Системно-деятельностный подход с использованием АМО
На мой взгляд, активные методы обучения плодотворно вливаются в системно- деятельностный подход нашего образовании. Изучая и внедряя в свою профессиональную деятельность системно - деятельностный подход, который включает в себя разнообразные методы, приемы и формы, делаю вывод, что грамотно организованная система работы, в интересной для детей подаче способна повышать качество образования, развивать познавательный интерес к предмету и создать «формулу успеха» для каждого ученика.
Системно - деятельностный подход на своих уроках литературного чтения осуществляю через:
- осознание значимости чтения для личностного развития, через умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных произведений, моделирование и анализ жизненных ситуаций.
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Анализ произведения, при использовании метода смыслового чтения и групповой формы работы, дает возможность обучающимся самим познавать идею или главную мысль произведения. Найти факты, подтверждающие главную мысль (Рефлексия: что автор хотел донести до нас - читателей, чему учит произведение).
От произведения к произведению учащиеся учатся определять настроение произведения, чувствовать интонацию, ритм, темп, характеризовать героев, оценивать и анализировать их поступки, понимать лексическое значение непонятных слов. При такой системной деятельности дети учатся осознано воспринимать и оценивать поступки героев, анализировать их, «примерять» на себя. Учатся видеть и грамотно анализировать жизненные ситуации, выстраивать гипотезы и их обосновывать, формулировать высказывание, вопрос к одноклассникам. Грамотно и точно давать ответ на поставленный вопрос.
При изучении поэтических произведений, на уроках – обобщения, я понимаю, что качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий. Ведь в системно – деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность - компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии».
Вот на таких уроках практикую приемы критического мышления, игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную деятельность. Заключается она в следующем: прием «Дерево предсказаний» - по названию и иллюстрации предположить о чем пойдет речь в тексте или урок русского языка (повторение), «Чтение с пометами» - читаем по цепочке и делаем пометы- непонятные слова. «Чтение с остановками» - составляем план текста, «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Вопрос автору» - дети формулируют вопрос, а ответ «спрятан» в тексте. А также интерактивные игры на экране (соревнуются группы), экспромтная театрализация (работа в паре или группе), при чтении наизусть (дети лежат на спине) и если им нравится чтение (выразительность, интонация, произношение)они поворачиваются к читающему и в конце дают свою оценку- анализируют, объясняют. (Я работаю в Санаторной школе –интернат №2 , для детей нуждающихся в длительном лечении. Дети учатся, лежа на кушетках)
Дискуссионные моменты возникают, когда перед обучающимися возникает проблема. Ситуация столкновения мнений для постановки проблемы создается либо вопросом, либо практическим заданием. Вопрос один, а мнений достаточно много. Например, при изучении произведения А. Платонова «Золотые слова», дети долго спорили и доказывали, что «молчание - золото», но смотря в какой ситуации. А в произведении А. Куприна «Слон» дети выясняли, кто больше помог девочке - папа или слон? Прием «Докажи. Убеди. Обоснуй»
Рефлексивная деятельность – очень важный момент каждого урока. Обучающиеся сами делают вывод о том, достигнута ли цель урока, называют «что знали» и «что узнали», выражают свое отношение к проделанной деятельности.
Над системно-деятельностным подходом работаю на уроках окружающего мира через:
- проектную деятельность, владение приёмами исследовательской деятельности;работу с источниками информации;анализ современных общественных явлений и событий;
- групповые формы работы, приемы критического мышления, приемы проблемных ситуаций
Тематика, формы и методы системной деятельности на уроках окружающего мира синтезируют познавательный интерес с другими интересами. Работа с ИКТ (создание презентации), исследование проблемы (например, «Экология родного края»-презентация), работа с энциклопедией - установление причинно- следственной связи (Сколько парод собак было в древности? А сколько сейчас?). Выступление перед аудиторией (умение лаконично и грамотно выступать).
Также использую прием проблемной ситуации. Она возникает на основе противоречий между информацией, проверенной «житейским» опытом и той же информацией, но описанной как научный факт. Например, тема: «Цепи питания в природе». Побуждение к осознания противоречия сопровождается репликами «Что вы думали об этом вначале? Изменилось ли ваше представление об этом сейчас»
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка внедряется и отрабатывается через:
-сообщение темы с мотивирующим приемом; самостоятельное определение цели урока; осознание проблемы; побуждение к проблеме, побуждение к осознанию (практическое задание нового материала), самостоятельное решение проблемы, рефлексивную деятельность. Для создания активной деятельности использую групповые формы работы, приемы критического мышления, приемы проблемных ситуаций. При использовании приема «Яркое пятно» или мотивирующее высказывание, обучающиеся способны предположить или назвать тему урока, сформулировать цель урока.
Прием создания проблемной ситуации ориентированный на предъявление классу определенных фактов или субъективное мнение, которые побуждают к осознанию проблемы, к осознанию (возможных) противоречий. Например, рассматриваем тему «Слова с переносным значением», «Фразеологизмы», «Орфоэпический словарь».
Второй прием. Ситуация столкновения мнений для постановки проблемы создается вопросом, либо практическим заданием на новый материал. Тема «Правила переноса слов». Что значит перенести? Какой знак нужен? Как вы предлагаете выполнить перенос? (работа в паре). Задание было одно?- Да! –А выполнили вы его как? – По –разному. Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Как переносить слова»
Третий прием связан с ситуацией, когда у учащихся возникает противоречие в связи с затруднениями по выполнению практического задания. Побуждение к осознанию проблемы сопровождаю вопросами: «С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного задания?», «При изучении какой части речи мы выполняли аналогичное задание?» «Где можно посмотреть образец выполнения?» Тема: «Морфологический разбор имени прилагательного»
При реализации системно-деятельностного подхода роль учителя заключается в организации деятельности учащихся в инновационной образовательной среде (с использованием АМО), а роль учащихся – в поиске, выборе, анализе, систематизации и презентации информации.
Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностнoго подхода с использованием АМО способствует переходу от «информационно-трансляционной» школы к «деятельностной» школе.