Просмотр содержимого документа
«Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования»
Отдел по образованию Белыничского райисполкома
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Средняя школа № 2 г. Белыничи»
РЕФЕРАТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шепелева Наталья Васильевна,
учитель
Белыничи, 2021
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности детей с нарушениями зрения 5
1.1. Причины нарушения зрения 5
1.2. Особенности проявления нарушения зрения у детей 6
Глава 2. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования 9
2.1. Дети с нарушениями зрения в инклюзивном образовательном пространстве 9
2.2. Материально-техническое обеспечение 13
2.3. Специальное оборудование 17
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Введение
Образование детей – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей и государством. Образование ребенка с особенностями психофизического развития (нарушение слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы, интеллектуальная недостаточность) (далее – ОПФР), в том числе с инвалидностью – огромная проблема для семьи, даже несмотря на то, что законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации.
Многие родители хотят, чтобы их дети, имеющие инвалидность, учились в близлежащих школах. Однако туда таких детей не так просто устроить. Причин этому много: протестуют педагоги, не знающие, как включить ребенка с инвалидностью в школьную жизнь; к школе не добраться доступным транспортом и так далее. Наконец, сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.
Дети с ОПФР могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.
Под особыми образовательными потребностями понимают потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения общеобразовательных программ, формирования и развития навыков социальной адаптации. Это потребности в специальных условиях обучения, включая технические средства, особое содержание и методы обучения, а также медицинские, социальные и другие услуги.
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ОПФР в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Однако такой вариант обучения ставит массовую школу и педагогов перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы контроля для ребенка с ОПФР, как распределить режим учебной нагрузки для ребенка (т.к. в учебном плане ребенка с ОПФР могут отсутствовать предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов. На сегодняшний день не сформулированы требования, принципы к обучению ребенка с ОПФР в инклюзивном классе, не утверждены формы специальной психолого-педагогической поддержки такой инклюзии, не обеспечены гарантии оказания ее каждому нуждающемуся в этом ребенку.
Слово «инклюзия» можно с какой-то степенью достоверности перевести как «включение» во что-то. Вот почему инклюзивное образование как образование «для всех» подразумевает обеспечение доступности, приспособление образовательной системы и каждого учреждения образования к разнообразию особенностей и специфике образовательных потребностей каждого ребенка, в том числе детей с ОПФР и инвалидностью.
Во многих странах мира уже в течение 20 лет большинство дошкольных и общеобразовательных учреждений работают по принципу инклюзии, то есть стремятся к включению в процесс получения образования всех детей, ценят различия между ними, оказывают им поддержку по ходу учебы и не забывают об индивидуальных потребностях и способностях учеников.
Таким образом, речь идет о создании наименее ограничивающего, наиболее развивающего «комфортного» для всех образовательного пространства (психологического, физического, педагогического) каждого учреждения образования.
Глава 1. Особенности детей с нарушениями зрения
1.1. Причины нарушения зрения
Чтобы понять, какие дети относятся к этой категории, необходимо знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение. Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.
Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.
К причинам нарушения зрения относят как врожденные (вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями, нарушениями обмена веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения), так и приобретенные (внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка и так далее).
В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих.
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения равную единице - 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения – 0,1, четвертой – 0,4 и т п.
1.2. Особенности проявления нарушения зрения у детей
Зрение обеспечивает восприятие более 80% информации о внешнем мире, является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях и лежит в основе выполнения большинства видов человеческой деятельности. Нарушения зрения вызывают у ребенка большие затруднения в познании окружающего мира, сужают социальные контакты, ограничивают возможности заниматься многими видами деятельности.
В зависимости от степени расстройства зрительной функции дети с нарушениями зрения делятся на слепых (незрячих) и слабовидящих, а в последнее время некоторые исследователи выделяют подкатегорию детей с пониженным зрением (пограничное зрение между слабовидением и нормой) – это дети с функциональными нарушениями зрения, амблиопией и косоглазием и др. [2]. Для психического и физического развития ребенка существенное значение имеет время наступления зрительного нарушения. В зависимости от времени наступления слепоты выделяют следующие категории незрячих: слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни. Нарушения в той или иной степени приводят к вторичным отклонениям психического развития.
К слепым (незрячим) относятся лица с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. Чем раньше наступила слепота, тем более заметно своеобразие психофизического развитие ребенка. Затруднения в формировании вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в приобретении нового предметно-пространственного опыта, появляется дефицит мотивационного компонента внимания, что может привести к вторичной задержке психического развития. Речь незрячего ребенка развивается теми же темпами, как у зрячего (в возрасте 1,5 – 2,0 лет он использует речь в качестве основного средства общения со взрослым), однако по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром. Игровая деятельность протекает в виде стереотипных движений и сопровождается более высоким уровнем развития речи.
Незрячий ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Сохранность анализаторной системы, на которую опирается мыслительная деятельность, составляет основу развития мыслительных процессов и операций. Характерными чертами личностных особенностей детей с нарушениями зрения являются деформация социальных контактов, изменения в динамике потребностей, сужение круга интересов [3].
Отличие ослепших детей от слепорожденных детерминировано временем потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Исследователь В.С. Суворов выделяет следующие типы поведения детей школьного возраста с нарушениями зрения непосредственно после его утраты, т.е. в период осознания нарушения:
- безразлично вялый (проявляет безразличие к своему состоянию, ничего не предпринимает для восстановления своего положения);
- рассудительно волевой (на преодоление нарушения направляются определенные усилия);
- контрастный (неустойчивый) (имеют место перепады настроения: депрессия сменяется мобилизацией сил на преодоление последствий нарушения).
К слабовидящим относится подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. При слабовидении речь идет о значительном снижении остроты зрения, однако зрительный анализатор при слабовидении остается ведущим в учебном процессе.
Среди основных психологических особенностей слабовидящих детей исследователи называют:
- снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, пространственное расположение и др.);
- трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью;
Бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции; своеобразие характера и поведения сказывается на развитии отрицательных черт: в одних случаях – неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции; в других – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.
Особое значение в компенсации зрительного нарушения для незрячих и слабовидящих имеют осязание, слуховое восприятие, речь:
- осязание является ведущим фактором компенсаторного развития незрячего, так как посредством осязания происходит познание слепым ребенком окружающего мира, получение информации о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении;
- с помощью слухового восприятия ребенок с нарушением зрения получает разнообразные сведения о предметах, их свойствах, их движении в пространстве;
- речь, слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его; словесные обозначения признаков и свойств предметов способствует осмысленному их восприятию и различению.
Знание компенсаторных механизмов может помочь педагогу в создании необходимых условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса для детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования
2.1. Дети с нарушениями зрения в инклюзивном образовательном пространстве
Под образовательной средой (или средой образования) В.А. Ясвин предлагает понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4]. Проектирование инклюзивной образовательной среды является важнейшим фактором успешности внедрения практики инклюзивного образования и предполагает обеспечение выполнения требований к условиям получения образования всеми детьми.
Анализ литературы показал, что адаптация образовательной среды предполагает создание в учреждениях образования, реализующих инклюзивную практику, специальных условий, гарантирующих возможность:
- достижения планируемых результатов освоения адаптированной (индивидуальной) образовательной программы общего образования обучающимися с нарушениями зрения;
- создания средовых комплексов путем объединения средовых ресурсов (предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических);
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с нарушениями зрения совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с нарушениями зрения;
- целенаправленного развития способности детей с нарушениями зрения к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- выявления и развития способностей обучающихся с нарушениями зрения через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи;
- включения детей с нарушениями зрения в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- включения детей с нарушениями зрения, их родителей (законных представителей) в проектирование и развитие внутришкольной образовательной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Процесс проектирования и моделирования образовательной среды для детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования будет подчиняться не только общим, но и специфическим принципам, обозначенным в исследовании С. Е. Гайдукевич. Среди таких специфических принципов автор называет:
- безопасность (определённая предметная и пространственная организация среды, позволяющая минимизировать у ребёнка чувство неуверенности и страха);
- насыщенность культурно значимыми объектами (обеспечение контакта с разнообразными носителями информации, что значительно стимулирует познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность);
- доступность для полисенсорного восприятия (стимуляция и обеспечение возможности широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений);
- смысловая упорядоченность (все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определённой системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребёнка с нарушениями зрения);
- погружение в систему социальных отношений (обеспечение событийной общности, стимуляция активного взаимодействия и сотрудничества с окружающими людьми);
- развивающий характер (наличие системы продуманных препятствий, которые ребёнок в состоянии преодолевать самостоятельно или при помощи окружающих) [1];
- ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей (необходимость регулярно использовать остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные возможности при соблюдении всех необходимых рекомендаций; работать в зоне актуального и ближайшего развития).
Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:
- оказание помощи ребёнку в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве;
- ознакомление ребёнка с основными ориентирами школы, класса, где проводятся занятия, пути к своему месту;
- выбор оптимально освещённого рабочего места, где ребёнку максимально видно доску и учителя (первая парта в среднем ряду) или хорошо слышно учителя (при глубоком нарушении зрения), а также использование специальной учебной мебели (например, одноместных парт), обеспечивающих правильную посадку при письме, чтении, рисовании и т. д.;
- обеспечение возможности подхода к классной доске и рассматривания представленного на ней материала (конечно, с разрешения учителя);
- предварительное ознакомление с учебным материалом (на опережение) для изучения и проработки дома, в том числе в виде аудиозаписи уроков;
- чёткое дозирование зрительной нагрузки: не более 10-20 минут непрерывной работы (предписания врача);
- использование более крупных и ярких наглядных пособий, крупного шрифта (учебной литературы с более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия, а также напечатанной шрифтом Брайля);
- создание опоры на другие модальности (прикосновения или слух с прикосновением, ощупывание предметов; на уроках математики можно использовать счёты, а важные фрагменты урока записывать на диктофон);
- соблюдение требований к использованию наглядности и дидактического материала (крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно);
- использование различных средств коррекции зрения (очки, в том числе и телескопические; лупы, в том числе и компьютерные и др.), увеличивающих вспомогательных средств (приспособления, увеличивающие целую страницу, или те, которые увеличивают линии) и компьютерной техники, позволяющей сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране, вспомогательного оборудования и тифлотехнических средств (читающие машины, приборы для письма по системе Брайля, речевой синтезатор и др.), а также устройств, позволяющих регулировать естественное освещение.
В условиях совместного обучения незрячих, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим – принимать эту помощь.
2.2. Материально-техническое обеспечение
Создание специальных образовательных условий в школе начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование.
Когда в школу приходит ребенок с нарушениями зрения, первая трудность, с которой он столкнется – это затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом.
Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см, для детей младших классов – 50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее 3-5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны.
Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов – при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка, и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасить в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами.
Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице слабовидящего или незрячего ребенка могут быть тактильные ориентиры для лестниц и коридоров (обозначение наощупь). Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были написаны крупным шрифтом контрастных цветов или были таблички с надписью шрифтом Брайля.
Можно использовать звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).
В раздевалках учащимся со слабым зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.
В столовой у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в то же время нежелательно детей с нарушениями зрения сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам со слабым зрением в столовой помогали работники или дежурные.
В классных кабинетах тоже важно учесть, что ученикам с нарушениями зрения необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.
Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном.
Парты в классах должны располагаться так, чтобы окна находились слева от них, а тень от пишущей руки не падала на бумагу, если ребенок правша. Окна не должны находиться позади парт (из-за возможного образования тени от головы и туловища на рабочей поверхности), а также впереди парт (чтобы яркий солнечный свет не слепил глаза). На окнах устанавливаются регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т. п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки. Для декоративной цели рекомендуется располагать занавески по краям оконного проема таким образом, чтобы 23 они только на 10-15 см заходили за его края. Занавески должны быть светлыми и сочетаться с цветом стен и мебели. Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе, чем в 15 м, а кустарник – не ближе, чем в 5 м от здания школы.
Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона, дающие достаточно высокий (40-80 %) коэффициент отражения. Для окраски потолка, оконных проемов и рам необходимо использовать белый цвет, для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цвета.
Школьная мебель окрашивается в цвета натурального дерева или светло-зеленый цвет. Светлая окраска оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся. Также необходимым требованием является использование отделочных материалов и красок, создающих матовую поверхность, чтобы избежать блёсткости.
Использование дневного света должно быть максимальным. Однако даже при соблюдении всех приведенных выше условий одного естественного освещения учебных помещений бывает недостаточно, и возникает необходимость в дополнительном освещении. Нужно помнить, что освещение для детей с нарушениями зрения должно быть не только достаточным в количественном отношении, но и высококачественным. Искусственное освещение обеспечивается искусственными источниками света: электрическими лампами накаливания или газоразрядными лампами (например, люминесцентными). Оно позволяет создать постоянные уровни освещенности на рабочем месте и легко регулируется. В то же время искусственное освещение имеет ряд недостатков: слепящая яркость ламп, специфический спектр светового потока, зачастую искажающий цвет окружающих предметов, пульсация освещенности при использовании газоразрядных ламп, а также общая монотонность освещения. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием таких ламп, как ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. При этом создаются более эффективные условия для восприятия цветов, что особенно важно для слабовидящих детей, так как способность различать цвета у них снижена.
Допускается использование ламп накаливания; предусматривается освещение классной доски. Зеркальные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Визуальный комфорт в норме зависит от общей освещенности, которая определяет адаптационный уровень глаз; яркости видимого поля; расположения источника света по отношению к направлению зрения; ограничения слепящего действия источника; устранения теней; степени приближения спектра излучения к спектру дневного света.
2.3. Специальное оборудование
Незрячие и слабовидящие учащиеся не могут обучаться без использования дополнительных устройств для чтения, специальных учебников и канцелярских принадлежностей, а также адаптированного под их особенности зрения рабочего места.
Учебно-наглядные пособия должны подбираться таким образом, чтобы удовлетворять одновременно лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям.
В образовательном процессе необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени выполнения письменных работ.
Электронные видеоувеличители позволяют детям с низкой остротой зрения, а также с другими формами нарушения зрительной функции, читать текст и рассматривать иллюстрации. Вся текстовая информация должна дублироваться шрифтом Брайля.
Специальные учебные пособия и письменные принадлежности помогают организовать учебный процесс в соответствии со стандартной школьной программой.
Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой. Между строками надо оставлять широкие промежутки. Не рекомендуется писать на тонкой и (или) глянцевой бумаге.
Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников – от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06-0,2 это расстояние сокращается до 17-25 см, при остроте зрения 0,01-0,05 до 3-12 см.
Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается. Увеличить освещенность на рабочем месте можно, используя местное освещение с помощью лампы накаливания.
Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Недопустима большая разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством. Это приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности. Для данной категории детей должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами, для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации. Контрастность изображений в учебных пособиях и оптико-электронных приборах должна находиться в пределах 60-100 %, а насыщенность цветовых тонов должна составлять 0,8-1,0.
Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета. Для школьников с нарушением цветовосприятия необходимо строго продумывать цветовые сочетания при одновременном предъявлении. Приемлемо написание ручкой зеленого, черного и красного цвета.
При нистагме и косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов.
Использование на уроках и в домашних условиях портативного тифлоплеера помогает учащимся лучше запоминать учебный материал, позволяет воспроизводить записанную информацию в удобное время и столько раз, сколько это необходимо.
Заключение
Образование является важнейшим аспектом существования в современном мире. Чем раньше человек начнет получать образование, тем адаптивнее и успешнее он будет. Следовательно, образование детей – одна из важнейших задач, стоящих перед государством, как и перед каждой семьей.
Концепция любого цивилизованного общества – равные возможности для всех, поэтому сегодня одной из основных идей образования является инклюзия, совместное обучение и воспитание детей с ОПФР и здоровых детей.
Инклюзивное образование представляет собой совместную программу воспитания и обучения детей с ограничениями в здоровье и тех, кто не имеет таких проблем.
В ходе исследования было определено, что включение детей с нарушениями зрения в обычный класс учреждения общего среднего образования обеспечивает социальную адаптацию в окружающем мире.
Тем не менее, организация и внедрение инклюзивного образования в учреждениях образования района имеет ряд недостатков. К ним относится недостаточная квалификация специалистов, поскольку работа с детьми с нарушениями зрения требует дополнительных навыков. Материально-техническое оснащение не отвечает в полном объеме требованиям создания доступной среды.
Для повышения качества инклюзивного образования важно развивать взаимодействие специалистов разного профиля, родителей, имеющих детей с ОПФР, родителей здоровых детей и общества в целом, а также разрабатывать и внедрять новые образовательные подходы, ежегодно обновлять индивидуальные программы, с учетом персональных возможностей и особенностей развития каждого ребенка, обмениваться опытом с другими организациями.
Список используемой литературы
1. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения : учеб.-метод. пособие /С.Е. Гайдукевич [и др.] ; под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. Минск : БГПУ, 2006. – 98 с.
2. Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5.
3. Литвак, А. Г. Тифлопсихология : учеб. пособие/ А. Г. Литвак. — М. : Просвещение, 1985.— 208 – с.
4. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.