Организация работы первоклассников по изучению чисел первого десятка
Организация работы первоклассников по изучению чисел первого десятка
При изучении чисел первого десятка идет процесс формирования понятия числа и его места расположения в натуральном ряду. С этой целью наряду с современными, например, информационно-коммуникационными технологиями, нами применяются уже ставшие традиционными игровые технологии, а также практические работы первоклассников со счетным раздаточным материалом, карточками с цифрами, абаками, числовыми домиками и другими наглядными пособиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы первоклассников по изучению чисел первого десятка»
Суфиянова З.И.
МБОУ СОШ№2 с.Стерлибашево
Учитель начальных классов
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА
В дошкольном возрасте у ребенка сформирована игровая деятельность, но когда он приходит в школу постепенно у него формируется и развивается учебная деятельность. «В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет потребности в теоретических знаниях как психологической основы учебной деятельности», – так отмечают В.С. Егорычева и Е.П. Юдина [ 1, с. 8]. Поэтому учитель начальных классов с первого урока старается приобщить ребенка к познанию нового, развивать его познавательный интерес. С самого начала учебы, учитель начинает знакомить ребят с первыми десятью числами натурального ряда и арифметическими действиями: сложением и вычитанием в пределах десяти. Уже на этом материале в дальнейшем будут рассматриваться многие другие вопросы, с которыми учащиеся будут встречаться при изучении каждой новой области чисел: числа до ста, числа до тысячи и т.д. Именно на этапе изучения чисел первого десятка учащиеся осознают порядковое и количественное значение чисел, закономерности ряда натуральных чисел и др. вопросы.
Так, М.И. Моро и А.М. Пышкало говорят о том, что «на примере десяти чисел натурального ряда дети знакомятся с принципами его построения. Они осознают и усваивают, что для получения числа, следующего за данным, достаточно прибавить единицу к данному числу и что поэтому числа в натуральном ряду возрастают...» [ 3, с. 84].
Для того чтобы младшие школьники усвоили закономерность присчитывания и отсчитывания по одному, необходимо использовать различные методы и приемы. Например, давать учащимся сначала упражнения на счет предметов, затем, усложняя, на сравнение чисел на предметной основе, а потом уже на порядковые отношения между числами с опорой на их расположение в ряду.
Н.Б. Истомина, например, приводит такие задания для младших школьников при изучении чисел 1-4: «Положите 2 круга, ниже положите столько же треугольников, придвиньте еще 1 треугольник. Сколько стало всего треугольников? Как получили 3 треугольника? Каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше? [ 2, с. 21] Такие задания сформируют у учащихся понятие о числе, порядке чисел в натуральном ряду».
При изучении чисел первого десятка младшие школьники овладевают следующими знаниями и умениями:
– усваивают последовательность чисел от 1 до 10 и применяют их при счете предметов до десяти;
– образовывают число из предыдущего ему и следующего за ним;
– называют числа от 1 до 10 в прямом порядке, присчитывая по одному, и, наоборот, от 10 до 1 в обратном порядке, отсчитывая по 1.
– сравнивают числа между собой, то есть устанавливают отношения: какое число больше или меньше и на сколько;
– учатся воспринимать на слух и с опорой на наглядность простейшие задания, формирующие понимание смысла действий сложения и вычитания;
– учатся читать цифры, соотносить их с предметными совокупностями и аккуратно записывать цифры в тетради;
– усваивают состав первых пяти чисел и знакомятся с составом чисел от 6-ти до 10-ти.
При изучении чисел первого десятка идет процесс формирования понятия числа и его места расположения в натуральном ряду. С этой целью наряду с современными, например, информационно-коммуникационными технологиями, нами применяются уже ставшие традиционными игровые технологии, а также практические работы первоклассников со счетным раздаточным материалом, карточками с цифрами, абаками, числовыми домиками и другими наглядными пособиями. Именно дидактические игры и практические работы, отвечающие возрастным особенностям первоклассников (наглядно-действенный характер мышления), способствуют адаптации детей в школе, обеспечивают достижение учебных задач, индивидуализацию обучения и установление обратной связи в образовательном процессе, коррекцию знаний и умений детей.
Знание чисел первого десятка помогает и при решении задач. Можно соединять подготовку к решению задач с изучением чисел, опираясь на наглядные методы. С помощью иллюстрации можно, например, рассматривать задачи такого вида: «В коробке лежало пять карандашей (считают). В неё положили еще один карандаш (кладут и закрывают коробку). Сколько стало карандашей в коробке? Как решили задачу? Проверим. (Считают карандаши в коробке)». Задачи такого вида помогают учащимся в формировании понятия о количественном значении числа, о применении чисел в жизненных и учебных ситуациях.
Таким образом, понятие числа для первоклассников является одним из ключевых. Организация работы по изучению чисел первого десятка быть последовательна, начинается с подготовительного этапа. В процессе обучения применяются различные методы, приемы и технологии, отвечающие возрастным особенностям обучающихся в первом классе детей.
Список использованной литературы
1. Егорычева В.С. , Юдина Е.П. Особенности и условия формирования познавательной компетенции у детей первого года обучения // Начальная школа. – 2011. – № 9. – С. 7 – 11.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебн. Пособие для студ. сред.и высш. пед. учебн. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 288 c.
3. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М.: издательство «Просвещение», 1978. – 336 с.