Просмотр содержимого документа
«Особенности тренерской деятельности»
Особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, -- достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности - постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учеников нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.
Вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников. Не секрет, что некоторые тренеры ради быстрейшего достижения результата форсируют тренировочные нагрузки, являющиеся для юных спортсменов запредельными, и тем самым губят талантливых ребят.
В 70-х годах XX века один тренер по спортивной гимнастике гордился тем, что его ученица Гроздова в 12 лет вне зачета выиграла кубок СССР у всех сильнейших гимнасток страны. Однако официально она не могла считаться победительницей, так как во взрослые соревнования допускались девушки только с 14 лет. Девочка действительно обладала огромным талантом, ее называли гимнасткой будущего. Однако будущее ее не состоялось. Прошло два года. Юридически эта гимнастка уже могла участвовать во взрослых соревнованиях, а фактически -- нет, так как от тяжелых нагрузок, превышавших ее возрастные особенности, у нее появились боли в костно-мышечной системе. Гимнастка была вынуждена прекратить спортивную карьеру. К сожалению, принцип, этого тренера к юридической ответственности за загубленный талант не было оснований: в Уголовном кодексе такой статьи нет.
А вот другой, положительный пример. Чемпион мира по спортивной гимнастике М. Воронин с удовлетворением вспоминал: «Никто не старался выпихнуть меня поскорее вперед, никто не делал на меня "ставку больше, чем жизнь". В 16 лет я еще работал по второму разряду, в 18 взялся за программу мастеров. Стремительный прыжок, который последовал затем, был, видимо, подготовлен этими годами черновой работы... Мои сверстники, которые еще совсем недавно "смотрелись" лучше меня и котировались выше, вдруг остались позади» (Воронин М. Гимнастика, которую я люблю // Физкультура и спорт. 1971. №7).
Третьей особенностью тренерской деятельности является ее стрессогенностъ и период соревнований -- тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение.
На соревнованиях по ручному мячу один тренер при пробитии его игроками семиметровых штрафных бросков (своеобразный пенальти) уходил за кулисы, чтобы не видеть, как это будет происходить. Бывали случаи, когда тренеров увозили прямо с матчей и больницу с сердечными приступами.
Часто на соревнованиях тренер не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе. Это усиливает его психическую напряженность.
В одном исследовании американских психологов бала измерена частота пульса у тренера по плаванию во время выступления его учеников. В отдельные моменты частота сердечных сокращений достигала у него 158 уд./мин, то есть практически была равна частоте пульса у соревнующихся спортсменов. Даже на тренировках пульс у тренера повышался до 114 уд./мин.
Исследования показывают, что предстартовые состояния переживают не только спортсмены, но и тренеры.