kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стенах учебных заведений выпускники получают минимальные практические навыки, которые так жизненно необходимы в первые дни работы. В тоже время система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, учителе с готовыми качествами и умениями, которого трудно найти среди выпускников учебных заведений. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».»

 Убедился, что, как бы человек успешно

не окончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

то никогда не будет хорошим педагогом;

я сам учился у более опытных педагогов…

А. С. Макаренко

Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».

В стремительно меняющемся современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

В стенах учебных заведений выпускники получают минимальные практические навыки, которые так жизненно необходимы в первые дни работы. В тоже время система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, учителе с готовыми качествами и умениями, которого трудно найти среди выпускников учебных заведений. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В 2024-2025 учебном году в нашей школе появился молодой специалист, учитель начальных классов Дунаева Анжелика Андреевна, директором было принято решение, что именно я буду наставником вновь пришедшего молодого педагога. С Анжеликой Андреевной я была знакома и до этого, в прошлом учебном году она проходила дипломную практику в моём классе.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Анжеликой Андреевной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Так как школа наставничества еще только развивается, мною было изучены и проанализированы имеющиеся методические материалы по этой теме, после чего, с целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

К таким проблемам относятся:

  • проблемы в отношениях с учащимися и их родителями ( что очень актуально в том классе, который взяла Анжелика Андреевна. Класс сложный, много детей с плохим поведением и успеваемостью, были постоянные жалобы со стороны родителей. Поэтому этой проблеме пришлось уделить очень большое внимание);

  • проблемы в отношениях с коллегами;

  • проблемы в организации учебного процесса (дифференцированная и индивидуальная работа (работа с детьми разных категорий), а также организация урока (введение материала, отработка, оценивание и т. д);

  • работа с документацией, электронным журналом;

Диагностика была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования («Анкета молодого специалиста» ,«Диагностика проблем педагога», «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе», Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов

для молодых педагогов 1-го года работы, Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания ) по трем направлениям:

  • планирование работы;

  • организация деятельности учителя;

  • контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток методики преподавания;

  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

  • недостаток практических навыков в составлении рабочих программ, КТП.

  • недостаток практических навыков в планировании урока (выбор форм работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку и математике)

В процессе работы  было организовано взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, которые потом подробно анализировались. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.

Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план работы, куда были включены следующие вопросы:

  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;

  • работа по освоению учебного предмета;

  • самостоятельная работа по теме самообразования;

  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;

  • общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей начальных классов, участие в конкурсах.

Молодому учителю были даны рекомендации по разработке уроков с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.

В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. Анжелика Андреевна очень ответственный педагог с активной жизненной позицией. Совместная работа с молодым педагогом будет продолжена и далее, необходимо помочь молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть все трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.




















3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».

Автор: Яцко Снежана Александровна

Дата: 01.06.2025

Номер свидетельства: 670953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelia_matematiki_v_innovatsionnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "625784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676482584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "«Использование модели наставничества «учитель-ученик» при организации проектной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_modeli_nastavnichestva_uchitel_uchenik_pri_organizatsii_proektnoi_d"
    ["file_id"] => string(6) "603902"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1648735787"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "
    ["seo_title"] => string(80) "upravlieniie-profiessionalizatsiiei-piersonala-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "194656"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства