kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование-это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Цель исследовательской работы- стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.»



Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров


Учиться – значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности ребенка к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и его познавательных интересов.

Мы должны

*способствовать формированию умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств, для решения учебной задачи;

*способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.

Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения мы и должны использовать исследовательский метод.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Чтобы исследовательская деятельность учащихся была успешной необходимо учитывать следующие факторы:

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.


Формы исследовательской работы с детьми на ступени начального образования:

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

3. Массовые формы. (Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.)

Организация исследования ориентирована на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять индивидуально, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов

постепенно.

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:

«Моё имя» ,«Моя семья», «Мой друг»

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали исследования самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, сделать выводы о значимости своего исследования. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над более объёмным проектом. 

3 КЛАСС

В третьем классе исследовательская работа более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. На этом этапе дети могут выполнить небольшой по объему реферат, самостоятельно подготовить сообщение, провести мини исследование. Долгосрочный проект могут выполнить в группе.

4 КЛАСС

В четвёртом классе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.


Проведение учебных исследований может быть организовано на уроке, во внеклассной работе, во внеурочное время.








У людей, имеющих пытливый ум, пожалуй, еще со школьной скамьи возникает желание что-то понять и разложить по полочкам: анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. А, впервые столкнувшись с желанием выполнить научную работу, человек вдруг опускает руки, ибо не представляет, как технически правильно ее выполнить. Поэтому, к примеру, школьные сочинения, эссе, рефераты по сути такими часто не являются: они похожи друг на друга, порой отличаются только оформлением титульного листа. Да и содержание легче всего получить из бесконечных кладовых Интернета, чем многие, к сожалению, и пользуются. А при такой постановке дела разве сможет «быстрых разумом Невтонов земля рождать»? Попробуем поправить это дело и подсказать, какие требования к научным работам существуют на сегодняшний день.

Итак, перед нами начинающий исследователь, ученый, пытающийся организовать свою работу. Сразу возникает вопрос «С чего начать?»


Выделяют 4 этапа работы над проектом


Первый этап - подготовка к исследованию (проекту)

Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования (проекта).

определение объекта и предмета исследования (проекта).

Выделение основных понятий темы.

Изучение литературы по теме исследования (проекта).

Уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выбор методов исследования (проекта).


Второй этап - подготовка и проведение исследования (проекта)

Подготовка диагностических материалов по теме исследования (проекту).

Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты), выполнение проекта.

Анализ исследования, выводы по эксперименту.


Третий этап - оформление исследовательской (проектной) работы

Написание основной части работы, ее введения и заключения: определение композиции работы, выбор стиля и языка исследования, написание выводов, составление заключения, написание введения.

Составление списка литературы.

Составление списка иллюстраций.

Составление приложений.

Оформление титульного листа.


Четвертый период - подготовка и защита работы

Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

Подготовка текста для публичной защиты.


Более подробно остановимся на основных моментах создания проекта или исследовательской работы.

Работаем с участниками семинара по памятке!!!

Как выбрать тему исследования.

  Для начала выберите тему исследовательской работы.

Выбор темы должен осуществляться совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Выбрать тему несложно. Нужно знать, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует его больше других. Если невозможно сразу понять, о чём хотелось бы узнать побольше, попробуйте задать следующие вопросы:

1. Что тебе интересно больше всего?'

2. Чем хотел бы заниматься в первую очередь (матема­тикой или поэзией, астрономией, историей или чем­-то другим).

3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в шко­ле?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать бо­лее глубоко?

6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Тему можно выбрать и из предложенного учителем списка. (перечень некоторых тем указан в брошюре)


Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

• фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

• экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержа­щихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

Обязательно в исследовательской работе должна быть определена проблема исследования, объект и предмет исследования.

Проблема исследования– это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо изучить, это уточнение темы, а также обнаружение некоторого противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить, выяснить.

Объект исследования – это где, или в какой области мы будем изучать.

Предмет исследования – это что именно изучаем во взятой области.


Цель исследования

Цель исследования – это то, что мы в исследовании хотим. Определить цель исследования, значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.


Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования – это как мы будем достигать цель исследования

Гипотеза исследования

В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Гипотеза – это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему)

Гипотеза - это предположение, догадка еще не до­казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание   предположение, суждение о закономерной связи явлений. 'Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "воз­можно". Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.


Организация и методика исследования

Перед началом работы необходимо составить план исследования, определить методы которые можем использовать при исследовании. Методы и методики исследования – это то, с помощью чего мы будем исследовать.

Предлагаем список доступных методов исследова­ния:

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что исследуешь;

• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

• найти информацию в глобальных компьютерных се­тях, например в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследователь­скую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме

исследования?

2. Прочитать книги о том, что исследуешь.

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в из­вестных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.

Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий   клад для исследователя.

4. Найти информацию в глобальных компьютер­ных сетях, например, в сети Интернет.

Ни один ученый не работает без компьютера - вер­ного помощника современного исследователя.

5. Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи новых зна­ний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзор­ные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, при­боры ночного видения. Есть приборы и аппараты, уси­ливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, ког­да проводишь исследование.

6. Провести эксперимент.

Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. Пос­ле этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные со­веты по поводу проведения эксперимента.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре автор должен показать, что знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую задачу, а не "изобретает велосипед". Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.

В работе должно присутствовать описание методики исследования. Докладчик должен отдавать себе отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость.

Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных - графическая. Поставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы, нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, и постарайтесь максимально облегчить восприятие текста.

Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты исследования. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.

         Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.

Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, теперь нужно кратко изложить на бумаге самое глав­ное.

В содержание исследовательской работы (печатного варианта доклада), должны отражаться следующие моменты:

1) определение основных понятий;

2) классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;

3) выявление и объяснение всех замеченных пара­доксов;

4) ранжирование основных идей;

5) предложение метафор и сравнений (сопоставле­ния, схемы и др.);

6) выработка суждений и умозаключений;

7) сделаны выводы;

8) указаны возможные   пути дальнейшего изучения яв­ления, которое исследовано;

9) подготовлен текст выступления и подготовлены ответы на вопросы по результатам исследования;

10) приготовлены тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

В памятке более подробно объяснено как это сделать.(см памятку)

Исследовательская работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом нельзя зачитывать всю работу. Для освещения сути работы хватает 7-10 минут, предусмотренных регламентом выступлений. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы. Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследова­тельской работы, надо подготовить текст. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом на­правлении.

  

Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции - прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным в отношениях ученых должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада).

Организация исследовательской деятельности с учащимися дает возможность развивать мировоззрение детей в процессе совместного творчества детей и педагогов. Благодаря этой деятельности дети получают и усваивают универсальные принципы и модели изучения себя, мира и себя в мире, расширяются и углубляются представления детей о человеке, формируется активная жизненная позиция, передаются культурные и научные ценности от педагога к детям.

Исследовательские работы школьников лишь первый шаг в науке, а настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования.






























Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №2»













Выступила Эрбис Т.А.

учитель начальных классов
















Риддер қаласы, 2018ж

город Риддер, 2018г



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Автор: Эрбис Татьяна Алексеевна

Дата: 06.03.2018

Номер свидетельства: 460866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Роль исследовательских работ в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(51) "rol-issliedovatiel-skikh-rabot-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "297246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456157668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_riealizatsiia_innovatsionnogho_protsiessa_obuchie"
    ["file_id"] => string(6) "405388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490951074"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(69) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-pri-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "320630"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461120571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства