kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности воспитания подростков, как субъектов учебной деятельности и социальных отношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогические доминанты развития.

Особенности воспитания подростков, как субъектов учебной деятельности и социальных отношений.

1. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаше как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового, и социального. На формирование личности в этот период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в увеличении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Происходит сексуальная окончательная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием, возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увеличениями ( н-р : играть в футбол ), и одновременно с этим, в относительно спокойный период времени, « падать от усталости». Подобное явление особенно часто проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее « ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно. Не автоматически и не случайно, а в определенной системе. Направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с жизненной основной линией, избираемой подростком». Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности воспитания подростков, как субъектов учебной деятельности и социальных отношений »

МБОУ Бейская школа-интернат











СТАТЬЯ

на тему:

Психолого-педагогические доминанты развития





подготовила

учитель начальных классов

Егорова Ирина Николаевна











с. Бея

2014 г.



Психолого-педагогические доминанты развития.

Особенности воспитания подростков, как субъектов учебной деятельности и социальных отношений.

1. Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаше как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового, и социального. На формирование личности в этот период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в увеличении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Происходит сексуальная окончательная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием, возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увеличениями ( н-р : играть в футбол ), и одновременно с этим, в относительно спокойный период времени, « падать от усталости». Подобное явление особенно часто проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее « ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно. Не автоматически и не случайно, а в определенной системе. Направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с жизненной основной линией, избираемой подростком». Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами.

1. «Эгоцентрическая доминанта « интерес подростка к собственной личности».

Эта доминанта присутствует во всех поведенческих проявлениях подростка, в его эмоциях, чувствах, переживаниях. 12-13 лет происходит перелом в отношении к себе. Появляется активный интерес к своему внутреннему миру, подросток все более настойчиво обращается к мысли о собственной личности. И главная задача развития, которая стоит перед подростком - формирование своей само тождественности. В исследовании немецких психологов было обнаружено, что 12- 14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам кажется что учителя, воспитатели и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. Эксперименты с внешностью - это часть процесса поиска собственного образа: одежда, прическа, макияж и пирсинг в значительной степени помогают подросткам раскрыть и выразить свою идентичность. Их чрезмерная озабоченность собой приводит к тому. Что им кажется, что и других в той же степени волнует их внешность или поведение. Его волнует, что красиво и не красиво во внешнем облике окружающих. Как правило , со временем эгоцентризм преодолевается установлением тесных межличностных отношений со сверстниками, и подростки узнают, что и другие испытывают чувства, сходные с их собственными.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знание человека о себе, второй - его отношение к себе.

Подростки, с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается, более высокий общественный и личный статус. Они имеют большое поле интересов, и активность направлена на различные виды деятельности.

Адекватная самооценка - реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Подростки с завышенной самооценкой проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем мало содержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, неумением находить выход из трудных ситуациях.

Воспитатели, учителя, одноклассники, друзья влияют на самооценку подростка. Выделили две функции педагогической оценки; ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т.е. самосознание и самооценку.

Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика.

Учебные успехи, учительские оценки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является, в современной системе образования, главным показателем в личностной значимости под влиянием постоянной оценки представления о себе часто приобретают негативный характер, самооценка оказывается заниженной и направленной на успехи в учебной деятельности.

Но и самооценка воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожидания, притязания, мотивации, уверенности в своих силах. Дети, представления которых о себе не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше.

Для достижения успехов в школе учащиеся должны обладать уверенностью в своих способностях. Важно формировать у учащихся позитивное представление о себе. Большую роль в формировании адекватных представлений о себе может сыграть учитель.

  1. « Доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние)

  2. «Доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях).

Главная проблема подростков самооценка всегда находится в противопоставлении с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (учителей, воспитателей). В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается толчок к асоциальному поведению личности подростка.

Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами, или идеями индивида приводит к де гармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Детям подросткового возраста свойственно использование различных психологических защит. Например, проекция-это ослабление отрицательных эмоций, возникающих при взаимоотношении с окружающими., она служит целям освобождения от негативных оценок с помощью переноса негативных характеристик на кого либо из окружающих.

Проекция - это одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. Личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий склонна к оборонительному поведению.

