Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
Исследование-это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Цель исследовательской работы- стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
Учиться – значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Субъектный характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности ребенка к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и его познавательных интересов.
Мы должны
*способствовать формированию умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств, для решения учебной задачи;
*способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативности школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески.
Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения мы и должны использовать исследовательский метод.
Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
В основе исследовательской деятельности лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Цель исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Чтобы исследовательская деятельность учащихся была успешной необходимо учитывать следующие факторы:
-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
-добровольность выбора темы учащимся;
-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Формы исследовательской работы с детьми на ступени начального образования:
1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы. (Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.)
Организация исследования ориентирована на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять индивидуально, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов
постепенно.
1 КЛАСС
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
«Моё имя» ,«Моя семья», «Мой друг»
2 КЛАСС
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали исследования самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, сделать выводы о значимости своего исследования. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над более объёмным проектом.
3 КЛАСС
В третьем классе исследовательская работа более расширена и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. На этом этапе дети могут выполнить небольшой по объему реферат, самостоятельно подготовить сообщение, провести мини исследование. Долгосрочный проект могут выполнить в группе.
4 КЛАСС
В четвёртом классе исследовательская работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
Проведение учебных исследований может быть организовано на уроке, во внеклассной работе, во внеурочное время.
У людей, имеющих пытливый ум, пожалуй, еще со школьной скамьи возникает желание что-то понять и разложить по полочкам: анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. А, впервые столкнувшись с желанием выполнить научную работу, человек вдруг опускает руки, ибо не представляет, как технически правильно ее выполнить. Поэтому, к примеру, школьные сочинения, эссе, рефераты по сути такими часто не являются: они похожи друг на друга, порой отличаются только оформлением титульного листа. Да и содержание легче всего получить из бесконечных кладовых Интернета, чем многие, к сожалению, и пользуются. А при такой постановке дела разве сможет «быстрых разумом Невтонов земля рождать»? Попробуем поправить это дело и подсказать, какие требования к научным работам существуют на сегодняшний день.
Итак, перед нами начинающий исследователь, ученый, пытающийся организовать свою работу. Сразу возникает вопрос «С чего начать?»
Выделяют 4 этапа работы над проектом
Первый этап - подготовка к исследованию (проекту)
Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования (проекта).
определение объекта и предмета исследования (проекта).
Выделение основных понятий темы.
Изучение литературы по теме исследования (проекта).
Уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выбор методов исследования (проекта).
Второй этап - подготовка и проведение исследования (проекта)
Подготовка диагностических материалов по теме исследования (проекту).
Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты), выполнение проекта.
Анализ исследования, выводы по эксперименту.
Третий этап - оформление исследовательской (проектной) работы
Написание основной части работы, ее введения и заключения: определение композиции работы, выбор стиля и языка исследования, написание выводов, составление заключения, написание введения.
Составление списка литературы.
Составление списка иллюстраций.
Составление приложений.
Оформление титульного листа.
Четвертый период - подготовка и защита работы
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.
Подготовка текста для публичной защиты.
Более подробно остановимся на основных моментах создания проекта или исследовательской работы.
Работаем с участниками семинара по памятке!!!
Как выбрать тему исследования.
Для начала выберите тему исследовательской работы.
Выбор темы должен осуществляться совместно с учеником, чтобы ему было интересно работать над заданием. Выбрать тему несложно. Нужно знать, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует его больше других. Если невозможно сразу понять, о чём хотелось бы узнать побольше, попробуйте задать следующие вопросы:
1. Что тебе интересно больше всего?'
2. Чем хотел бы заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
Тему можно выбрать и из предложенного учителем списка. (перечень некоторых тем указан в брошюре)
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
Обязательно в исследовательской работе должна быть определена проблема исследования, объект и предмет исследования.
Проблемаисследования– это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо изучить, это уточнение темы, а также обнаружение некоторого противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить, выяснить.
Объект исследования – это где, или в какой области мы будем изучать.
Предмет исследования – это что именно изучаем во взятой области.
Цель исследования
Цель исследования – это то, что мы в исследовании хотим. Определить цель исследования, значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачиисследования
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования – это как мы будем достигать цель исследования
Гипотезаисследования
В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
Гипотеза – это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему)
Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание предположение, суждение о закономерной связи явлений. 'Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "возможно". Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
Организация и методика исследования
Перед началом работы необходимо составить план исследования, определить методы которые можем использовать при исследовании. Методы и методики исследования – это то, с помощью чего мы будем исследовать.
Предлагаем список доступных методов исследования:
• подумать самостоятельно;
• прочитать книги о том, что исследуешь;
• познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
• спросить у других людей;
• понаблюдать;
• провести эксперимент.
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме
исследования?
2. Прочитать книги о том, что исследуешь.
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме.
Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя.
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет.
Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя.
5. Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.
6. Провести эксперимент.
Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре автор должен показать, что знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую задачу, а не "изобретает велосипед". Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.
В работе должно присутствовать описание методики исследования. Докладчик должен отдавать себе отчет, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость.
Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных - графическая. Поставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы, нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, и постарайтесь максимально облегчить восприятие текста.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т.е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты исследования. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.
Все исследовательские задания должны выполняться в атмосфере психологического комфорта. Не забывайте поощрять учеников даже за незначительные успехи. Юные исследователи не должны бояться допускать ошибки и делать что-то не так.
Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное.
В содержание исследовательской работы (печатного варианта доклада), должны отражаться следующие моменты:
1) определение основных понятий;
2) классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;
3) выявление и объяснение всех замеченных парадоксов;
4) ранжирование основных идей;
5) предложение метафор и сравнений (сопоставления, схемы и др.);
6) выработка суждений и умозаключений;
7) сделаны выводы;
8) указаны возможные пути дальнейшего изучения явления, которое исследовано;
9) подготовлен текст выступления и подготовлены ответы на вопросы по результатам исследования;
10) приготовлены тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
В памятке более подробно объяснено как это сделать.(см памятку)
Исследовательская работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом нельзя зачитывать всю работу. Для освещения сути работы хватает 7-10 минут, предусмотренных регламентом выступлений. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы. Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции - прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным в отношениях ученых должно быть взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада).
Организация исследовательской деятельности с учащимися дает возможность развивать мировоззрение детей в процессе совместного творчества детей и педагогов. Благодаря этой деятельности дети получают и усваивают универсальные принципы и модели изучения себя, мира и себя в мире, расширяются и углубляются представления детей о человеке, формируется активная жизненная позиция, передаются культурные и научные ценности от педагога к детям.
Исследовательские работы школьников лишь первый шаг в науке, а настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь послеполучения качественного, разностороннего высшего образования.
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №2»