Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку, 4 класс»
Олимпиада по русскому языку (школьный этап)
4 класс
Задания составлены в соответствии с методическими рекомендациями по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, утверждёнными Центральной предметно-методической комиссией (Москва)
Рекомендуемое время выполнения заданий – 40 минут.
1. Даны слова: журналист, танкист, машинист, трубочист, гитарист. Выпиши слово, которое отличается от других по составу. Разбери его по составу.
2. Даны слова: цветы, кусты, открытки, места, моря. Выпиши слово, в котором форма множественного числа образована отличным от других слов образом. Покажи образование этой формы.
3. Даны глаголы: побегать, поспать, поплыть, поиграть, полежать. В каком из глаголов приставка по- употреблена не в том же значении, что в остальных? Выпиши этот глагол.
4. Даны предложения из повести А. Гайдара «Голубая чашка».
1. Прогрохотал в гараж колхозный грузовик.
2. Пропела в поле военная труба.
3. Прогремел на север далёкий поезд.
4. С криком промелькнула поперёк неба испуганная галка.
Выпиши предложение, в котором сказуемое не обозначает перемещение.
8. Выпиши те существительные, в которых произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, стрелки, клубы, кружки.
9. Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:
украсить – скрасить
чернеть - очернить
Олимпиада по русскому языку (школьный этап)
4 класс
Ответы.
1. Даны слова: журналист, танкист, машинист, трубочист, гитарист. Выпиши слово, которое отличается от других по составу. Разбери его по составу.
2. Даны слова: цветы, кусты, открытки, места, моря. Выпиши слово, в котором форма множественного числа образована отличным от других слов образом. Покажи образование этой формы.
Ответ: Цветы (цветок – цветы; в слове цветок выделен суффикс и нулевое окончание, в слове цветы -окончание -ы).
Всего 2 балла.
3. Даны глаголы: побегать, поспать, поплыть, поиграть, полежать. В каком из глаголов приставка по- употреблена не в том же значении, что в остальных? Выпиши этот глагол.
Ответ: поплыть.
Всего 1 балл.
4. Даны предложения из повести А. Гайдара «Голубая чашка».
1. Прогрохотал в гараж колхозный грузовик.
2. Пропела в поле военная труба.
3. Прогремел на север далёкий поезд.
4. С криком промелькнула поперёк неба испуганная галка.
Выпиши предложение, в котором сказуемое не обозначает перемещение.
8. Выпиши те существительные, в которых произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, стрелки, клубы, кружки.
Ответ: белки, стрелки, кружки.
Всего 3 балла.
9. Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:
украсить – скрасить
чернеть - очернить
Ответ:
Украсить - придать кому-чему-нибудь красивый вид, сделать нарядным.
Скрасить – сделать что-нибудь отрицательное, неприятное менее заметным, менее неприятным.