций у учащихся с патологией очевидна. Важно учитывать тот факт, что у детей-инвалидов может часто проявляться нарушения в эмоциональном плане (сильная возбудимость, перепады настроения, страхи). У некоторых есть такие страхи как: боязнь новых людей, новых игрушек, темноты, закрытых дверей. Страх может возникать даже при обычных тактильных раздражениях, смены расположения тела (Б. Г. Ананьев, 1956; А. В. Семенович, С. О. Умрихин, 1998).
На уроках по знакомству с окружающим миром проводятся целенаправленные наблюдения за явлениями природы, трудом людей, знакомство с общественной жизнью. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества разнообразны. Это беседы, чтения, игры, экскурсии, рассматривания картин, внеклассные мероприятия, праздники и т. д. При организации экскурсий, прогулок с детьми инклюзивного класса учителю необходимо учитывать тяжесть и форму заболеваний. При лёгких формах заболевания «особенные» учащиеся наравне со здоровыми одноклассниками может участвовать в играх, прогулках и экскурсиях. Во время целенаправленных прогулок и экскурсий таким детям учитель акцентирует внимание выделяет части, указывает на признаки или изменения в окружающей среде. Без помощи взрослого ребёнок с нарушениями здоровья может не увидеть того главного, что характерно для данного объекта или явления.
Школьники, испытывающие трудности в обучении, требуют особой формы учебной деятельности, т. к. у них неустойчивое внимание, не развита память, они испытывают затруднения при выполнении задания, в этом случае учителю нужно организовать дидактическую, сюжетно – ролевую игру с дифференцированными заданиями. На уроках игровые ситуации, игровые упражнения, способны сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для «особенного» ребёнка с несформированной учебной мотивацией. Для формирования у учащегося умения кратко представить основное содержание темы, можно предложить составить план прочитанного текста, ответить на вопросы, сделать рисунок, краткую запись и т. д.
Стимуляция познавательных интересов учащихся, расширение их кругозора, пополнение словарного запаса возможна при активной помощи учителя в подборе дополнительной литературы.
Дифференцированные задания решают следующие задачи: коррекция на учебном материале нарушенные психические функции, подготовка к усвоению новых знаний, развитие познавательной самостоятельности школьников (учащимся со средней познавательной активностью предлагаются задания реконструктивного характера, с низкой познавательной активностью и обучаемостью-подробный инструктаж к заданию). Встречаются дети, медленно включающиеся в задание. В таких случаях учитель должен повторить задание, спокойным голосом побудить ребенка к его выполнению, обратить внимание на трудные места. Необходимо предоставлять большое количество времени для выполнения письменных работ, а в некоторых случаях ребенок часть ответа может дать в устной форме, при оценке знаний учащихся, учитель должен продумывать условия предъявления учебного материала, объем и способ его выполнения.
Уместно, для устранения напряжения и усталости проводить во время урока и на перемене физические упражнения типа: «Вертолет», «Слон», «Наездник», «Рыбка» и т. д.
Каждое занятие нужно начинать с пальчиковой и артикуляционной гимнастик. Они подготовят ребёнка к письму, чтению и рисованию, окажут благоприятное влияние на развитие речи.
Предложенные рекомендации по обучению детей с нарушениями здоровья на уроках «Окружающего мира» в коллективе здоровых сверстников построены с учетом трудностей, обусловленных основным заболеванием.
Этот материал будет полезен в первую очередь учителям общеобразовательных учреждений, работающих с детьми указанной категории, что представляется особенно актуальным в условиях растущей интеграции детей с патологией в общеобразовательную среду.
Список литературы.
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. —М.: Академия, 2001.
2. Симановский А.Э. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 1994.
3. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением ОДА. - М., 1985.