Просмотр содержимого документа
«Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС»
Организация и содержание внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных).
Минпросвещения России письмом от 5 июля 2022 года направило в регионы методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности это обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Тематическое планирование рабочих программ должно включать возможность использования ЭОР (электронных и цифровых образовательных ресурсов) и ЦОР в каждой теме, в рабочих программах нужно указывать формы проведения занятий (кружок, экскурсия, круглый стол, конференция и т.д).
Программы внеурочной деятельности по новым ФГОС 2022 обязательно должны иметь воспитательную направленность. Крайне важно, чтобы они были связаны с рабочей программой воспитания образовательной организации.
Формы внеурочной деятельности
Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, опыты, эксперименты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.), и которые по возможности стимулировали бы его двигательную активность (экскурсии, соревнования, походы, слеты, сборы, концерты, театрализации, подвижные игры, трудовые дела).
В целях реализации плана внеурочной деятельности предусматривается использование ресурсов других организаций, (организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами).
Внеурочная деятельность может быть организована при участии учителей среднего и старшего звена, педагогов дополнительного образования, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, логопедов, педагогов-библиотекарей и т.д.
В соответствии с ФГОС на внеурочную деятельность предусмотрено 1320 часов на уровне начального общего образования (количество часов уменьшилось) или 10 часов в неделю в каждом классе.
Планирование внеурочной деятельности
Предусмотрена часть Внеурочной деятельности, рекомендуемая для всех обучающихся (3 часа) и вариативная часть.
1 час в неделю - «Разговоры о важном». Это информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности (понедельник, первый урок).
1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по формированию функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной в том числе и на развитие их предпринимательского мышления. Цель - развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах деятельности.
1 час в неделю - профориентационные занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся.
Основное содержание: знакомство с миром профессий, создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
3 часа в неделю - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (углубленное изучение отдельных учебных предметов, проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение).
2 часа в неделю - занятия, связанные с социальными интересами и потребностями учащихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, трудовые, экологические отряды).
Целью таких занятий является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать в расчёт другие точки зрения
2 часа в неделю - спортивные и творческие занятия (школьные театральные студии, музеи, спортивные клубы, «Орлята России»).
Главная их цель - оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе
Содержание внеурочной деятельности
Рекомендуется часы внеурочной деятельности использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. При этом внеурочная деятельность должна обязательно иметь воспитательную направленность.
Рекомендованы три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
Преобладание учебно-познавательной деятельности (внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам: занятия по углубленному изучению предметов, по формированию финансовой грамотности, профориентации, проектная деятельность);
Преобладание педагогической поддержки обучающихся (дополнительные занятия с обучающимися, испытывающими затруднения в учебе, в социальной коммуникации, занятия с обучающимися с ОВЗ);
Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий (занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.).
1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на занятие «Разговор о важном».
«Разговоры о важном» - это тематические классные часы, которые проводятся в 1-11 классах в начале каждой учебной недели (по понедельникам) за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.
Главной целью таких занятий должно стать развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, это воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.
Согласно требованиям Федерального Стандарта внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общекультурное,
общеинтеллектуальное.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое
общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
-Кружок
- Студия
Секция
Клуб
Объединение
Факультатив
Научное общество
Конференция
Слет
Игра
Соревнование
Турнир
Встреча
Концерт
Спектакль
Практика (полевая)
Экскурсия
Культпоход
Субботник
Десант
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья
Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Ведущие формы деятельности:
Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
Проведение совместных праздников школы и общественности
Экскурсии, целевые прогулки
Детская благотворительность
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Социальное направление помогает учащимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Ведущие формы деятельности:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»
Работа по озеленению школы
Организация дежурства в классах
Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий
Выставки поделок и детского творчества
Трудовые десанты, субботники
Сюжетно-ролевые игры
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Ведущие формы деятельности:
Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
Кружки художественного творчества
Праздничное оформление школы и класса
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры
Детские исследовательские проекты
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень (учащийся знает и понимает общественную жизнь) – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень (учащийся ценит общественную жизнь) – формирование позитивных отношений учащийхся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Третий уровень (учащийся самостоятельно действует в общественной жизни ) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Методический конструктор внеурочной деятельности
(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)
Вид внеурочной
деятельности
Уровень результатов
внеурочнойдеятельности
Преимущественные формы достижения результата
1. Игровая
1. Приобретение школьником социальных знаний
Ролевая игра
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Деловая игра
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально-моделирующая игра
2.
Познавательная
1. Приобретение школьником социальных знаний
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
3.Проблемно-ценностное общение
1. Приобретение школьником социальных знаний
Этическая беседа
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4.Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия