ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Одна из важнейших задач образовательного учреждения – сохранить здоровье детей в школе; подготовить достойного, высокообразованного и здорового члена общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ »
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Одна из важнейших задач образовательного учреждения – сохранить здоровье детей в школе; подготовить достойного, высокообразованного и здорового члена общества.
Построение учебного дня без учёта возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению обучающихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведёт к ухудшению здоровья обучающихся в конце учебного года.
Рациональный режим предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме обучающихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.
Современными научными исследованиями выявлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами «Шкала трудности предметов для 1-4 классов», в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока – этот критерий мы выполняем в течении всего 1 класса (в оставшиеся 5 минут дети свободно проводят время до звонка); для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. день в нашей школе начинается с зарядки, поэтому на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать для проведения физкультминуток. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребёнка.
Физкультминутки – это форма кратковременного активного отдыха. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.
Дыхательные упражнения. Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от умения правильно дышать.
Дыхательную недостаточность, которой страдают 80 человек из 100, можно считать “профессиональной” болезнью школьников. При проведении таких упражнений, прежде всего обращаем внимание на продолжительность выдоха. Их проводим не только в 1 классе, но и во 2, 3 и 4классах. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
Техники мышечной релаксациимогут применяться для самых разных целей. Иногда они нужны для того, чтобы успокоиться, снять нервное напряжение, иногда, наоборот, для того, чтобы раскрепоститься, снять излишне напряжение, – зажатость. Совместно с психологом мы подбираем техники для релаксации, т. к. не всякие техники подходят для обучающихся начальной школы. Мы используем так называемую технику черепахи.
Пальчиковая гимнастика. Учёные исследовали, чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений рук. Поэтому на каждом уроке необходимо проводить пальчиковую гимнастику.
Упражнения для глаз. Необходимо проводить на уроках игровые моменты по развитию дальнего зрения.
В течении всего урока учитель контролирует правильность осанки, чтобы дети старались всегда сидеть прямо, не сутулясь и не сгибаясь.