Организация проектной деятельности младших школьников
Организация проектной деятельности младших школьников
В статье представлена информация о видах проектов, алгоритм исследовательской деятельности для младших школьников. Приводятся примеры и результаты детских работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности младших школьников»
Учитель начальных классов
Логинова Светлана Анатольевна
Организация проектной деятельности
младших школьников
“Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать и я пойму»
Так говорил великий китайский мудрец Конфуций.
И его слова очень актуальны в наше время.
В основе любого общества лежит образование – передача следующим поколениям приобретённого опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования личности, умеющей думать, анализировать, рассуждать, поэтому назрела необходимость найти новые пути для воспитания самостоятельной личности.
Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей проектную направленность.
Основами развития общества становятся не РЕСУРСЫ, а….ЗНАНИЯ…
Что необходимо нашим школьникам для успешного усвоения знаний или успеха?
Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
Уметь работать в команде и обладать навыками общения;
Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
Эффективно использовать знания реальной жизни;
Компьютерная грамотность.
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных проектных, исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Проектная,исследовательская деятельность– это совместная учебно-познавательная, творческая или игроваядеятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способыдеятельности, направленная на достижение общего результата. В основе любого проекта лежит исследование.
В школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
-по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по времени: кратковременные, долговременные;
-по теме: предметные, свободные.
Как средство активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчёркивает утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
В методике проведения экскурсии выделяю три основных этапа:
Проведение экскурсии (основная часть, деление на группы, самостоятельная работа);
Обработка экскурсионного материала (подведение итогов, презентация самостоятельной работы учащихся).
Основная форма проведения экскурсии - групповая.
Класс делится на 5-6 групп, по 3-4 человека. Каждой группе даётся задание, которое они выполняют.
Экскурсия позволяет осуществлять образование МНОГОСЕНСОРНО, по принципу: ВИЖУ+ слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую.
Экскурсии послужили стартовой площадкой для детских исследований. Начиная с первого класса, провожу родительские собрания и рассказываю об исследовательской работе. Учителю необходима помощь в лице родителей. Только вместе можно добиться хороших результатов.
Исследовательская деятельность – это пять «П»
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Начинаю работать над проектом с 1 класса. Работаю по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект».
Каждое занятие по этой тетради помогает ребёнку шагать по ступенькам:
создания собственного проекта,
познакомит с проектной технологией,
с алгоритмом построения проекта и
с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Любая проектно-исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
I. Выбор темы исследования
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
________________________________________
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
• фантастические — о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• экспериментальные — предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
• теоретические — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
Учу своих детей - находить проблему.
Проблема - сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования.
II. Цель исследования
Определить цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
III. Задачи исследования
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
IV. Гипотеза исследования
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез — предположений о том, как проблема может быть решена. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
V. Организация и методика исследования
Предлагаем список доступных методов исследования:
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
• Что я знаю по теме исследования?
• Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
• Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
Научные, научно-популярные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Ни один ученый не работает без компьютера — верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.
5. Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
6. Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний — наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.
7. Провести эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.
Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.
Запиши план проведения своего эксперимента
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.
VI. Подготовка к защите исследования
От чего зависит успех исследования
1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
Соблюдая данные этапы исследовательской деятельности, у нас получились неплохие результаты.
1 место в 4 городской НПК «Учение с увлечением – старт в науку» - Стенина Соня с работой «Авокадо, то что надо»,2012 г.
2 место -у Лукьянова Саши с работой «Природа звука»
В 2013 году на базе СЮНа в НПК оба ребёнка были награждены дипломами 1 степени.
2013год
Писарева Алиса стала лауреатом в 5 городской НПК с работой «Прекрасное своими руками»
2015-2016г.- Писарева Алёна, ученица 3 класса заняла 2 место в городском НПК с работой «Декупаж».
2016-2017 г.- В 4 классе Писарева Алёна заняла 1 место в городском НПК с работой «Магия чёрного цвета».
Если вы найдёте ключик к каждой детской душе- то вы подарите частичку своего сердца!