kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации и проведения занятий изо в системе дополнительного образования для детей с овз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает детям найти в жизни свой собственный путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации и проведения занятий изо в системе дополнительного образования для детей с овз.»

Особенности организации и проведения занятий изо в системе дополнительного образования для детей с овз.

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает детям найти в жизни свой собственный путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нѐм. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

По мнению отечественных психологов, педагогов (A.A. Венгер, М.Ю. Рау, Л.И. Плаксиной, Е.А. Екжановой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, И.А. Грошенкова), дети с ограниченными возможностями здоровья проходят в своем развитии те же стадии, что и обычные. Обучение детей с ОВЗ ведется с учетом индивидуальных особенностей развития, на основе тех же этапов, которые проходят и обычные дети. Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

– первая ступень рисования головоногое: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далеких от правдоподобной и реальной передачи объекта;

– вторая ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;

– третья ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;

– четвертая ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11–13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п.

Становление изобразительной деятельности начинается уже в раннем детстве. Особенностью изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является задержка в появлении этого периода по причине несовершенства восприятия, перцептивных действий, недифференцированности цветоощущений, несформированности мелкой моторики рук, орудийных действий, недостаточности пространственных ориентировок (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская).

Одно из важнейших условий создания художественных изображений – умение сравнивать и сопоставлять, выделять существенное и второстепенное, опираясь на свои зрительные впечатления и на раннее сформировавшиеся представления о предметах и явлениях окружающей действительности, т. е. достаточный уровень развития образных компонентов мышления. Результаты исследований Е.А. Екжановой, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, А.А. Венгер, Е.Г. Речицкой, В.А. Бельмера, Л.И. Плаксиной показывают, что дети с ограниченными возможностями заметно отстают по уровню развития всех сторон наглядно-образного мышления.

Основная цель педагога - помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание и развить профессиональные умения и навыки, которые пригодятся в будущей жизни.

Индивидуальная работа с каждым – это одна из главных особенностей занятий с детьми с ОВЗ. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения учебной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план обучающегося. Отличительная черта занятий – гибкость, чувствительность к сбоям. Структура образовательной программы, методика проведения, содержание занятий может измениться в зависимости от:

 состояния здоровья ребенка;

 его настроения;

 непредвиденных семейных ситуаций.

Условия проведения занятий с детьми с ОВЗ:

 замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения; оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;

 опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;

 дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий;

 организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей, преподавателю необходимо осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ОВЗ необходимы особенные способы подачи информации учителем, например:

 использовать четкие указания;

 поэтапно разъяснять задания;

 учить последовательно выполнять задания;

 повторять инструкции к выполнению задания;

 демонстрировать уже выполненное задание;

 для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому использование наглядных средств обучения (картины, таблицы, схемы, графики, карты, мультимедийные презентации) необходимо на каждом уроке На уроке использовать различные виды деятельности:

 чередовать этапы выполнения учебных заданий и физкультурные паузы;

 предоставлять дополнительное время для завершения задания;

 предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания. Для поддержания интереса к изобразительной деятельности:

 использовать вербальные поощрения;

 свести к минимуму наказания за невыполнение правил;

 ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

 предоставлять детям право покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

 игнорировать незначительные поведенческие нарушения. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в учреждениях дополнительного образования является необходимой и важной составляющей по реабилитации и социальной адаптации учащихся в современной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Полковникова Валентина Николаевна

Дата: 01.09.2022

Номер свидетельства: 612534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Выпускная квалификационная работа "Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы" "
    ["seo_title"] => string(150) "vypusknaia-kvalifikatsionnaia-rabota-proghramma-individual-nogho-soprovozhdieniia-riebionka-s-ovz-kak-chast-adaptirovannoi-obrazovatiel-noi-proghrammy"
    ["file_id"] => string(6) "230181"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442031314"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства