kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение первоначальному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребенка.

Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько основных направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в прошлое. Однако часто мы по-прежнему не удовлетворены современным состоянием чтения учащихся.

За последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии, с нарушениями речи. Многие из них не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение первоначальному чтению»

«Обучение первоначальному чтению»


Мотивация выбора темы

Социальный заказ современной школы направлен на удовлетворение потребностей, запросов учащихся, на эффективность качества образования с учетом развития интересов, склонностей и способностей обучающихся. В организации образовательного процесса в центре внимания стоит ученик и формирование способов самостоятельной познавательной деятельности на уровне учебных исследований, разработка проектов, моделирование качественного улучшения среды жизни. Принципиально меняются требования и к профессиональной деятельности учителя. Учитель должен решать следующие задачи:

- развивать у школьников продуктивное мышление, умение учиться, умение быть свободным, делать ответственный выбор, владеть навыками
коммуникации;

- разрабатывать и внедрять прозрачные формы контроля качества
образования;

- обучить всех детей на уровне требований Госстандарта.

Любой нормальный ребенок хочет быть успешным. Если он не успешен в учебной деятельности, он стремиться быть успешным в другом. И «три» должна быть успехом для неуспевающих.

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретается в начальной школе, где первоклассник на уроках обучения грамоте учится читать по слогам.

Задача учителя: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее чтение». В первоначальном обучении чтению крайне важно обращать внимание ребят на значение слова, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и важным средством самоконтроля за проверкой чтения в этот период.

Уровень чтения, который достигает ребёнок, овладевая грамотой, это послоговое чтение с темпом 20-30 слов в минуту. Такой уровень, естественно, не может обеспечить ребёнку глубокое понимание текста при самостоятельном чтении.

Ещё одна первоначальная задача учителя – обеспечить интенсивное совершенствование чтения у учащихся во 2-4 классах. Дети должны овладеть целостными приёмами чтения.

Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный. На уроках чтения в 1-4 классах необходимо сформировать общеучебные умения: умение пересказывать, выделять главную мысль, делить текст на части, составлять план и др.

Уроки чтения – уроки постижения литературно – художественных произведений, уроки формирования читательского интереса, уроки развития речи.

Уроки чтения должны обеспечить необходимые уровни знаний, формировать общеучебные умения и навыки, обогащать и расширять познавательный опыт детей.

8. Описание инновационного опыта.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребенка.

Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько основных направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в прошлое. Однако часто мы по-прежнему не удовлетворены современным состоянием чтения учащихся.

За последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии, с нарушениями речи. Многие из них не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом.

Этот метод, как известно, предполагает довольно продолжительный подготовительный период, в течение которого дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, получает представления о звуках гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких. После подготовительного периода открытие «тайны слияния! каждый ребенок делает самостоятельно: в один прекрасный момент его глаза и органы речи находят, улавливают правильную координацию.

Однако многие согласятся с тем, что именно этот период, период обучения ребенка чтению слияний, является наиболее трудным и важным в формировании навыка. Практика показывает, что далеко не каждый ребенок в состоянии самостоятельно открыть эту «тайну слияния».

Итак, овладение слиянием букв в слоги - задача очень сложная для детей. Многие из них испытывают большие трудности в самостоятельном определении ориентиров чтения. Эту работу для них следует сделать наиболее доступной и понятной.

Устная речь, как известно, развивается у ребенка в процессе подражания. Подражание - главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребенка. Вполне логично предположить, что обучение прочтению слияний по подражанию - наиболее естественный методический прием, вводящий ребенка в мир грамотности. Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает взрослый, подражает ему, в процессе подражания улавливает механизм чтения и путем упражнений овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату.

Одной из таких подсказок являются наглядные графические схемы (дуга и точка). Дуга - это согласная с последующей гласной. Точка - это или гласная без предшествующей согласной, или согласная без последующей гласной, или согласная с мягким знаком.

Можно еще более облегчить задачу детям на начальном этапе обучения, если включить в процедуру чтения согласованные движения руки и голосового аппарата. Все движения голосового аппарата увязываются с движениями руки по дугам и точкам, обозначенным на читаемом материале.

Этот прием обучения плавному послоговому чтению является наиболее простым и эффективным.

На практике это происходит следующим образом. Как только ребенок усвоит несколько букв (а, о, н, с), предлагаем ему упражнение «Катаемся с горки».







Ребенок, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку - медленно, выделяя голосом гласные, «спускаясь с горки» - быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.

Дети копируют все действия учителя (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ученики «катаются» на горке вместе с учителем, потом - без него.

Когда ученики освоят механизм слияния согласной с гласной, можно переходить к чтению слоговых таблиц.

Следует помнить, что при знакомстве с очередной таблицей первым ее читает взрослый. При чтении следует плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.

Механическое чтение неудобопроизносимых звуковых комплексов будет ключом для будущего чтения и письма. Слоговые таблицы избавят детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Ученики не смогут запомнить набор слогов, поэтому будут читать их многократно, отрабатывая при этом и подвижность артикуляционного аппарата.

Кроме слоговых таблиц, очень хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов с одинаковыми гласными или слов, имеющих одинаковое начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв, наблюдать гнезда родственных слов.


Учитель может попросить детей прочитать слова в столбиках, выделяя те, значение которых им неизвестно. В данном случае активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, и аппарат смысловой переработки информации.

Рекомендации:

  • Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

  • Жужжащее чтение («Чтение») (5 мин).

  • Ежеурочные 5-минутные чтения.

  • Чтение перед сном.

  • Режим щадящего чтения.

  • Развивать оперативную память (какую информацию ребенок запоминает за какой-то период времени и может передать). Использовать зрительные диктанты, это помогает и развитию грамотности.

  • Многократное обращение к тексту с переходом на незнакомую часть (3 раза).

  • Прием стимулирования.

-Курсивное чтение (текст читает ученик 1 мин вслух). Можно так незаметно проверить технику чтения (часы!).

Конечно! Формирование беглости чтения должно начинаться не раньше 2 класса. Так как у ребенка еще нет достаточного жизненного опыта, не достаточно окрепшие мышцы глаз...

Некоторые педагоги активно призывают к внедрению в массовую практику начального обучения методики быстрого чтения.

Задержки в выработке техники чтения отрицательно сказываются на смысловой стороне, задерживают понимание прочитанного. С другой стороны излишне быстрая скорость чтения нередко ведет к поверхностному усвоению читаемого текста.

Л.Н. Толстой, как и К.Д. Ушинский (вспомним его установку - «быстрота чтения должна развиваться сообразно быстроте понимания»), также считал, что формировать быстроту, темп чтения в отрыве от глубины понимания вещь крайне нежелательная.

Поэтому задача учителя:

  • формировать навыки чтения посредством использования рациональных упражнений, приемов и методов до овладения учениками нормативным способом чтения, а часть учеников, в зависимости от темперамента, приблизить к оптимальному чтению;

  • использовать в своей работе разные типы чтений в зависимости от жанра произведения с одновременным пониманием смысла прочитанного и заложить основы владения русской литературной речью.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последнего образования.

Сформированный навык чтения включает в себе как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание
слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной
стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой);

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга.

Различают несколько видов чтения:

Скорочтение - это чтение скоростью 300 сл/мин, вслух оно невозможно.

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 сл/мин.

Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальным значением 80 - 95 сл/мин для учеников, переходящих в 5 класс. Но в 5 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет материал осваивать, поэтому у многих учащихся снижается успеваемость.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 сл/мин.

Но реально ли это? Разные учащиеся имеют разный темперамент. Холерики говорят быстро и читают быстро (150-180 сл/мин), для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным чтением (120-150 сл/мин). Значит, холерики и сангвиники могут выйти на уровень 120 сл/мин. Но психологи утверждают, что большинство учеников являются холериками и сангвиниками.

В букварный период на уроках чтения и письма провожу фонетические зарядки на изучаемый звук. При этом формирую культуру звуковой речи, т.е. четкую артикуляцию, правильное дыхание, чистое произношение; вырабатывается зрительная память, формируется умение слышать звук, сливать звуки в слоги, слова, составлять предложения.


  1. Гласные: а, о, у, ы, и, э

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о.....

аоуиэ, аиуоэ....

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с...

Согласные и гласные: же - жи - жу, зе - ши - со...

