«основы проектной деятельности младших школьников».
«основы проектной деятельности младших школьников».
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««основы проектной деятельности младших школьников».»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Основы проектной деятельности младших школьников».
Выполнила:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка
Жукова Наталья Алексеевна.
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность проекта.
Концепция деятельности: 2.1. Гипотеза;
Цели;
Задачи;
2.4. Модель деятельности;
2.5. Материальное обеспечение проекта;
3. Теоретическая база. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе. 3.1. Из истории метода проектов.
3.2. Что такое «метод проектов»? 3. 3. Виды классификаций
3.4. Специфика применения проектного метода в начальной школе. 4. Система работы. 4.1. Опыт организации проектной деятельности младших школьников. 4. 2. Описание возможностей применения проектной деятельности в 4. 3. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Юмористические произведения» 4. 4. Динамика продвижения учащихся.
5.Предъявление опыта деятельности
6. Выводы
7. Список источников
1.Актуальность
Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимо определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учеников в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».[ 6 ]
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
2. Концепция деятельности
2.1. Гипотеза: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
2.2. Цели:
определить возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;
повышать уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности.
2.3. Задачи:
Раскрыть понятие метода проектов, используя педагогическую и методическую литературу.
Показать специфику применения проектного метода в начальной школе.
Разработать и реализовать с младшими школьниками творческий комплексный проект.
Проследить динамику продвижения учащихся в формировании ключевых компетентностей проектной деятельности.
2.4. Модель деятельности.
Теоретический этап работы включал в себя:
изучение понятия метода проектов в педагогической литературе;
изучение методологических основ организации технологии проектной деятельности в начальной школе.
Опытно-экспериментальная работапроводится в несколько этапов:
подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
формирующий этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов, а также выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;
контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов работы.
2.5. Материальное обеспечение проекта:
школьная библиотека;
городская детская библиотека;
домашние библиотеки учащихся;
выход в Интернет;
интерактивная доска;
канцелярские товары для оформления выставки рисунков и настольной игры.
3. Теоретическая база. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.
3.1. Из истории метода проектов.
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.
Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
3.2. Что такое «метод проектов»?
Метод проектов–способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту–совершенно особые :
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)– исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
3.3Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций.
По доминирующей в проекте деятельности:
практико-ориентированные;
исследовательские;
информационные;
творческие;
ролевые.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?
По характеру контактов между участниками:
моно проект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками:
внутриклассные;
внутришкольные;
межрегиональные;
международные.
По количеству участников проекта:
индивидуальные;
групповые.
По продолжительности:
мини-проекты (укладываются в 1 урок);
краткосрочные (4-6 уроков);
среднесрочные;
долгосрочные.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Таким образом, Н.Ю.Пахомова даёт следующие определения учебного проекта :
Учебный проект с точки зрения учащегося– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения” [ 8 ].
3.4. Специфика применения проектного метода в начальной школе.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Исходя из этого, Е.Н.Землянская выделяет несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направит ее в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Все сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальной школы. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно–познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли столкнуться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированны, одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы впоследствии применять такие умения?»
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников.
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы учебной деятельности :
мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса. Согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
4. Система работы.
4.1. Опыт организации проектной деятельности младших школьников.
Метод проектов я использую в своей практике третий год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
Примером этому могут служить следующие проекты:
Краеведческий проект – «Моя родословная»
«Календарь природы» - настенный календарь
«Пословица недаром молвится» - сборник пословиц и поговорок к урокам литературного чтения и др.
В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
Большие возможности использовать метод проектов я получила, начав работу по Образовательной системе «Школа 2100».
4. 2. Описание возможностей применения проектной деятельности в Образовательной системе «Школа 2100»
В Образовательной системе «Школа 2100» проектная деятельность рассматривается как основная форма внеурочной деятельности.
Проектную деятельность предваряю необходимым этапом- работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.
В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.
При этом, работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
А работа над проектами – специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентация.
6. Самооценка процесса и результата деятельности.
Выбор темы.
