Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».
Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».
В стенах учебных заведений выпускники получают минимальные практические навыки, которые так жизненно необходимы в первые дни работы. В тоже время система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, учителе с готовыми качествами и умениями, которого трудно найти среди выпускников учебных заведений. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».»
Убедился, что, как бы человек успешно
не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом;
я сам учился у более опытных педагогов…
А. С. Макаренко
Опыт работы наставничества по модели «учитель – учитель».
В стремительно меняющемся современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
В стенах учебных заведений выпускники получают минимальные практические навыки, которые так жизненно необходимы в первые дни работы. В тоже время система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, учителе с готовыми качествами и умениями, которого трудно найти среди выпускников учебных заведений. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
В 2024-2025 учебном году в нашей школе появился молодой специалист, учитель начальных классов Дунаева Анжелика Андреевна, директором было принято решение, что именно я буду наставником вновь пришедшего молодого педагога. С Анжеликой Андреевной я была знакома и до этого, в прошлом учебном году она проходила дипломную практику в моём классе.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Анжеликой Андреевной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
Так как школа наставничества еще только развивается, мною было изучены и проанализированы имеющиеся методические материалы по этой теме, после чего, с целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:
составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
К таким проблемам относятся:
проблемы в отношениях с учащимися и их родителями ( что очень актуально в том классе, который взяла Анжелика Андреевна. Класс сложный, много детей с плохим поведением и успеваемостью, были постоянные жалобы со стороны родителей. Поэтому этой проблеме пришлось уделить очень большое внимание);
проблемы в отношениях с коллегами;
проблемы в организации учебного процесса (дифференцированная и индивидуальная работа (работа с детьми разных категорий), а также организация урока (введение материала, отработка, оценивание и т. д);
работа с документацией, электронным журналом;
Диагностика была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования («Анкета молодого специалиста» ,«Диагностика проблем педагога», «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе», Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов
для молодых педагогов 1-го года работы, Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания ) по трем направлениям:
планирование работы;
организация деятельности учителя;
контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).
Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток методики преподавания;
сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
недостаток практических навыков в составлении рабочих программ, КТП.
недостаток практических навыков в планировании урока (выбор форм работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку и математике)
В процессе работы было организовано взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, которые потом подробно анализировались. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план работы, куда были включены следующие вопросы:
изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
работа по освоению учебного предмета;
самостоятельная работа по теме самообразования;
работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей начальных классов, участие в конкурсах.
Молодому учителю были даны рекомендации по разработке уроков с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.
В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. Анжелика Андреевна очень ответственный педагог с активной жизненной позицией. Совместная работа с молодым педагогом будет продолжена и далее, необходимо помочь молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть все трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.