kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение и воспитание младших школьников с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс адаптации в обществе детей с физическими и психическими  отклонениями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение и воспитание младших школьников с нарушением слуха»

Выступление на IV Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ». Тема: «Обучение и воспитание младших школьников с нарушением слуха».

Учитель начальных классов Рахимьянова Е.В.

МБОУ СОШ №7 г. Бирск

В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое в свою очередь выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они могут в обычной школе. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровня его образования.

Дети с нарушением слуха так же относятся к группе детей с ОВЗ. Слух - это величайший дар, данный природой человеку. Только, к сожалению, не всем это дано. Слабослышащий ребёнок часто отстаёт от сверстников в развитии, ему трудно учиться в школе, у него возникают сложности в общении, а затем в будущем - в выборе жизненного пути.

Процесс адаптации в обществе детей с физическими и психическими отклонениями имеет свои особенности. Слуховая недостаточность неблагоприятно отражается на психофизическом развитии ребёнка, особенно если нарушение слуха наступает в раннем возрасте. В первую очередь страдают восприятие и воспроизведение устной речи, что приводит к нарушению социальных контактов ребёнка с окружающими людьми.

Процесс коммуникации, в который вовлекается слабослышащий ребёнок, затруднён из-за непонимания обращённых к нему высказываний собеседника; его собственная речь страдает аграмматизмами, ошибками в звукопроизношении, бедным словарным запасом. У этих детей возникает страх, что нормально слышащие люди их не поймут, что над ними будут смеяться. Известно, что одним из факторов полноценного развития ребёнка является его общение со сверстниками в разнообразной совместной деятельности. Обучение и воспитание ребёнка с нарушенным слухом школьного возраста в массовых учреждениях изначально обеспечивает ему широкое общение со здоровыми детьми. В настоящее время имеется успешный практический опыт совместного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в массовых общеобразовательных учреждениях.

В нашей школе учатся дети с нарушением слуха. Они проходят обучение по АООП для обучающихся с ЗПР. С этими учениками проводится индивидуальная работа. Существует ряд особенностей в обучении младших школьников с нарушением слуха, которые учитель должен обязательно знать и учитывать в своей работе. Они заключаются в следующем:

- учащийся должен сидеть за первой партой на максимально близком расстоянии от учителя. При этом он имеет возможность видеть всех одноклассников для того, чтобы при их устных ответах поворачиваться и видеть лицо говорящего, считывать речь у него с губ;

- учитель должен контролировать состояние индивидуальных слуховых аппаратов у учащегося (чтобы аппарат работал, был включён);

- при проведении урока учитель должен всё время стоять ближе к учащемуся, повернувшись к нему лицом. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае ученик не воспринимает речь и не понимает, о чём говорит учитель;

- при выполнении самостоятельных заданий уточнять правильно ли учащийся понял смысл предъявляемого задания, при затруднении объяснять в более лёгкой и доступной форме;

- на уроках русского языка уделять внимание коррекции звуко-буквенного состава слов, предлагать задания для упражнения в составлении словосочетаний и предложений, при письме под диктовку стоять рядом с учеником, чтобы был установлен зрительный контакт;

- на уроках математики трудности встречаются в понимании условия задачи. В таких случаях учитель проверяет, как ученик понимает ситуацию, описанную в задаче. Особое внимание обращает на слова и словосочетания в задаче, которые несут математическую нагрузку («поровну», «дали по...», «раздали каждому...», «больше на...», «меньше в...», «больше, чем...» и др.);

- стимулировать устные ответы, даже если в них есть ошибки при словесном оформлении. Это мотивирует ребенка к стремлению в устном общении, вырабатывает положительное отношение к речи;

- максимально привлекать ученика к участию в различных мероприятиях класса и школы. Это способствует накоплению социального опыта со сверстниками и взрослыми, формирует коммуникативные навыки;

- вести активное взаимодействие с семьёй в процессе воспитания и обучения ребёнка, ведь первое социальное окружение слабослышащего ребёнка - это семья. Очень важно, как члены семьи реагируют на проблемы малыша, от этого зависят его адаптивные возможности.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, чтобы он не понял что-нибудь важное. Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях ведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом нужно контролировать на каждом занятии.

В заключении хотелось бы сказать, что обучение и воспитание в массовой общеобразовательной школе детей с недостатками слуха, отличающихся характерными речевыми особенностями, — сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только терпения и любви к ребенку, но и определенных специальных знаний.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение и воспитание младших школьников с нарушением слуха

Автор: Рахимьянова Екатерина Викторовна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Особенности музыкального воспитания умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-muzykal-nogho-vospitaniia-umstvienno-otstalykh-dietiei-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "253835"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447673418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Музыкальное воспитание умственно отсталых детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида."
    ["seo_title"] => string(103) "muzykal-noie-vospitaniie-umstvienno-otstalykh-dietiei-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "253842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447674168"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства