Память… Это то, что не отнимешь, не заберёшь. Память о прошлом – это то, что хранит наше будущее.
В этом году 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, самый трепетный и памятный день для народа. В каждой семье есть кого вспомнить, в каждой семье есть солдат той войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Орден деда" проект»
Паспорт проекта.
Название проекта «Орден для прадеда».
Руководитель проекта. Прокопенко О В.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту – декоративно прикладное творчество
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект – 10-13 лет.
Тип проекта – творческий.
Цель проекта – разработка и изготовление «Ордена Победы» в память о прадеде, воевавшем в Великую Отечественную войну, в честь 75-летия Победы.
Задачи проекта: 1) точно и четко выполнить технологические операции;
2) использование различных приемов при работе с выжигателем и декоративными материалами;
3)побуждение ровесников к осмыслению значимости Дня Победы и важности памяти о событиях Второй мировой войны, развитие чувства патриотизма.
Вопросы проекта:
- история наград Времён Великой Отечественной войны;
- техника выполнения модели ордена.
Необходимое оборудование: эскиз, деревянная основа, переводная бумага, аппарат для выжигания, лаковое покрытие.
Актуальность проекта. Помнить о подвигах наших предков, о том какой ценой они победили. Изготовление орденов, дань уважения ветеранам.
Этапы работы над проектом.
Формирование банка идей.
Поиск исторической информации и технической части.
Подготовка деталей и изготовление модели.
Оценивание итогов работы.
Список использованных информационных ресурсов.
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. Б.М. Неменского. М., «Просвещение», 2014.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Т. Смирнова. М., «Просвещение», 2012.
https://infourok.ru/
ww.chaltlib.ru
wikipedia.org
nsportal.ru
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Проект «Орден для прадеда» творческий, рассчитан на возрастную категорию 10-13 лет, умение работать с выжигателем, переносить рисунок на основу.
Продуктом проекта является модель ордена «Победа», присуждаемому военачальникам за успехи в операциях стратегического значения.
Весной 45-го, после войны…
Но мы не забудем, ничего не забудем,
И помнить будем мы всегда,
Как воевали,
Как отстояли
Простые солдаты,
И им ордена….
Надежда Захарова
ВВЕДЕНИЕ
Память… Это то, что не отнимешь, не заберёшь. Память о прошлом – это то, что хранит наше будущее.
В этом году 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, самый трепетный и памятный день для народа. В каждой семье есть кого вспомнить, в каждой семье есть солдат той войны.
ЦЕЛЬ:
разработка и изготовление «Ордена Победы» в память о прадеде,
воевавшем в Великую Отечественную войну, в честь 75-летия Победы
ЗАДАЧИ:
точно и четко выполнить технологические операции;
совершенствование техники работы с пластилином и декоративными материалами;
побуждение ровесников к осмыслению значимости Дня Победы и важности памяти о событиях Второй мировой войны, развитие чувства патриотизма.
АНАЛИЗ ИДЕИ ПРОЕКТА.
Идея создать моделей орденов и медалей появилась в связи с празднованием 75-летия Победы. Все рассмотренные варианты хороши и интересны с точки зрения дизайна. Мы с ребятами решили изготовить четыре ордена и две медали. Основой послужили деревянные заготовки диаметром 9см.эскизы на бумаге, переводная бумага.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
ПРИ ВЫЖИГАНИИ ПО ДЕРЕВУ
Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя
При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка
Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера
После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ.
№
Наименование предмета
Количество
Цена
1
Компьютерный лист
2 шт
1р 20к
2
деревянные заготовки
6шт
243р
3
переводная бумага.
100шт
205р
4
Лак по дереву
1шт
500р
ИТОГО:
949.20р
ИТОГИ РАБОТЫ.
В проекте приняли участие учащиеся объединения «Декоративные мотивы» Носкова Ксения и Литвинов Дмитрий.
Закончив работу, ребята отметили что выжигать было довольно сложно т.к. работа не боьшая и было много мелких деталей, что позволило улучшить навыки работы с выжигателем. Работы получились аккуратные и необычные.
И, конечно, этот проект позволил поближе познакомиться с историей создания наградных орденов и медалей времён Великой Отечественной войны. Этот проект стал ещё и возможностью отдать дань памяти прадедам, участникам ВОВ
Лихобаба Андрей
Константинович
Грицай Михаил
Семенович
Приложение:
Урок мужества «Дети –герои Великой Отечественной войны»
Цели и задачи урока:
воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
- Ребята, каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии?
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент из фильма о войне.
- Какие эмоции у вас возникли при просмотре этого отрывка?
- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память о их подвигах до сих пор жива. Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, книги, памятные даты. В наше время существует много исторических музеев, которые реконструируют битвы. Сегодня наша встреча будет посвящена детям-героям войны.
Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 мая 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.
3. Работа по теме.
(1 ученик читает стихотворение)
Июнь…Клонился к вечеру закат.
Белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Радостных, не ведающих горя.
.
Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: мы играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. В воскресенье в 4 часа утра немецкие войска пересекли границу нашей страны.
Звучит песня «Вставай страна огромная»
Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё это нас не сломило. Мы боролись. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах.
(2 ученик читает стихотворение)
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
- Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Сегодня мы послушаем небольшие доклады о юных героях той далёкой и страшной войны.
. Слушая рассказы, которые подготовили одноклассники, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
Доклады.
Лёня Голиков
Рос он в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в оз. Ильмень. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.
Как-то партизаны решили взорвать поезд с немецкой боевой техникой. Когда паровоз подошёл к тому месту, где партизаны заложили мину, Лёня рванул шнур, и глухой взрыв потряс воздух. Когда партизаны бежали от ж./д., за ними началась погоня. Старший группы Степан был ранен. Лёня перевязал его и повёл раненого. Но Степан потерял сознание и не мог двигаться дальше. Выбиваясь из сил, Лёнька потащил Степана к лагерю… За спасение раненого товарища Лёню Голикова наградили медалью “За боевые заслуги”.
А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.
Марат Казей:
…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…
Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.
За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”,орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Валя Котик:
Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен. В феврале 1944 г. Валя участвовал в освобождении города Славуты, а когда шли освобождать Изяслав, партизаны приняли бой. Танки врага били из пушек и пулемётов. Валя упал от страшной боли в животе и потерял сознание. Он очнулся на повозке, двигавшейся по полю. Открыл глаза – по небу неслись самолёты с красными звёздами на крыльях. Это последнее, что увидел Валя в жизни, в свои 14…
2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Зина Портнова:
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Долго гитлеровцы старались напасть на их след, пока им не помог провокатор – бывший ученик Обольской школы Михаил Гречухин.
Возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент иона схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили…
Девочку расстреляли январским утром подле невысокой сосны, во Второй Баравухе, под Полоцком. Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза.
4. Итог урока
- Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
Дети читают стихи
1.Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
2. Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
Боях жестоких наши деды
Врага сумели победить
3. Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!
4. Пусть не будет войны никогда!
Спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Звучит над моей головой.
5.Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
.
Звучит песня “Пусть всегда будет солнце” и видеозарисовка о детях.
Педагог: Я надеюсь, наш рассказ затронул ваши души и сердца. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. И боролись за свободу нашего народа не только взрослые, но и дети. Не забудьте, ребята, их имён. Пока люди помнят ужасы войны, не случается новая война. Помните об этом!
"ДОРОГА ЖИЗНИ"
…«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги»…
О.Берггольц «Ленинградская поэма»
Цель:Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, благодарность и уважение к его защитникам в годы войны.
Задачи:
- Расширять знания детей о героических подвигах русского народа.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые блокадные дни.
- Развивать такие качества, как сострадание, сочувствие.
- Напомнить воспитанникам о цене хлеба.
- Познакомить с произведениями поэтов писавших о Блокадном Ленинграде.
Ход мероприятия:
Ведущий: Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.
В сентябре 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокадыдлиною почти в 900 дней и ночей. Это время боли и страдания, мужества и самоотверженности многих жителей этого города- детей, женщин, стариков, которые оказались в кольце блокады.
- А кто может сказать, что означает слово военная блокада?
Ответы детей.
- Ребята, а вы можете назвать точное количество дней Ленинградской блокады?
Ответы детей.
Ведущий: Началом блокадысчитается 8 сентября 1941 года, когда была прервана связь Ленинграда со всей страной. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей.
В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.
- Ребята, вы знаете, что такое каннибализм?
Ответы детей.
Ведущий: В условиях блокады единственной возможной транспортной коммуникацией, связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушный путь, была Ладога.
Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал Дорогой жизни.
С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 097 т зерна, муки и крупы, более 1130 т мяса и молочных продуктов и др. грузов. Количество продовольствия, привезенное по Ладоге, составляло 20-дневную потребность города.
Из Ленинграда водным путем было эвакуировано 33 479 человек. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство. Серьезную опасность для движения судов представляла вражеская авиация, часто налетавшая на транспортные суда и пристани. И только благодаря мастерству и мужеству команд суда совершали плавания в течение всей навигации. С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились.
- Ребята кто может объяснить, что такое ледостав?
Ответы детей.
Ведущий: Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера.
А люди в Ленинграде жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.
Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.
Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.
Ведущий: Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственный продукт питания. В ноябре-декабре 1941 г. рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики - всего 125 граммов.
Хлеб выдавали по карточкам с суровой надписью: «При утере не возобновляется». Она была дороже всего.
Ведущий: К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.
22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.
Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения.
22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.
Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.
Ведущий:Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. На заводах работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.
- Поднимите, пожалуйста, руки кому сейчас 13 – 14 лет?
Ведущий: То есть это тот возраст, в котором находятся в данный момент, многие из вас. Можете ли вы представить себя на их месте?
Ответы детей.
О событии тех дней русская советская поэтесса, прозаик Ольга Берггольц в своём произведении «Ленинградская поэма» написала:
Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни;
но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Ведущий: Ребята, вы слышали об этой поэтессе раньше?
Ответы детей.
Ольгу Берггольц называют ГОЛОСОМ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, она работала в осажденном Ленинграде на радио и почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города. В это время она создала свои лучшие стихи и поэмы, такие как: "Февральский дневник", "Ленинградская поэма" и многие другие, посвященные защитникам Ленинграда.
Давайте послушаем отрывок из её стихотворения «Я говорю с тобой под свист снарядов...», который прочитает нам ……………………………………………………………………………………….
Воспитанница:
…Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады - мы не покинем наших баррикад... И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут, и надо всеми нами зацветут старинные знамена Петрограда…
Ведущий: В первых числах декабря лед окреп, и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.
Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. Если 25 ноября в город завезли 70 тонн продовольствия, то через месяц уже 800 тонн, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек - рабочим - на 100 граммов, остальным на 75.
Истощенные, люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.
Ледовая дорога работала до последней возможности. В середине апреля температура воздуха стала подниматься до 12 - 15° и ледовый покров озера стал быстро разрушаться. На поверхности льда накапливалось большое количество воды. В течение целой недели - с 15 по 21 апреля - машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах машины не доходили до берега и грузы переносили на руках. Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она функционировала до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, продолжали рейсы по Ладоге. Когда озеро начало вскрываться и движение машин по трассе прекратилось.
Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев. Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".
- Ребята, кто мне скажет, когда был освобождён город Ленинград от вражеской блокады?
Ответы детей.
Радио объявило: - 27 ЯНВАРЯ 1944 ГОДАДЕНЬ ВЕЛИКОГО ЛИКОВАНИЯ! ГОРОД ЛЕНИНГРАД ОСВОБОЖДЕН ОТ ВРАЖЕСКОЙ БЛОКАДЫ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. Б.М. Неменского. М., «Просвещение», 2014.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Т. Смирнова. М., «Просвещение», 2012.