kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы первоклассников по изучению чисел первого десятка

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении чисел первого десятка идет процесс формирования понятия числа и его места расположения в натуральном ряду. С этой целью наряду с современными, например, информационно-коммуникационными технологиями, нами  применяются уже ставшие традиционными игровые технологии, а также практические работы первоклассников со счетным раздаточным материалом, карточками с цифрами, абаками, числовыми домиками и другими наглядными пособиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы первоклассников по изучению чисел первого десятка»

Суфиянова З.И.

МБОУ СОШ№2 с.Стерлибашево

Учитель начальных классов



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА


В дошкольном возрасте у ребенка сформирована игровая деятельность, но когда он приходит в школу постепенно у него формируется и развивается учебная деятельность. «В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет потребности в теоретических знаниях как психологической основы учебной деятельности», – так отмечают В.С. Егорычева и Е.П. Юдина [ 1, с. 8]. Поэтому учитель начальных классов с первого урока старается приобщить ребенка к познанию нового, развивать его познавательный интерес. С самого начала учебы, учитель начинает знакомить ребят с первыми десятью числами натурального ряда и арифметическими действиями: сложением и вычитанием в пределах десяти. Уже на этом материале в дальнейшем будут рассматриваться многие другие вопросы, с которыми учащиеся будут встречаться при изучении каждой новой области чисел: числа до ста, числа до тысячи и т.д. Именно на этапе изучения чисел первого десятка учащиеся осознают порядковое и количественное значение чисел, закономерности ряда натуральных чисел и др. вопросы.

Так, М.И. Моро и А.М. Пышкало говорят о том, что «на примере десяти чисел натурального ряда дети знакомятся с принципами его построения. Они осознают и усваивают, что для получения числа, следующего за данным, достаточно прибавить единицу к данному числу и что поэтому числа в натуральном ряду возрастают...» [ 3, с. 84].

Для того чтобы младшие школьники усвоили закономерность присчитывания и отсчитывания по одному, необходимо использовать различные методы и приемы. Например, давать учащимся сначала упражнения на счет предметов, затем, усложняя, на сравнение чисел на предметной основе, а потом уже на порядковые отношения между числами с опорой на их расположение в ряду.

Н.Б. Истомина, например, приводит такие задания для младших школьников при изучении чисел 1-4: «Положите 2 круга, ниже положите столько же треугольников, придвиньте еще 1 треугольник. Сколько стало всего треугольников? Как получили 3 треугольника? Каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше? [ 2, с. 21] Такие задания сформируют у учащихся понятие о числе, порядке чисел в натуральном ряду».

При изучении чисел первого десятка младшие школьники овладевают следующими знаниями и умениями:

– усваивают последовательность чисел от 1 до 10 и применяют их при счете предметов до десяти;

– образовывают число из предыдущего ему и следующего за ним;

– называют числа от 1 до 10 в прямом порядке, присчитывая по одному, и, наоборот, от 10 до 1 в обратном порядке, отсчитывая по 1.

– сравнивают числа между собой, то есть устанавливают отношения: какое число больше или меньше и на сколько;

– учатся воспринимать на слух и с опорой на наглядность простейшие задания, формирующие понимание смысла действий сложения и вычитания;

– учатся читать цифры, соотносить их с предметными совокупностями и аккуратно записывать цифры в тетради;

– усваивают состав первых пяти чисел и знакомятся с составом чисел от 6-ти до 10-ти.

При изучении чисел первого десятка идет процесс формирования понятия числа и его места расположения в натуральном ряду. С этой целью наряду с современными, например, информационно-коммуникационными технологиями, нами применяются уже ставшие традиционными игровые технологии, а также практические работы первоклассников со счетным раздаточным материалом, карточками с цифрами, абаками, числовыми домиками и другими наглядными пособиями. Именно дидактические игры и практические работы, отвечающие возрастным особенностям первоклассников (наглядно-действенный характер мышления), способствуют адаптации детей в школе, обеспечивают достижение учебных задач, индивидуализацию обучения и установление обратной связи в образовательном процессе, коррекцию знаний и умений детей.

Знание чисел первого десятка помогает и при решении задач. Можно соединять подготовку к решению задач с изучением чисел, опираясь на наглядные методы. С помощью иллюстрации можно, например, рассматривать задачи такого вида: «В коробке лежало пять карандашей (считают). В неё положили еще один карандаш (кладут и закрывают коробку). Сколько стало карандашей в коробке? Как решили задачу? Проверим. (Считают карандаши в коробке)». Задачи такого вида помогают учащимся в формировании понятия о количественном значении числа, о применении чисел в жизненных и учебных ситуациях.

Таким образом, понятие числа для первоклассников является одним из ключевых. Организация работы по изучению чисел первого десятка быть последовательна, начинается с подготовительного этапа. В процессе обучения применяются различные методы, приемы и технологии, отвечающие возрастным особенностям обучающихся в первом классе детей.

Список использованной литературы

1. Егорычева В.С. , Юдина Е.П. Особенности и условия формирования познавательной компетенции у детей первого года обучения // Начальная школа. – 2011. – № 9. С. 7 – 11.

2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебн. Пособие для студ. сред.и высш. пед. учебн. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.288 c.

3. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М.: издательство «Просвещение», 1978. – 336 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация работы первоклассников по изучению чисел первого десятка

Автор: Суфиянова Зарема Идрисовна

Дата: 26.04.2019

Номер свидетельства: 508462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)». "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-urochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-noo-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "128544"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415534027"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Число 10. Запись числа 10 "
    ["seo_title"] => string(25) "chislo-10-zapis-chisla-10"
    ["file_id"] => string(6) "111847"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408000392"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Формирование УДД. Презентация."
    ["seo_title"] => string(33) "formirovaniie-udd-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "308446"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458581583"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Формирование УДД. Презентация."
    ["seo_title"] => string(35) "formirovaniie-udd-priezientatsiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "308447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458581591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства