kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена информация о видах проектов, алгоритм исследовательской деятельности для младших школьников. Приводятся примеры и результаты детских работ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности младших школьников»

Учитель начальных классов

Логинова Светлана Анатольевна


Организация проектной деятельности

младших школьников


Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать и я пойму»

Так говорил великий китайский мудрец Конфуций.

И его слова очень актуальны в наше время.

В основе любого общества лежит образование – передача следующим поколениям приобретённого опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования личности, умеющей думать, анализировать, рассуждать, поэтому назрела необходимость найти новые пути для воспитания самостоятельной личности.

Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей проектную направленность.


Основами развития общества становятся не РЕСУРСЫ, а….ЗНАНИЯ…

Что необходимо нашим школьникам для успешного усвоения знаний или успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;

  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения;

  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;

  • Эффективно использовать знания реальной жизни;

  • Компьютерная грамотность.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных проектных, исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Проектная, исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В основе любого проекта лежит исследование.

В школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по времени: кратковременные, долговременные;

-по теме: предметные, свободные.

Как средство активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчёркивает утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.

В методике проведения экскурсии выделяю три основных этапа:

  • Доэкскурсионная подготовка (вводная беседа учителя, постановка проблемы);

  • Проведение экскурсии (основная часть, деление на группы, самостоятельная работа);

  • Обработка экскурсионного материала (подведение итогов, презентация самостоятельной работы учащихся).



Основная форма проведения экскурсии - групповая.

Класс делится на 5-6 групп, по 3-4 человека. Каждой группе даётся задание, которое они выполняют.


Экскурсия позволяет осуществлять образование МНОГОСЕНСОРНО, по принципу: ВИЖУ+ слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую.

Экскурсии послужили стартовой площадкой для детских исследований. Начиная с первого класса, провожу родительские собрания и рассказываю об исследовательской работе. Учителю необходима помощь в лице родителей. Только вместе можно добиться хороших результатов.


Исследовательская деятельность – это пять «П»

  1. Проблема

  2. Планирование

  3. Поиск информации

  4. Продукт

  5. Презентация


Начинаю работать над проектом с 1 класса. Работаю по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект».

Каждое занятие по этой тетради помогает ребёнку шагать по ступенькам:

  • создания собственного проекта,

  • познакомит с проектной технологией,

  • с алгоритмом построения проекта и

  • с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.






Любая проектно-исследовательская работа состоит из нескольких этапов:


I. Выбор темы исследования

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.

________________________________________

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

• фантастические — о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

• экспериментальные — предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).


Учу своих детей - находить проблему.

Проблема - сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования.




II. Цель исследования

Определить цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

III. Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.


IV. Гипотеза исследования

Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез — предположений о том, как проблема может быть решена. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».



V. Организация и методика исследования


Предлагаем список доступных методов исследования:

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

• Что я знаю по теме исследования?

• Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

• Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

2. Прочитать книги о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.




3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.


4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Ни один ученый не работает без компьютера — верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.

5. Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.


6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний — наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.


7. Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.

Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.

Запиши план проведения своего эксперимента


Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.


VI. Подготовка к защите исследования



От чего зависит успех исследования


1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.

2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.

5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

6. Действуя, не бойся совершить ошибку.


Соблюдая данные этапы исследовательской деятельности, у нас получились неплохие результаты.


1 место в 4 городской НПК «Учение с увлечением – старт в науку» - Стенина Соня с работой «Авокадо, то что надо»,2012 г.

2 место -у Лукьянова Саши с работой «Природа звука»

В 2013 году на базе СЮНа в НПК оба ребёнка были награждены дипломами 1 степени.


2013год

Писарева Алиса стала лауреатом в 5 городской НПК с работой «Прекрасное своими руками»


2015-2016г.- Писарева Алёна, ученица 3 класса заняла 2 место в городском НПК с работой «Декупаж».



2016-2017 г.- В 4 классе Писарева Алёна заняла 1 место в городском НПК с работой «Магия чёрного цвета».

Если вы найдёте ключик к каждой детской душе- то вы подарите частичку своего сердца!











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проектной деятельности младших школьников

Автор: Логинова Светлана Анатольевна

Дата: 09.11.2018

Номер свидетельства: 484495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Организация проектной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(63) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "184184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426003343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Презентация по теме "Формирование личностных универсальных учебных действий посредством организации проектной деятельности младших школьников " "
    ["seo_title"] => string(165) "priezientatsiia-po-tiemie-formirovaniie-lichnostnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-posriedstvom-orghanizatsii-proiektnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "232240"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442774230"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проектной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(48) "proiektnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "184194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426004029"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Совместная деятельность учителя и родителей в организации проектной деятельности младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "sovmestnaia_deiatelnost_uchitelia_i_roditelei_v_organizatsii_proektnoi_deiatelno"
    ["file_id"] => string(6) "588160"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633671241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства