Просмотр содержимого документа
««Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации программы «Школа России».»
Тема: «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации программы «Школа России».
Шакирова Алиса Михайловна
МОУ СОШ № 37
Г. Комсомольск – на - Амуре
Одной из актуальных проблем современного образования в настоящее время является повышение эффективности образовательного процесса. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
ФГОС НОО призван обеспечить выполнение следующей основной цели: •развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. ФГОС НОО по окружающему миру направлен на достижение следующих целей: - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- воспитание потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
Структура учебного проекта: Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект) Задачи проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем) Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов, (мы это можем делать) планирование Результат «Что получится?» Ожидаемый результат (как решение проблемы). В 1 классе отдельных занятий по исследовательской деятельности не проводилось. В тоже время, на уроках окружающего мира осуществлялась пропедевтическая работа на основе использования проблемного, частично-поискового, эвристического методов обучения.
Со 2 класса организовывали уроки - исследования, самостоятельное исследование во внеурочной деятельности на занятиях «Хочу все знать», что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.
В 3 классе:
Проект «Школа кулинаров» 3 класс.
1. На уроках – исследования учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования.
2. Проводим коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.
4. Ход исследования обсуждается с учителем, даются консультации во внеурочное время.
В 4 классе на уроках – исследованиях обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.
Очень важным, считаем этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.
Проект «Школа кулинаров. Рисовый салат с фруктами»
Первые работы теоретического характера ребята представляли в виде докладов, альбомов, небольших рассказов, фотографий. Затем при помощи учителя и родителей стали создавать презентации. Свои работы представляли с использованием мультимедийной установки, научились выделять главное в своём выступлении.
Литература
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013г.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
Школа России. Сборник рабочих программ. Научный руководитель УМК «Школа России» А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – № 2.