Организация проектной деятельности в начальной школе.
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предлагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности в начальной школе. »
Организация проектной деятельности
в начальной школе.
Бабина Галина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 38
Электронный адрес: babina-gn38@mail.
Адрес: 664048 г. Иркутск, ул. Баумана 187-66
Государственные стандарты общего образования нового поколения предлагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём.
Одной из форм творческой деятельности школьников является проектная деятельность. Правильно организованная проектная деятельность способствует естественному стремлению обучающихся к изучению окружающего мира. Главная цель проектной деятельности – формирование у обучающихся готовности и способности самостоятельно , творчески осваивать способы деятельности в любой сфере науки и культуры.
Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Применяя технология проектной деятельности, можно добиться следующих целей:
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления;
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В Своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т. е. способствует сохранению как психологического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Деятельность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Алгоритм проектной деятельности:
1 этап. Предоставление темы проекта.
Темы детских проектов можно выбирать исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
2 этап. Выбор проблемы.
На этом этапе дети отвечают на вопрос: « Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения: «Мы бы хотели узнать сколько лексических значений имеет выбранное слово. Есть ли у этого слова антонимы, синонимы. Какие имеются пословицы, поговорки, загадки.»
3 этап. Формулировка подтем.
На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.
4 этап. Планирование работы.
Определяются пути поиска необходимой информации.
5 этап. Осуществление проекта.
На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться.» учитель должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям и пр.), за помощью к родителям.
6 этап. Представление проекта.
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности. Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
- соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
- как оценили вашу работу посторонние люди;
По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки учащихся и их уверенности в своих силах.