ра - ра - ра - начинается игра,

ры - ры - ры - у нас в руках шары,

ру - ру - ру - бью рукою по шару.

2) Схемы для чтения:

3) Упражнение на добавление слова:









П ри подготовке к уроку выбираю все слитные сочетания, представляющие сложность при чтении и вношу их в содержащие фонетические зарядки. Например: строитель, строить, стройка.


4) В содержание фонетической зарядки ввожу материал, подготавливающий к изучению правил.

жи - ши - и жираф живу ...

чу - щу - у чудо щука ...

ча - ща - а чаща чашка ...

ща - ча - а щавель часто ...

Учащиеся подбирают слова, если затрудняются, то открывается запись на доске и читается хором. С некоторыми словами можно составлять предложения.

5) Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.

Длинная черта - длительное произношение.


6) Использую игры со словами «Лесенка» и др.

Уроки обучения грамоте предоставляют больше возможности для развития речи, памяти, формирования наблюдательности детей, их творческого выражения. Многочисленные иллюстрации в букваре (Азбуке), позволяют в зависимости от целенаправленности их использования предлагать детям учебные ситуации, направленные на интенсивную познавательную деятельность.

Для развития наблюдательности использую такие задания:

а) дети молча рассматривают иллюстрацию, затем закрывают учебники и отвечают на вопросы учителя;

б) на доске несколько предметных картинок. Дети запоминают их последовательность. Закрывают глаза. Меняем 1 картинку. Смотрят - что изменилось? Можно выставлять слоги, потом слова.

Систематическое использование таких заданий способствует развитию устойчивости и широты внимания, точности зрительного восприятия.

В конце букварного периода проводятся упражнения на сравнение:

1. Какими звуками различаются пары слов? (дом - сом, сом -сок...).

  1. Какие слова можно составить, изменив один звук в слове? (кот - рот, бот, вот, ком, кол ...)

  2. Сколькими звуками различаются пары слов? Назовите эти звуки, (рука - река, лес - лось, липа - лапа ...)

  3. Используются два вида чтения:

читай, как пишем и читай, как говорим

5. Игра в слова. Цепочки слов и задания могут быть различной трудности.

6. Составление слов из букв.
По утрам у Айболита до обеденной поры лечат зубы

Збреы уызбр итгыр вдрыы оыббр

(зебры) (зубры) (тигры) (выдры) (бобры)

Цель следующего вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, устойчивости внимания, памяти.

  1. «Фото глаз».

За отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово (называем слово).

  1. «Молния».

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения про себя и чтением вслух. Переход чтения по сигналу учителя с 20 сек до 2 мин.

  1. «Сравни».

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении. Результат сравнивается регулярно. Это упражнение активирует учащихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

  1. «Кто быстрее».

В тексте требуется найти записанное на доске предложение. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

  1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение развивает долговременную память.

  2. Чтение в парах, цепочкой, групповое.

  3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

  4. Жужжащее чтение.

  5. Чтение скороговоркой.

  6. Динамическое чтение - это чтение глазами.

11.Зрительные диктанты по методике И.П. Федоренко.


Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников.

Ученику, испытывающему трудности в чтении, предлагается заняться забавными упражнениями со словесным материалом. Они направлены на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на автоматизацию следующих компонентов чтения: строгий буквенный анализ, прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова, на смысл; быстрое различение похожих по написанию букв, слогов, слов, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции; устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова.

  1. Чтение строчек наоборот по словам.

  2. Строчек наоборот по буквам.

  3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот.

  4. Чтение только второй половины слова.

  5. Чтение пунктирно написанных слов.

  6. Чтение наложенных друг на друга слов.

  7. Чтение строчек с прикрытой нижней (или верхней) половинки слов.

  8. Классификация слов на группы.

  9. Отделение слов от псевдослов.

10.Поиск в тексте заданных слов. (Задаются 1-3 слова. Сначала можно

записать на карточках, затем на слух).

11 .Чтение перевернутого текста под разным углом.

12.Восполнение пропусков букв в словах.

13.Восполнение пропусков слов в предложении. Это упражнение

развивает способность одновременно с техникой чтения

осуществлять смысловой анализ текста.

14.Поиск смысловых несуразностей.

15.Складывание слов из половинок. Можно на одной карточке или

отдельно собирать из слогов.

16.Чтение текста через слово. Читать надо не как обычно, а перескакивая

через каждое второе слово.

17.Быстрое многократное произношение предложений.

18.Чтение слов с наибольшим количеством букв.

19. Распространение предложений.

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать чтение предложения, состоящего из 6 - 8 слов, что ученик, дочитав до третьего - четвертого слова, забыл первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.П. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений (от 8 до 46 букв). Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1 - 2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Писать эти диктанты нужно ежедневно. В среднем на каждый набор уходит по 3 дня. (Смотри в книге В.Зайцева).

Начинать работу над увеличением скорости чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся на 1 сек должны запомнить все, что изображено на картинке. Затем ответить на вопросы учителя.

1. Найди лишнюю букву; слог; слово,
ш, щ, ч, ц, и

ки, би, ли, мы, ми

щука, карась, окунь, стрекоза.

2. Раздели слова на группы. и т. д.

Уже несколько лет использую в работе курс «Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах».

В программе начальных классов много замечательных стихотворений. Уже в первом классе провожу игры, развивающие чувство ритма и слухового внимания. Используем прием хлопания в ладоши: ма-лы-ши (3 хлопка, третий хлопок более сильный) Обычно это лучше делают дети, у которых хороший музыкальный слух. Выясняем с детьми - что такое «рифма». Рифма-это созвучие концов стихотворных строк. Читая стихи, видим, что строчки могут рифмоваться по разному:







Уже в 1 классе, читая слоги, использую упражнения по рифмовке .

1. Дополни слоги до слов:

(Маша, чаша, майка, чайка)

2.Придумай рифму к слову:

ДОМ (сом, том, ком...)

ОРЕХ (смех, успех...)

КЛЕН (лен, влюблен...)

3. Загадки на договаривание:

«Доскажи словечко»

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это? ... (стрекоза)


4. Задумай предмет, опиши его с помощью им. прилагательных

«Красное, румяное,

Сладкое, медвяное...» (яблоко)


Для многих детей становится открытием, что сочинять рифмованные строчки не так уж и сложно. Я не ставлю целью, чтобы дети писали стихи, но в первую очередь это развивает их речь, кому-то это поможет лучше понимать стихи.

Вот одни из последних детских проб:


Падает легкий снежок, Пришел я на полянку,

Пойдем погуляем, дружок! Увидел обезьянку...

Вместе пройдем по тропинке, (Владик 1 кл.)

Рассмотрим резные снежинки.

(Данил 2 кл.)

Бабочка летела, Маленькая птичка,

На цветок присела, Птичка-невеличка,

Посидела, отдохнула, Она весело живет,

Снова крыльями взмахнула. Звонко песенки поет.

(Лера 2 кл.) (Федор 1 кл.)






9.Масштабы распространения опыта

Школьный. Областной.

10.Составляющие образования

Обучение, самообразование, внеклассная работа.

11.Информационное представление опыта

Технология, индивидуальный стиль учебной деятельности, мотивация, ресурс учебного успеха, анализ.


ЛИТЕРАТУРА


  1. В. Г. Горецкий. « О проверке навыка чтения. Ответ на вопрос чтения» (см. ж–л «Нач. школа». 2001г.)

  2. Е. В. Зайка. «Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников». ж–л « Вопр. психология.» 1995г.

  3. В.И. Кузминых. Факультативный курс «Радостное чтение» в начальной школе и школьной библиотеке. (см. ж–л «Нач. школа» 2001г.)

  4. В. Ф. Одегова. «Развитие способностей к чтению на уроках родного языка в начальной школе». Нижний Новгород. 1998г.

  5. Решетова Т.А. «Модели при обучению первоклассников чтению и письму. ( см. ж-л «Нач. школа» 2001г.)

  6. Тихомирова И.И. «Чему учить, обучая ребёнка чтению». (см. ж-л «Нач. школа». 2002г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение первоначальному чтению

Автор: Кривошеина Ольга Александровна

Дата: 12.09.2024

Номер свидетельства: 656103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Пояснительная записка по литературному чтению 2 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "poiasnitiel-naia-zapiska-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402940050"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Работая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(96) "rabotaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-shkola-rossii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "109740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404980519"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414313653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства