kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье освещается технология проектной деятельности школьников и типология проектов. Дано описание методик подготовки урока-проекта, постановки  проектных задач, организации и проведения проектных уроков,  групповых учебных  проектов.

    Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, в которой последовательно применяется этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и на их основе проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы разнообразные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О.И. Дышленко

НОУ гимназия «Школа бизнеса», г. Сочи, Краснодарский край

В данной заметке освещается технология проектной деятельности школьников и типология проектов. Дано описание методик подготовки урока-проекта, постановки проектных задач, организации и проведения проектных уроков, групповых учебных проектов.

На современном этапе школьной жизни акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия по их реализации, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе позволяет решить поставленные задачи.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, в которой последовательно применяется этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и на их основе проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы разнообразные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • адаптации учащихся к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • развитию умения у учащегося ориентироваться в информационном пространстве;

  • критичности мышления, способности к анализу и обобщению информации;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания и умения;

  • развитию коммуникативных умений и навыков в атмосфере совместного творческого поиска.

На первых этапах работы (1–2-й класс) проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям детей, поэтому учителю в своей работе целесообразно заменить её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, возможности применения. В 1-2 классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами деятельности, как отдельных учащихся, так и группы учащихся. Основной, применяемый учителем метод – встроенное наблюдение.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным ситуациям. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Результатом решения такой задачи всегда является продукт созданный детьми (текст, схема, макет, плакат, гербарий, газета и т.д.). Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить отдельной жизнью.

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно описывается конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения. В одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна выявляться самими учащимися и т.п. Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать формирование, прежде всего, способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, то есть осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

В 1-2 классах проектные задачи можно решать по следующим темам: «Мой питомец», «История моей семьи», «Моё хобби», «Тайна моего имени», «Мой дедушка - герой», «Береги природу!» и другие проекты на краеведческую, патриотическую и нравственную темы.

Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Вторым этапом (3–4-е классы) проектной деятельности в начальных классах являются коллективные проекты. Хочу показать этапы работы на примере урока, проведённого в 1 четверти 4 класса. Тема урока: «Проектирование школьного стадиона». Тип урока: практико-ориентированный, направлен на формирование деятельностной компетентности. Проектным продуктом является план-схема школьного стадиона. Урок проводила в рамках учебного предмета – математика, во время изучения темы «Действия с многозначными числами и дробями».

Основные этапы работы

1. На первом этапе — погружение в проект — учитель должен пробудить у учеников интерес к теме проекта. В результате работы над проблемой учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи проекта — поиск способов решения проблемы проекта. Мы живём в Сочи, поэтому активно участвовали всем классом в различных мероприятиях Олимпийского движения, участвовали в эстафете Олимпийского огня и многие дети посещали спортивные состязания в период зимних Олимпийских игр 2014. При поддержке мультимедийной презентации я провела вступительную беседу о результатах зимней Олимпиады - 2014 и напомнила детям о том, что в 2018 году в России будет проходить чемпионат мира по футболу. Мои ученики очень любят футбол, поэтому предложение сделать проект стадиона для школьников, было воспринято с огромным желанием.

2. Планирование деятельности - организовала школьников в группы (по 5 чел.), определяя цели и задачи каждой из них. При формировании групп учитывала сложность заданий, которые были разного уровня. В результате все дети находились в «ситуации успеха». В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности. Каждая группа получила «Лист заданий», «Паспорт объекта» (для заполнения учащимися результатов вычислений), лист чертёжной бумаги формата А-3, линейку, клей, ножницы, карандаши, цветную бумагу и бумагу для письменных вычислений.

3. Реализация плана. Работая над задачей проекта, обучающиеся проявляли наибольшую самостоятельность в поиске способа решения и распределении ролей. На данном этапе я наблюдала за деятельностью учащихся, косвенно руководила их деятельностью, отвечая на их вопросы, следила за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Считаю, что при работе над проектом важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4. Оформление. Ученики выполнили необходимые вычисления, начертили по полученным размерам свою часть стадиона, вырезали из цветной бумаги и наклеили необходимые детали. На этом этапе производится текущий контроль качества, при необходимости вносятся необходимые изменения.

5. Презентация результатов. Именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности. Продуктом проектной деятельности учащихся стали чертежи футбольного поля и трибун стадиона, «паспорт объектов». Работы групп приклеиваются на лист ватмана. Конечным продуктом становится проект школьного стадиона, выполненный в масштабе 1:100.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Группы совещаются и оценивают свою работу по условленным критериям (см. Приложение). Коллективно оценивается деятельность учащихся во время обсуждения и работы в группах. Учитель оценивает усилия учащихся, сотрудничество и аккуратность выполнения коллективной работы.

Примерные критерии самооценки деятельности учащегося на проектном уроке:

«5» - выполнил работу аккуратно, точно по инструкции

«4» - выполнил работу по инструкции, были затруднения, не всё получилось

аккуратно и точно

«3» - работа выполнена скорее хорошо, чем плохо

«2» - что-то получилось, справился не со всеми заданиями

«1» - получилось очень мало

«0» - ничего не смог выполнить.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный для детей урок. Чтобы он был полезен детям, учителю надо знать, на каком этапе урока что уместно сделать, а что – нет, как соединить «привычное» с «непривычным». Необходимо демонстрировать детям своё полное к ним доверие и доброжелательное отношение.

Интересуюсь данной технологией давно, так как работаю в системе развивающего обучения. Придумываю темы, разрабатываю сценарии коллективных проектов по разным учебным предметам и активно использую их в практике. В моём классе были выполнены следующие «Флора и фауна Краснодарского края», «Олимпийские спортсмены - послы мира», «Наши родственники во время Великой Отечественной войны», «Растения субтропиков» (гербарий), «Мы за здоровый образ жизни», «Познавательная статья для детского журнала» и др. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности обучающихся. Для этого нужно еще на старте выполнения проекта педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы продукта проекта. Если тема проекта интересна учащимся, то и проект будет успешен!

Третьим этапом (5-11 классы) работы является учебный проект.

Технология проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы

Основная идея, закладываемая в методе проекта - обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания.

Задачи метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).



Типология учебных проектов

Тип проекта

Цель проекта

Проектный

продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

проект

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий

проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или

ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Выбор темы проекта, его типа, количества участников. Тематика проекта может инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигают учащиеся с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Группы имеют «Листок контроля и учета». В него вписываются этапы и результаты работы группы, итог которой они представят на заключительном этапе проекта.

Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты, оценка результатов и процесса.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль «независимого консультанта». Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Учитель при этом выполняет следующие функции: помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.

Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения:

  • в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи,

  • в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности,

  • в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися.

Работа по методу проектной деятельности является достаточно сложной. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов взаимодействия во время учебного процесса по схеме «учитель — ученик», то в момент работы над проектом предполагается постоянное сотрудничество учеников. Наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом детской психики. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

При реализации проектного метода необходимо наличие значимой проблемы. Дальнейшая работа над проектом — это решение данной проблемы. Конечным продуктом проектной деятельности учащихся могут быть доклады, статьи, газеты, сочинения, исследовательские работы, макеты, чертежи, карты, справочники, коллекции, сценарии, экскурсии, мультимедийные презентации, видеоклипы и др. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной технологии — поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Одним из обязательных выходов проекта при его защите является проектная папка. В её состав входят:

1.       Паспорт проекта

2.       Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3.       Промежуточные отчеты группы

4.       Вся собранная информация по теме проекта

5.       Результаты исследований и анализа

6.       Записи всех идей, гипотез и решений

7.       Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8.       Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9.       Эскизы, чертежи, наброски продукта

10.   Материалы к презентации (сценарий)

11.   Другие рабочие материалы



Паспорт проектной работы

 

1.       Название проекта

2.       Руководитель проекта

3.       Консультант(ы) проекта

4.       Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5.       Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6.       Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7.       Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8.       Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9.       Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10.   Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11.   Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12.   Необходимое оборудование

13.   Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14.   Предполагаемые продукты проекта

15.   Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16.   Предполагаемое распределение ролей в проектной группе


    Метод  проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в «тупик», и интерес снизится, а возможно, и совсем исчезнет.

               Перечень   критериев     оценивания      проектов

 1.       Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2.       Планирование путей ее достижения

3.       Глубина раскрытия темы проекта

4.       Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5.       Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6.       Анализ хода работы, выводы и перспективы

7.       Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8.       Соответствие требованиям оформления письменной части

9.       Качество проведения презентации

10.   Качество проектного продукта  



 Главными достоинствами этой технологии обучения я считаю следующие:

  • актуальность. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель —ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

  • формирование исследовательских умений;

  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками — всё это повышает мотивацию обучения.

Учебная проектная деятельность - это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.



  1. http://karpovaludmila.jimdo.com

  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования. Москва: Просвещение, 2000.

  3. Кудрявцева Н. Г. Проектная деятельность учащихся. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8.

  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении . Школьные технологии. - 2006. -№ 4.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Дышленко Ольга Ивановна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Курсовая работа на тему: "Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(88) "kursovaia-rabota-na-tiemu-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "153221"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420983291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "125313"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414949254"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Организация проектной деятельности  в начальной школе»  (из опыта работы)."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "269321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450798190"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Мастер-класс по теме « Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_po_teme_organizatsiia_proektnoi_deiatelnosti_na_urokakh_okruzhaiush"
    ["file_id"] => string(6) "515146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560858413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства