Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия участников коррекционного процесса»
Организация взаимодействия участников коррекционного процесса
ПЛАН
1.Основы построения единого коррекционно-образовательного пространства
2. Модель взаимодействия участников коррекционного процесса
3. Основные области деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
4. Формы взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основы построения единого коррекционно-образовательного пространства
Принципы построения единого коррекционно-образовательного пространства: системный характер, целостность, конкретность
Специальные принципы коррекционной педагогики:
-принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
-принцип учета индивидуальных особенностей ребенка;
-деятельностный принцип коррекции;
-принцип комплексного использования методов и приемов педагогической деятельности;
-принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
2. Модель взаимодействия участников коррекционного процесса
Блоки взаимодействия
I-й – Диагностический
II-й – Коррекционно-педагогический
III-й – Социально–педагогический
Четыре группы задач, решаемые в ходе взаимодействия
- мониторинговые
- воспитательные
- коррекционно-развивающие
- образовательные
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
-организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения
-уточнение диагноза при динамическом наблюдении коррекционного процесса
-разработка индивидуальной программы развития ребёнка
Основной формой взаимодействия в данном блоке является ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум («О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Целью коррекционно-педагогического блока является овладение педагогами интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции его нарушений.
Ведущей формой взаимодействия в этом блоке является сотрудничество (совместное планирование)
СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Целями и задачами социально-педагогического блока являются включение родителей в совместную коррекционную работу для осознания проблем ребенка и усиления коррекционного воздействия на него, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений
3. Основные области деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.
Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д).
Инструктор по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале, бассейне и на улице, реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога; организация двигательной активности детей.
Музыкальный руководитель и руководитель изостудии: реализация используемых программ музыкального и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
Представитель администрации – руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.
Задачи специалистов
Учитель-дефектолог
Воспитатель
Определение структуры и степени тяжести нарушения
Максимальная коррекция нарушений
Профилактика вторичных нарушений
Методическая помощь работникам ОУ
Решение общеразвивающих задач
Решение общеразвивающих задач: овладение всеми основными видами деятельности
Развитие и коррекция речи детей в процессе непосредственной образовательной деятельности
Контроль за речью детей в процессе совместной деятельности (режимные моменты, игровая деятельность и т.д.) с целью закрепления речевых навыков
Индивидуальная работа (по заданию дефектолога/ по результатам педагогического обследования)
4. Формы взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Лектории
Практикумы
Тренинги
Индивидуальное взаимодействие
Скоординированность комплексно-тематического планирования дефектолога и воспитателя
Взаимопосещение образовательной деятельности
Скоординированность в деятельности дефектолога и воспитателя в осуществлении взаимодействия с родителями
Вопросы для самопроверки
На основе анализа литературных данных и собственного опыта определите направления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя коррекционного учреждения.
Литература
Волосовец Т.В., Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т.В. Волосовец - М., "Владос", 2004
Кударинова А.С., Взаимодействие участников коррекционно-логопедического процесса в работе с учащимися начальных классов с дизорфографией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9 – С. 148-152
.Миронцева И.М.,: Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников/ И.М. Миронцева. - Детство –пресс, 2012
Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004., №2.
Ульенкова У.В., Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ У.В. Ульенкова., О.В. Лебедева - М., Издательский центр «Академия», 2002.
Электронно-программные средства (электронные адреса, учебные материалы):. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными заболеваниями; общение в форуме.
. http://www.ikprao.ru/index_center.html Институт коррекционной педагогики РАО. Официальный сайт. Содержит информацию об истории института, его лабораториях и центрах, о приоритетных направлениях исследований.
. http://www.logoped.ru Логопед. Советы профессионального логопеда. Программы и ТСО для коррекционной педагогики, новости логопедии и др.
. http://www.pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека
http://www.nlr.ru/ - Педагогика. Электронный путеводитель по справочным и образовательным ресурсам.