Особенности приобщения детей младшего школьного возраста к русской народной культуре
Особенности приобщения детей младшего школьного возраста к русской народной культуре
В данной статье обоснована необходимость приобщения детей младшего школьного возраста к русской народной культуре, даны рекомендации для педагогов по включению в школьную программу родного языка, истории и литературы народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности приобщения детей младшего школьного возраста к русской народной культуре»
ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Попова Елизавета Андреевна
студент второго курса психолого-педагогического факультета
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Аннотация: в данной статье обоснована необходимость приобщения детей младшего школьного возраста к русской народной культуре, даны рекомендации для педагогов по включению в школьную программу родного языка, истории и литературы народа.
Ключевые слова: культура, воспитание личности, народное искусство, искусство в школе.
FEATURES FAMILIARIZING OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE TO THE RUSSIAN NATIONAL CULTURE
Popova Elizaveta Andreevna
Abstract: in this article the necessity of familiarizing of children of primary school age to the Russian national culture, recommendations for educators on inclusion in the school curriculum of native language, history and literature of the people.
Key words: culture, education of the individual, folk art, art at school.
Если речь зaходит о русском народе, то, скорее всего, сразу представляется Россия. Страна прошла долгий пусть становления, изменения и роста, а вместе преобразовывалась и её культура. Образ и величие народа в большей мере запечатлено в русском народном творчестве. Неоспорим тот факт, что творчество призвано восхищать и удивлять нас своей проникновенностью, глубоким смыслом и неповторимой формой изложения. В народном творчестве отражена национальная культура, именно поэтому его нельзя забывать, а нужно лишь сохранять и приумножать.
В наши дни одной из важнейших задач школы является воспитание культурной и творческой личности, способной найти свое место и назначение в этом мире. Дать нравственный, духовный и патриотический фундамент для развития и становления нового поколения возможно путем приобщения их к русской народной культуре. Это тот стержень патриотического воспитания, который складывался веками. На многих веков она была духовно близка и понятна каждому русскому человеку. Для решения задачи «формирования общей культуры личности», указанной в Законе об образовании, педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, к собственной истории и культуре.
Выпускник школы является человеком, для которого имеют значение общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманность, толерантность, справедливость и равенство, сострадание к ближнему, любовь к земле, на которой он был рожден. Его нравственный потенциал кроется в осмыслении целей и смысла жизни, усвоении ценностей «Отечество», «творчество», «любовь», чувстве гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину, проявлении в отношениях с окружающими людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, милосердия. Это все многие составляющие одного понятия - «культура».
Развитие культуры современного подрастающего поколения - проблема, решение которой кроется в педагогическом процессе. Телевизионные и радиопрограммы, всемирная сеть носят развлекательный характер, пропагандируют распитие вредных для здоровья напитков, употребление наркотических веществ и сигарет, показ насилия, а также современная семья, которая, как правило, не обеспечивает эстетического развития ребёнка - все это искажает восприятие мира и порождает нежелание детей приобщаться к истинной культуре и народным традициям, становиться их частью. Кроме того, в образовательном процессе недостаточно внимания уделяется и нравственно-этическим вопросам воспитания, крайне мало представлены эстетические занятия.
Связь поколений и времен не может быть прервана, и на сегодняшний день мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое прошлое как бы приближается и входит в сознание учащихся, становится для них реальностью. Ведь, как говорил Вадим Шафнер: "Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в старом красоту находим, хоть новому принадлежим". Учитель выступает в роли духовного проводника на пути к сути народной культуры. Он открывает молодому поколению искусство и культуру как целостный мир, включающий отношение человека ко всему миру, к собственному дому, к своей Родине.
Тем не менее, проблема приобщения детей младшего школьного возраста к русской народной культуре на протяжении всего существования школы как института общества волновала учёных и педагогов прошлого (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др). Например, известный русский педагог К.Д. Ушинский работал над созданием русской народной школы, опираясь на принцип народности. В школьную программу он включил родной язык, историю и литературу народа, так как он считал: «Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятиям» [1].
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что сейчас-то человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде [2]. Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционных для практики дошкольного образования.
На уроках русского языка можно использовать тексты для списывания, для письма под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это предоставляет широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи [4].
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа [3].
На уроках изобразительного искусства можно и нужно говорить о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме как о своеобразном символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. При росписи по ткани, а также подносов, посуды, кухонных досок и других бытовых предметов учить школьников разнообразию рисунков, при создании изделий избегать повторов, не утрачивать чувство материала, понимать зависимость характера росписи от формы предмета.
На уроках технологии при работе с тканью нужно знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством, давать понятие о вышивке, говорить об украшениях и нарядных отделках на одежде, на рушниках, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле. Следует обращать внимание на то, что количество и насыщенность украшений зависела от назначения одежды и возраста её владелицы: повседневная, праздничная, девичья, молодой замужней женщины, старушечья.
При изучении темы «Природная зональность» на уроках ознакомления с окружающим миром тоже можно говорить о традиционных промыслах и ремёслах, народном декоративно - прикладном искусстве.
Особое внимание хочется обратить на уроки музыкального воспитания, где дети знакомятся с народными песнями. Народные песни отличаются необыкновенной образностью. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них - душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.
Огромная работа может проводиться и на уроках литературного чтения. Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества. Ему отводится почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров.
Из произведений устного народного творчества дети узнают о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далёких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему стремились и с чем боролись [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день народное искусство практически не используется на уроках, а если и используется, то делается это неправильно и бесцельно. Всё сочетание и весь комплекс занятий должны проходить в общей системе, по конкретным программам, в связи с другими предметами и практическими занятиями. Необходимо внедрять искусство в школу, в сознание людей, ведь оно таит в себе столько потенциала для развития различных сфер жизни, что даже нельзя его сравнить с рядом обычных тематических уроков. Осознавая глубину и социальность народного искусства, мы осознаем многовековой опыт людей, несущий в себе нравственные, эстетические, духовные, исторические, философские, педагогические, культурные и другие аспекты жизни.
Список литературы
1. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – М.: Педагогика, 1990.
2. Божович Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996.
3. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство, 2003.
4. Жуковская М.Э. Смыслоцентрированный подход к обучению письменному тексту как компоненту коммуникативной компетентности //Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: Под ред. И.А. Зимней. - М., 2006.
5. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004.