Работа над темой мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Океан» выделяются подтемы: «Жизнь в океане», «Корабли», «Морские профессии», «Кругосветные путешествия», «Блюда из морепродуктов», «Писатели об океане» и др.
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.
Каждый ребёнок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Самооценка.
Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью самооценочных листов. (Приложение № 1)
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:
- часть урока;
– внеурочное время.
Примерами проектов, созданных с учащимися 1г класса в 2010-2011 учебном году могут служить:
Проект «Мой домашний питомец»- альбом;
Фотоконкурс «Я люблю читать!» - фотогазета;
Проект «Ребятам о зверятах» - книжки-малышки.
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с распределением социальных ролей. Роли меняются от проекта к проекту, это позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях: организатором, исполнителем и экспертом деятельности.
4. 3. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Юмористические произведения»
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
Подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
Основной этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов и выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;
Контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов работы.
Данная работа проводилась во 2 г классе ГБОУ гимназии г. Сызрани. Но проект может быть реализован на разных возрастных ступенях начальной школы.
Паспорт проекта.
Тема: «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно».
Цели:
познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс;
учить представлять свой труд в виде презентации;
воспитывать интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
развитие творчества, способностей к изобретательству, эстетического вкуса обучающихся;
формирование умений взаимодействия и взаимопомощи в группе;
разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта.
Тип проекта:
групповой;
внеурочный;
среднесрочный;
творческий, практико-ориентированный.
Предполагаемый продукт проекта: - выставка рисунков,;
- книга « Юмор в нашей жизни»;
- презентация;
- открытый урок «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно». - выставка книг.
Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой)
предпроектная подготовка:
знакомство с творчеством Н.Носова, К.И.Чуковского, И.А.Крылова,В. Берестова и др.авторов.
чтение юмористических произведений авторов разных жанров;
конкурс чтецов;
конкурс рисунков.
Материалы, найденные дома, в библиотеке, даже в Интернете ребята несли в школу и мы детально прорабатывали всё найденное по теме.
В это же время с учащимися была проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его возможные продукты, что значит презентация проекта и его самоанализ. Поскольку ранее учащиеся не участвовали в проектной деятельности, я сама предложила им уже разработанную структуру проекта. В основном все ребята заинтересовались данной деятельностью, но были и такие, кто насторожился. А второй продукт проекта (создание книги) предложили уже ребята в процессе работы.
На одном из собраний родители были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей и мы совместными усилиями определили оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности.
Этап 2. Планирование (выбор проектов).
из рисунков ребят оформить выставку;
для работы по созданию игры было решено:
- составить правила оформления книги;
- выполнить эскиз;
- подобрать и изготовить иллюстративный материал;
- оформить книгу;
- апробировать книгу.
Этап 3. Практическая реализация проекта.
Оформление выставки рисунков;
Создание книги. Апробация книги.
Этап 4. Презентаци.
Презентация нашего проекта проходила для учителей начальных классов Самарского региона. Нами была выбрана театрализация с элементами диалога, инсценировка, выразительное чтение и игры со зрителями. Учителя и администрация, присутствующие на уроке, по достоинству оценили наши выступления.
Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.
Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая осуществлялась с помощью листов самооценивания. (Приложение № 1)
4. 4. Динамика продвижения учащихся.
По моим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование.
В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».
Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:
«проект интересный» - 73%;
«нужный» - 90%;
«понятный» - 80%;
«полезный» - 64%;
Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.
Предъявление опыта деятельности
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов гимназии в марте 2011г. «Метод проектов. Специфика его применения в начальной школе»;
Демонстрация презентации учащимся 2-х классов гимназии;
Выступление учащихся перед родителями класса.
Выводы.
Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.
Были решены задачи:
раскрыто понятие метода проектов;
показана специфика применения проектного метода в начальной школе;
разработан и реализован творческий комплексный проект;
выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.
Цели достигнуты:
определены возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;
уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности повысился.
Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:
распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
планировать свою работу;
оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.
Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
7. Список литературы
1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2004.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №6