kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации программы «Школа России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проекта- это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации программы «Школа России».»

Тема: «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации программы «Школа России».

Шакирова Алиса Михайловна

МОУ СОШ № 37

Г. Комсомольск – на - Амуре



Одной из актуальных проблем современного образования  в настоящее время является повышение эффективности образовательного процесса. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

ФГОС НОО призван обеспечить выполнение следующей основной цели:
 развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. 
ФГОС НОО по окружающему миру направлен на достижение следующих целей: 
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- воспитание потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Структура учебного проекта:
Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – 
(это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем) 
Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов,
(мы это можем делать) планирование
Результат «Что получится?» Ожидаемый результат
(как решение проблемы). 
В 1 классе отдельных занятий по исследовательской деятельности не проводилось. В тоже время, на уроках окружающего мира осуществлялась пропедевтическая работа на основе использования проблемного, частично-поискового, эвристического методов обучения.

Со 2 класса организовывали уроки - исследования, самостоятельное исследование во внеурочной деятельности на занятиях «Хочу все знать», что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

В 3 классе:

Проект «Школа кулинаров» 3 класс.

1. На уроках – исследования учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования.

2. Проводим коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.

4. Ход исследования обсуждается с учителем, даются консультации во внеурочное время.

В 4 классе на уроках – исследованиях обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.

Очень важным, считаем этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.

Проект «Школа кулинаров. Рисовый салат с фруктами»

Первые работы теоретического характера ребята представляли в виде докладов, альбомов, небольших рассказов, фотографий. Затем при помощи учителя и родителей стали создавать презентации. Свои работы представляли с использованием мультимедийной установки, научились выделять главное в своём выступлении.

Литература

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

  2. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013г.

  3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.

  4. Школа России. Сборник рабочих программ. Научный руководитель УМК «Школа России» А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.

  5. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – № 2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шакирова Алиса Михайловна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473821

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Характеристика предмета «Окружающий мир», 1 класс. УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(73) "kharaktieristika-priedmieta-okruzhaiushchii-mir-1-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "168850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423309123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "206738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430245121"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-dietskoi-odariennosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-obobshchieniie-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "219487"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434216349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства