kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы по формированию социальных компетенций у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы. Проблема развития социальной компетентности личности представляется мне чрезвычайно актуальной. В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Актуальность моей темы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для успешной социализации младшего школьника путем формирования у него социальных компетенций, а именно таких показателей как:

- способности понимать других людей;

- способности выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;

- способности действовать в соответствии с наличной ситуацией;

- способности следовать правилам, принятым в группе;

- способности принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки.

Цель темы – разработать систему социально-педагогической работы по формированию социальных компетенций учащихся начальных классов;   выявить возможности учебной кооперации в процессе формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

 

В процессе реализации темы самообразования решаются следующие задачи:

  • организация целенаправленной педагогической деятельности в ходе работы по формированию социальных компетенций учащихся начальных классов:
  • обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с социальными взаимоотношениями;
  • развитие и поддержание у детей интереса и доброжелательности к окружающим людям, чувства дружбы и товарищества;
  • формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;
  • повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;
  • развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;
  • осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по формированию социальных компетенций у учащихся начальных классов »

Екатерина Викторовна Мерк,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Черногорск

Организация работы по формированию социалных компетенций у учащихся начальных классов



«Плохой учитель преподносит истину, 
хороший – учит её находить».

А.Ф.Дистервег



Актуальность проблемы. В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь,   подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся.

Важно отметить, что понятие «социальная компетенция» мы определяем, как способность ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях, решать возникающие типичные и нестандартные задачи, опираясь на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт.

Под социальной компетенцией младшего школьника мы понимаем способность ребенка к социальной деятельности в современном социуме, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.

Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой мы выделяем следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.

Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности. Эти личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций учащихся начальных классов.

Конкретизируем выделенные показатели применительно к каждому компоненту социальных компетенций, рассмотренных нами выше. Так к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:

  • знание основных этических норм общения и поведения в обществе;

  • знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.

Второй компонент - мотивационно-ценностный - включает в себя следующие показатели:

  • умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха/неуспеха;

  • способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;

  • умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;

  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных классов – деятельностный – предполагает:

  • умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;

  • умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;

  • умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;

  • умение договариваться, находить общее решение;

  • умение находить правильный способ разрешения конфликта;

  • умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.

Важно отметить, что приведенный перечень показателей социальных компетенций является открытым и может быть продолжен.

С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:

- низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;

- средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;

- высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и диагностическое обследование, проведенное нами в ходе опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками позволил выявить, что слабая сформированность социальных компетенций у детей проявляется в следующем:

  1. в слабом интересе к учебным занятиям;

  2. в наличии тревожности, напряженности, эмоциональной скованности у детей в процессе учебных занятий;

  3. в конфликтном характере взаимоотношений со сверстниками, в неспособности радоваться успеху другого;

  4. в преобладании невербальных форм общения между одноклассниками в ущерб вербальному общению;

  5. в двигательной гиперактивности, либо пассивности.

  6. в неумении использовать знания о нормах и правилах поведения в реальном общении.

Таким образом, необходима специально организованная социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие социальных компетенций младших школьников.

Также необходимо отметить особенности работы с учащимися на каждом году обучения в начальной школе. Так, при работе с первоклассниками педагогу необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и педагогом. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах. Итогом первого года должно стать осознания себя как ученика.

Мероприятия, проводимые со второклассниками, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений в классном коллективе. Осознанию детьми, что их класс – дружный коллектив способствуют совместные игры, беседы, инсценировки.

Третий год является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Я и другие. Я глазами других», «Добрый человек в доброте проживет век», «Как мы решаем конфликты». Итогом работы с третьеклассниками и всей воспитательной работы по формированию социальных компетенций у учащихся является овладение детьми системой знаний о способах и правилах поведения в обществе, умений устанавливать доброжелательные отношения между людьми, опыта позитивного социального взаимодействия между собой.

Нами предлагается программа, направленная на формирование социальных компетенций учащихся начальных классов, в которой реализуются условия для развития способности ребенка к продуктивному социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.

В процессе реализации данной программы в работе класса создается атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению других детей. На это направлена организация специальных реальных и воображаемых ситуаций, включающих такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, инсценировка, обсуждение проблемных ситуаций, игры. На занятиях педагог моделирует поведение, направленное на развитие позитивной самооценки, конструктивное отношение к конфликтам, сотрудничество.

Необходимо также отметить, что в общении педагога с детьми должны соблюдаться следующие нормы:

  1.  

    • выслушивать мнение ребенка до конца;

    • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

    • быть открытым и доступным учащимся;

    • отношения педагога и учащегося должны строиться на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Мониторинг результатов предполагает: во-первых, отслеживание (выявление) уровня сформированности мотивации к обучению учащихся, навыков самоконтроля, самоорганизации, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; во-вторых, изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Диагностический блокпредставлен основными методами изучения личности и классного коллектива, а именно:

  1. Беседы с учениками, классными руководителями.

  2. Наблюдения с целью изучения особенностей межличностного взаимодействия на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.

  3. Анкетирование с целью изучения отношения к учению, к сверстникам, педагогу.

  4. Анализ результатов общественно-значимой деятельности учащихся.

Критерием эффективности программы служат качественные изменения в развитии уровня сформированности у детей способов конструктивного поведения, повышение мотивации к обучению, доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

Ожидаемымирезультатами данной программы осознание учащимися норм социального поведения; снижение уровня конфликтности учащихся; повышение мотивации к обучению; сформированность у детей навыков саморегуляции, самоконтроля. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, уметь принимать самостоятельно решение, уметь конструктивно взаимодействовать со сверстниками и разрешать конфликты и использовать свой опыт правильного социального взаимодействия в дальнейшем. При эффективной работе дети не употребляют оскорбительных выражений, относятся друг к другу с уважением, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, свои взаимоотношения дети строят не на агрессии, а стараются разобраться, используют совет, предложение, согласие.

Подводя итог, необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности. Педагогу очень важно осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности учащихся с начальной ступени обучения. Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия, как в учебной деятельности, так и в общественной жизни. От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина. Таким образом, дальнейшее изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мерк Екатерина Викторовна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Организация работы по формированию социалных компетенций у учащихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(102) "orghanizatsiia-raboty-po-formirovaniiu-sotsialnykh-kompietientsii-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432600378"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(84) "rol-ikt-pri-razvitii-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "176303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424397029"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(106) "ighrakaksriedstvoformirovaniiakommunikativnoikompietientsiinaurokakhanghliiskoghoiazykavnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "278612"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453115102"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья на тему "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-optimal-noie-vkhozhdieniie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-i-mladshikh-shkol-nikov-v-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "240784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445107763"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Пояснительная записка к учебному курсу "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы "
    ["seo_title"] => string(82) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-uchiebnomu-kursu-izobrazitiel-noie-iskusstvo-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "241248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445197050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства