Обучение и воспитание на основе развития родного языка
Обучение и воспитание на основе развития родного языка
Ученик должен понять и почувствовать богатство и красоту родного языка, его необъятный словарный запас, мелодичность. Для этого мы, учителя начальных классов, написали программу внеурочной деятельности «Сайдыы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение и воспитание на основе развития родного языка»
Обучение и воспитание на основе развития родного языка .
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет. Д.С.Лихачев
В условиях глобализации и информатизации общества, когда новые технологии определяют характер общественных отношений, внешнему негативному воздействию более всего подвержен наш родной якутский язык. Родной язык является фундаментальной базой всестороннего развития личности. У ребенка начальных классов должны быть хорошо развиты учебно-коммуникативные умения. рассуждающее мышление . Учебно-коммуникативные обще-учебные умения и навыки: Владение культурой речи, ведение дискуссии, владение приемами риторики, владение различными формами устных публичных выступлений, выражать свои мысли на родном языке, выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать - позволяют школьнику в дальнейшем организовать сотрудничество со старшими и сверстниками , достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми , стать конкурентно-способным. На уроках родного языка вырабатывается умение слушать, писать правильно, на уроках литературного чтения - умение читать правильно, пересказывать прочитанное, анализировать произведения, пользоваться различными источниками информации. А вот развитию коммуникативных способностей ученика уделяется не очень много времени. Поэтому во внеурочных занятиях развитие учебно-коммуникативных умений и навыков, как владение культурой речи, ведение дискуссии, владение приемами риторики, владение различными формами устных публичных выступлений, выражать свои мысли на родном языке, выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать – позволят школьнику в дальнейшем организовать сотрудничество со старшими и сверстниками , достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми , стать конкурентно-способным.
Ученик должен понять и почувствовать богатство и красоту родного языка, его необъятный словарный запас, мелодичность. Для этого мы, учителя начальных классов, написали программу внеурочной деятельности «Сайдыы» , целью которой является развитие у ребенка художественно – творческих способностей. И к окончанию начальной школы школьник будет использовать образные слова в своей речи, уметь составлять план выступления, правильно излагать свои мысли, писать статьи в газете, сочинять небольшие сказки, рассказы, стишки, находить из источников нужное и анализировать, знать загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, фразеологизмы, приметы; уметь составлять ребусы, кроссворды, придумывать игры ; уважать старших, помогать младшим, охранять природу, беречь вещи, быть настоящим другом; участвовать в научно-исследовательской конференции «Первые шаги», создавать презентации, планшеты, исследовать, защищать; участвовать в конкурсе юных ораторов «Куолу». Конкурс ораторов «Куолу» наша школа проводит уже 27й год в школе и 10й год в улусе. Цель конкурса: -привить любовь к родному языку - научить учеников свободно и убедительно выражать свои мысли на родном языке. - привить ученикам культуру речи.
Конкурс состоит из трех этапов:
1 этап – выступление по выбранной теме. Например, «Почему мы называем школу вторым домом?», «Книга – лучший советчик», «Как вы понимаете значение пословицы «Солнце освещает небо, образование – человека». Темы выдаются заранее. Содержание выступления должно соответствовать возрасту конкурсантов. Оценивается выразительность речи, соответствие теме, раскрытие темы, связь с аудиторией.
2 этап – составление предложения с выбранным фразеологизмом. Например, Аина от радости не чувствовала землю под ногами.
3 этап – объяснение значения устаревших слов. Например, камелек – старинная печка якутов, ас – волосы, кемер – дерево.
Таким образом, благодаря такой системной работе внеурочной деятельности у учеников становится богаче и образней речь, развивается кругозор. Поэтому очень важно с малых лет прививать детям любовь к родному языку, воспитывать нравственным понятиям.
Павлова Евдокия Павловна, учитель начальных классов Игидейской СОШ имени Э.К.Пекарского Таттинского улуса, Республики Саха (Якутия)