Особенности социализации детей и подростков в условиях дополнительного образования.
Особенности социализации детей и подростков в условиях дополнительного образования.
У подростков с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. У них потеряно доверие к взрослым. Они грубы и заносчивы со сверстниками. Появляется беспокойство, если подвергается опасности их популярность среди сверстников. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности социализации детей и подростков в условиях дополнительного образования.»
Особенности социализации детей и подростков
в условиях дополнительного образования.
Изучая психолого-педагогическую литературу мы выявили, что многие учёные сходятся в мысли о сложности подросткового периода в развитии человека, которые усугубляются негативным окружением, педагогическими ошибками взрослых и складывающейся криминальной обстановкой в стране.
В психолого-педагогической литературе отклонения в поведении объясняются как поступки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные нормы, обычаи, традиции.
У подростков с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. У них потеряно доверие к взрослым. Они грубы и заносчивы со сверстниками. Появляется беспокойство, если подвергается опасности их популярность среди сверстников. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям). Трагически переживают ситуации не включённости в группу сверстников (если все против меня - я против всех), надежда на смутно неопределённое светлое будущее, потребность в общении. Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. В подростковом возрасте изменяется отношение к семье в целом и к родителям в следующих направлениях:
- появляются критика, сомнения и противодействия ценностям, установкам и образу, установленных родителями;
- ослабевают эмоциональные связи с семьёй;
- родители как центр ориентации отступают на второй план;
-уменьшается влияние ценностей семьи, хотя, по сути, она остаётся важной референтной группой.
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным и чувством наступающей взрослости, и идентификацией с образом пола. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей, проявлять их в ситуации риска и опасности для собственного здоровья и жизни.
Особенно опасной является тенденция к усилению в детско-подростковой среде в крайних формах жестокости и агрессивности. Рост детско-подростковой преступности увеличивается темпами. Появляются все новые отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Молодежь участвует в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Следует учитывать, что отчужденность подростков часто возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооценки. Для повышения чувства собственного достоинства необходимо использования приемов поощрения, одобрения в воспитательной работе. Постоянно искать и находить положительные качества личности подростка.
Учреждения дополнительного образования это то место, где создана атмосфера уюта и доверия, где есть возможность реализовать себя в любимом деле, проявить свои творческие способности и таланты, где можно отдохнуть душой.
Педагог помогает трудному подростку познавать самого себя, разбираться в отношениях с окружающими, приобретать необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достигать нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками.
На практике применяем групповую и индивидуальную форму работы. Групповая форма работы позволяет воспитанникам проявить свои творческие способности. Ребята участвуют в различных мероприятиях. Самостоятельно проводят профилактические мероприятия для сверстников. Что поднимает их самооценку. При индивидуальном общении идет тесный контакт с воспитанником. Подросток может рассказать о своих проблемах, поделиться своими планами. Общение ведется на доверии и моральной поддержке.
К наиболее острым проблемам социализации детей относим формальный характер взаимоотношений взрослых и детей. Жесткое обращение с детьми в семьях приобретает все более острый характер. В связи с этим в содержании профилактической работы среди несовершеннолетних д/к «Ровесник» включено отдельное направление: работа с семьями асоциального типа. Для родителей проводим консультации, открытые занятия, семейные программы, встречи с психологами, дискуссии, где родители являются полноправными участниками действия.
Воспитание у подрастающего поколения потребности здорового образа жизни включается содержание профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению и укреплению здоровья несовершеннолетних. Основная цель этой работы сводится к:
1 Сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышение качества их жизни;
2 Формированию потребностей вести здоровый образ жизни;
3 Развитию навыков поведения, препятствующих приему алкоголя, курению, наркомании.
В подборе методов и форм социализации детей мы ориентировались на специфику работы системы дополнительного образования, а именно на разновозрастной состав воспитанников, на быстро меняющиеся интересы воспитанников клуба к занятиям на, имеющиеся проблемы в семьях воспитанников и не всегда положительные особенности в поведении несовершеннолетних.
Такой образом такой подход в социальной работе позволяет строить её содержание таким образом, чтобы оно было доступным каждому воспитаннику, отражала его интересы, задевало его чувства, эмоции, а в целом подводило к достижению цели разноплановой воспитательной работы.
Проблему мы видим в отсутствии поддержки начатой работы в семье, равнодушного отношения чиновников к дополнительному образованию, эпизодический интерес специалистов разного уровня к проблемам подростков.
Перспективы социализации в том, что успех её зависит от проявления любви и заботы взрослых к детям, систематически проводимых мероприятий, от реальной поддержки социальных служб, и в целом от наличия положительного климата в жизни общества.
Ещё хотим отметить, что успех социальной работы зависит от взаимодействия всех образовательных учреждений, учреждений социальной защиты детства, правоохранительных органов и взаимопониманием сотрудников, специалистов, которые работают с детьми.
Большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации.