Опыт работы по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Опыт работы по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Одной из актуальных проблем современного образования в настоящее время является повышение эффективности образовательного процесса. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО»
Опыт работы по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
В.В. Лобанова
Одной из актуальных проблем современного образования в настоящее время является повышение эффективности образовательного процесса. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
ФГОС НОО призван обеспечить выполнение следующей основной цели: •развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. ФГОС НОО по окружающему миру направлен на достижение следующих целей: - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- воспитание потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[13, c.10]
Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные - психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования. «с началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» [13. с.9.] По наблюдению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [10,с. 99] . При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.
Изучив теоретический материал по организации исследовательской деятельности, решили его применение организовать на уроках окружающего мира.
Целью работы стало: формирование исследовательских умений у младших школьников.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
1.Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;
2.Повысить мотивацию к учебной деятельности;
3.Развить познавательный интерес у обучающихся и родителей к исследовательской деятельности;
4. Принять участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.
Ознакомление младших школьников с деятельностью исследователя основывается на структуре исследовательской деятельности по А.И. Савенкову[11]
Особую роль в проведении исследований младших школьников отводится учителю и родителям.
Учитель является ключевой фигурой, непосредственно организующей и контролирующей осуществление учащимися исследовательской деятельности. Он проводит консультации с участниками, организующие исследование, руководит исследовательской деятельностью в рамках согласованного объекта исследования, осуществляет методическую поддержку, поэтапно отслеживает результаты исследования, координирует внутригрупповую работу обучающихся.
Родители могут выступать одновременно в нескольких ролях: консультировать, отслеживать выполнение плана; решать оперативные вопросы; участвовать в подготовке презентации, обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. После окончания работы очень важно обсудить итоги, вместе с родителями обсудить вклад каждого члена в копилку общего успеха. Это послужит сближению родителей и ребенка, положительно повлияет на самооценку ребенка, будет способствовать развитию его уверенности.
С родителями первоклассников на первоначальном этапе проводим анкетирование «Изучение запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся на начальной ступени общего образования», предлагаем анкету «Для родителей будущих первоклассников», с целью выявления и изучения интересов будущих первоклассников.
В 1 классе отдельных занятий по исследовательской деятельности не проводилось. В тоже время, на уроках окружающего мира осуществлялась пропедевтическая работа на основе использования проблемного, частично-поискового, эвристического методов обучения:
- проведения уроков – исследований (в начале года постановка проблемы осуществлялась учителем, поиск решения осуществлялся учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя);
- кратковременными исследованиями наблюдениями с устными описаниями (под руководством учителя).
Работа была направлена на формирование универсальных учебных действий:
Развитие умений видеть проблемы
Развитие умений выдвигать гипотезы
Развитие умений задавать вопросы,
то есть развитие регулятивных УУД
Подбор литературы по заданной теме
Ориентировка в словаре, справочной литературе
Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,
то есть развитие познавательных УУД.
Во 2 классе провели диагностику учащихся, направленную на выявление уровня сформированности исследовательских действий. В качестве исходных критериев нами были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой [4].
Результаты педагогического наблюдения отображены на рис. 1
Рис.1 Уровни развития исследовательских умений и навыков
У большинства учащихся исследовательские умения развиты на низком уровне. На высоком уровне умение сформировано только у 6% младших школьников (1 обучающийся).
Со 2 класса организовывали уроки - исследования, самостоятельное исследование во внеурочной деятельности, что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.
Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2.Осуществление коллективных исследований по определённому плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Здесь организуем совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. В процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
3.Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4.На уроках используем проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5.На уроках предлагаем задания, направленные на выявления различных свойств, действий предметов, множества предметов, предлагаю логические задачи.
6.Осуществляем подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В 3 классе:
1. На уроках – исследования учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования.
2. Проводим коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.
4. Ход исследования обсуждается с учителем, даются консультации во внеурочное время.
В 4 классе на уроках – исследованиях обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.
Очень важным, считаем этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.
Свои исследовательские работы учащиеся представляли на общешкольной конференции «Край родной – Туманово». Первые работы теоретического характера ребята представляли в виде докладов, альбомов. Затем при помощи учителя стали создавать презентации. Свои работы представляли с использованием мультимедийной установки, научились выделять главное в своём выступлении.
Литература
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013г.
Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.