У подростков существуют и другие защиты: отрицание-игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я- образом и непосредственным опытом. Этот способ защиты проявляется в особо серьезных обстоятельствах, воспитатели детских домов наблюдают чрезвычайную привязанность и любовь некоторых подростков к своим родителям алкоголикам. Рационализация - осознание информации, приемлемой для личности в связи с ее стремлением «контролировать» свое поведение и ситуацию. Рационализация позволяет удерживать Я концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу, например, «социальные сироты», декларирующие готовность быть со своими асоциальными родителями.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Он отвергает свою принадлежность к детям, но у него нет еще ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости многообразны:

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Равнение подростков-мальчиков на качество «настоящего мужчины» Это смелость, сила, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т. п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Многие мальчики стремятся овладеть разными, взрослыми умениями: слесарничать, столярничать, фотографировать и т. п.), А девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п.).

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразования этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.

Сознание означает совместное знание, это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

Л.И.Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем, психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения. У подростка не только появляются новые интересы, но отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше. Именно интересы, по мнению Л.С. Выготского, выступают интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка. Чрезмерная выраженность интересов подростков к чему-нибудь может приобрести характер увлечения, увлечения могут стать причиной нарушения поведения. Когда ради него забрасывается учеба, все дела. Интересов и увлечений у подростков недостаточное их многообразие (в основном гуляют со сверстниками, смотрят телевизор, слушают музыку, занимаются спортом 3%.). Среди различных способов время провождения телевизор занимает одно из лидирующих мест. Причиной является взросления, телевизор становится для многих подростков идеальным средством отвлечься от своих проблем, как школьных, так и внутри личностных. Собственные переживания, ощущение неуверенности и пусто ты уходят на второй план, именно поэтому подростки смотрят все без разбору - телевизор выступает для них средством бегства от реальности, и это часто вызывает конфликты между ними и взрослыми. Среди увлечений компьютер занимает особое место.

Можно выделить 3 группы мотивов:

  1. Познавательные мотивы.

  2. Мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в игре.

  3. Мотивы, связанные с общением. Анонимность. Невидимость субъектов общения позволяет подросткам опробовать те модели поведения, которые невозможно реализовать в реальном общении.

В подростковый период в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как количественный, так и качественный характер. С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, Они становятся более устойчивыми. Многие интересы принимают, характер стойкого увлечения возникновение опосредованных потребностей делает, возможным для подростка сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных долгосрочных планов и перспектив.

Главная задача подросткового возраста - обретение взрослости, как в физиологическом, так и в социальном плане. Формирование чувства личной идентичности - одно из важнейших новообразований у подростка, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность.

У подростков идет формирование интеллектуальной независимости, т. е. способности мыслить самостоятельно, самостоятельно принимать решения. Они способны следить за мыслью взрослых, замечая нарушения логики, недостаточность их аргументации. Нередко это становится причиной конфликтов, возникающих между подростками и взрослыми.

Стремление к взрослости, становление личной идентичности приводит к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво проявляться потребность в признании и уважении его как личность.

  1. «Доминанта романтика» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Существенные изменения происходят и в развитии воображения, под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Л.С. Выготский отмечал, что «она обращена у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления - мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии « как сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии».

Подросток стремится найти свое Я, определить границы своих возможностей нередко находит выражение и в поведении, связанном с риском. Ситуации физического риска, по мнению Б.М.Мастерова, лучше, чем, что бы то ни было, снабжают бурно развивающееся Я. Рискованные игры, физический риск которому добровольно подвергает себя подросток, становятся той ценой, которую он платит за строительство своего Я.

Помимо физического риска подростки подвергают себя и социальному риску Подросток постоянно пытается что-то доказать другим и себе, и очень многие межличностные взаимодействия среди подростков строятся на принципе « слабо не слабо»

В переходный период происходит преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются, мотивации в содержании мотивов, на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др. Часто изменения, происходящие, в области нравственности остаются, не замеченными ни учителями, ни воспитателями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода - самоопределением. Самоопределение, возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение не заканчивается в это время.

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Школа активно участвует в процессе развития ребенка. Все ее воздействие направленно на достижения общей цели, которая заключается в обучении, воспитании и развитии личности. В настоящее время имеется явный дисбаланс во внимании к интеллектуальному и личностному развитию школьника. И сама проблема «развития» часто как отдельная задача не вычленяется, а понимается как накопление знаний, умений, навыков. Все это отражает существование в современной школе дидактической доминанты, которая реализуется в школьной практике.

Дидактическая доминанта- организация процесса школьного образования на основе приоритета методов запоминания, многократного повторения и закрепления учебной информации, общих и частных действий и способов учебной работы. Школа должна готовить подрастающее поколение к жизни.

Работая с подростком, ставят главную задачу научения, отодвигая на второй план межличностное взаимодействие между подростком и взрослыми. На эмоциональное развитие учащихся благотворно влияет эмоционально устойчивый учитель. С ровным и доброжелательным характером, умеющий противостоять фрустрациям и не склонный к крайнему проявлению эмоций или скачкам настроения. Первая реакция взрослого в любой ситуации непонимания - сказать громче, сделать указание жестче, наказать за невыполнение требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Такая реакция становится условием трудновоспитуем ости подростка, если удается выстроить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспитуемости» надолго или совсем уходят. Эмоциональная устойчивость позволяет педагогу быть открытым для различного рода вопросов и ответов. Эмоционально устойчивые учителя свободны от излишних страхов и тревог. Эмоциональная зрелость способствует проявлению со стороны учителя доброты, любви. Истинного, душевного тепла и уважения по отношению к другим людям. Это позволяет педагогу устанавливать тесные личные связи в собственной жизни и строить взаимоотношения с учениками на основе взаимопонимания. Он в состоянии донести до сознания подростков свою любовь, понимание, радость от общения сними.

Подростки любят учителей вообще по-человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных.

Учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе. В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер.

Смысловой барьер- форма проявления отрицательных аффективных переживаний, возникающих вследствие разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же поступку или поведению.

Ученик начинает неадекватно воспринимать отношение педагога к себе, считая его несправедливым в каждом случае взаимодействия. Наиболее часто «смысловой барьер» возникает в связи с отсутствием анализа учителем подлинных причин поступка ученика на основе отрицательных эмоциональных переживаний школьника в результате незаслуженного наказания и постоянных повторений педагогом одних и тех же мер воздействия.

Смысловой барьер подросток не в состоянии разрушить самостоятельно, все зависит от учителя. В школе мало кто задумывается о таких проблемах, это важнейшее условие развития личности пущено на самотек: как у кого из подростков оно сложится или не сложится - взрослых мало волнует, главное, чтобы «дети учили уроки».

Учитель - это человек, от которого зависит эффективность воспитания, развития и социализации личности. Через него происходит контакт и усвоение общественных норм и правил, условий функционирования общества, в которых живет и развивается подрастающее поколение. Для того чтобы успешно взаимодействовать с подростками, учитель должен обладать:

  • эмоциональной устойчивостью;

  • эмоциональной зрелостью;

  • коммуникативной компетентностью.

  • Эмоциональная устойчивость - эмоциональные состояния. Комплекс таких качеств как честность, справедливости терпимость, свойственен эмоционально устойчивым учителям.

- Эмоциональная зрелость - качество, характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно- психическое состояние в условиях, требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям.

  • Коммуникативная компетентность - в нее входят социально - перцептивные: умения, навыки общения, слушать и операциональный репертуар общения: темп речи, интонационное и лексическое разнообразие.

Учителя, воспитатели играют огромную роль в развитии социальной зрелости и идентичности подростков, и чем лучше отношения между ними - тем сильнее это влияние.

Учебно - воспитательный процесс в средних классах должен строится с учетом основных закономерностей психического развития подростков, а именно: опираться на потребность учащихся в общении со взрослыми и сверстниками на те стороны его личности, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания. Для подростка «зона ближайшего развития» является сотрудничество со взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и само регуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии.

Ведущими факторами в возникновении школьной неуспеваемости среди подростков являются определенные черты характера личности. Особенности учебной деятельности в средних классах, недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, эмоциональные расстройства, пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ.

Основными причинами школьной недисциплинированности являются недостатки в развитии эмоционально - волевой сферы подростков: психическая неустойчивость, аффективная возбудимость, безволие, низкая стрессоустойчивость; отсутствие адекватных способов реагирования, смысловой барьер, низкие нравственные ценности.

Организация помощи недисциплинированному подростку обязательно должна включать в себя систему разнообразных методов, направленных на него самого, а также мероприятия, ориентированные на ближайшее окружение. Снижение успеваемости, проявления недисциплинированности в поведении и другие разнообразные нарушения подростка происходит часто из-за неумения или невозможности в силу каких-то обстоятельств добиться удовлетворяющего школьника положения в классном коллективе.

Решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках учебной деятельности имеют мотивирующие ее факторы, т. е. те движущие силы внутреннего и внешнего порядка, которые порождают и определяют любую человеческую активность. Данные, полученные в некоторых исследованиях, позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений, навыков. Никакой высокий уровень способностей не сможет компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности. При достаточно высоком уровне развитие учебной мотивации она может играть компенсаторного фактора. В случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых 3, У.Н. Возрастные особенности определяют также и содержательный состав мотивов учебной деятельности подростков. Так, в качестве ведущего мотива учения в средних классах - это стремление подростка завоевать определенное положение в классе, выделиться, добиться признания сверстников. Этот мотив не теряет своей актуальности и в старшем школьном возрасте. Максимальное значение для учащихся старших классов имеет мотив самоутверждения. Другим мотивом учения является отметка.

Отметка- это показатель знаний, большее количество учащихся отмечает ее важность для дальнейшей учебы, для аттестата.

В формирования мотивации предлагается включить: мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики, цели и их качества, эмоции, умение учиться и его характеристики.

По формированию мотивов учения и учебной деятельности учителю желательно:

- опираться на достижения предыдущего возраста. У каждого ученика есть некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться;

- стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста;

- в ходе работы с каждым возрастом учителю важно подготавливать «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности.

Общий смысл программы состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым нормам положительного отношения к учению.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует: общая атмосфера в школе и классе.; включенность ученика в коллективистские формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнения задания, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение; привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Кроме этого формированию мотивации способствует занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала. Вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умение школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применения в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную деятельность.

Работа учителя, направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, подразумевает: актуализацию уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укрепить и поддержать. Создание условий для новых мотивационных установок и появление у них новых качеств; изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Исходя из положения о том, что по содержанию мотивация ученика различна в зависимости от этапа урока, многие авторы предлагают различные приемы, которые учитель может применить для поддержания и формирования мотивации в начале, в ходе и в конце урока.

Воспитатели и учителя играют большую роль в формировании личности подростка. Психологические задачи формирования личности подростка обусловливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию от (родителей) учителей, воспитателей. Наиболее важными чертами воспитательной позиции являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность- умение взрослых видеть и понимать индивидуальность ребенка способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость- способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления.

Прогностичность - способность предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств ребенка.

Школьное развитие человека как личности и как субъекта деятельности обязательно предполагает формирование личности учащихся как высокоразвитой и открытой системы, способной к саморазвитию, саморегуляции и самоопределению. Такое становление личности возможно только за счет развития различных психологических компонентов:

  1. Интеллекта;

  2. Эмоциональной сферы;

  3. Устойчивости к стрессорам;

  4. Уверенности в себе и самопринятия;

  5. Позитивного отношения к миру и принятия других;

  6. Самостоятельности и автономности;

  7. Мотивации самоактуализации и самосовершенствования, а также мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития.

Учебно- воспитательный процесс в средних классах должен строиться с учетом основных закономерностей психического развития подростков, а именно: опираться на потребность учащихся в общении со взрослыми и сверстниками (как ведущей деятельности) и на те стороны его личности, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания («зона ближайшего развития»). Для подростка

Наиболее эффективным способом работы с учащимися подросткового возраста в педагогической деятельности - это организация целенаправленного наблюдения за ребенком в учебном и воспитательном процессе.



Использованная литература:

  1. Психология подростка, «прайм Еврознак» 195009, Санкт – Петербург, 2001.

  2. Бородина Л.В. Вопросы психологии. – 1993.

  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Просвещение, 1993

  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986

  5. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: Изд. МГУ, 1980

  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. – М., НПО «Модж» 2000

  7. Раттер Б.Г. Помощь трудным детям. – М: Прогресс, 1987

  8. Якобсон М.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1986


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Ирина Николаевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Доклад на тему " Метод сотрудничества как инновационная технология" "
    ["seo_title"] => string(74) "doklad-na-tiemu-mietod-sotrudnichiestva-kak-innovatsionnaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "140844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418031294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства