Просмотр содержимого документа
«Обучение и воспитание младших школьников с нарушением слуха»
Выступление на IV Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ». Тема: «Обучение и воспитание младших школьников с нарушением слуха».
Учитель начальных классов Рахимьянова Е.В.
МБОУ СОШ №7 г. Бирск
В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое в свою очередь выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.
Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность.
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они могут в обычной школе. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровня его образования.
Дети с нарушением слуха так же относятся к группе детей с ОВЗ. Слух - это величайший дар, данный природой человеку. Только, к сожалению, не всем это дано. Слабослышащий ребёнок часто отстаёт от сверстников в развитии, ему трудно учиться в школе, у него возникают сложности в общении, а затем в будущем - в выборе жизненного пути.
Процесс адаптации в обществе детей с физическими и психическими отклонениями имеет свои особенности. Слуховая недостаточность неблагоприятно отражается на психофизическом развитии ребёнка, особенно если нарушение слуха наступает в раннем возрасте. В первую очередь страдают восприятие и воспроизведение устной речи, что приводит к нарушению социальных контактов ребёнка с окружающими людьми.
Процесс коммуникации, в который вовлекается слабослышащий ребёнок, затруднён из-за непонимания обращённых к нему высказываний собеседника; его собственная речь страдает аграмматизмами, ошибками в звукопроизношении, бедным словарным запасом. У этих детей возникает страх, что нормально слышащие люди их не поймут, что над ними будут смеяться. Известно, что одним из факторов полноценного развития ребёнка является его общение со сверстниками в разнообразной совместной деятельности. Обучение и воспитание ребёнка с нарушенным слухом школьного возраста в массовых учреждениях изначально обеспечивает ему широкое общение со здоровыми детьми. В настоящее время имеется успешный практический опыт совместного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в массовых общеобразовательных учреждениях.
В нашей школе учатся дети с нарушением слуха. Они проходят обучение по АООП для обучающихся с ЗПР. С этими учениками проводится индивидуальная работа. Существует ряд особенностей в обучении младших школьников с нарушением слуха, которые учитель должен обязательно знать и учитывать в своей работе. Они заключаются в следующем:
- учащийся должен сидеть за первой партой на максимально близком расстоянии от учителя. При этом он имеет возможность видеть всех одноклассников для того, чтобы при их устных ответах поворачиваться и видеть лицо говорящего, считывать речь у него с губ;
- учитель должен контролировать состояние индивидуальных слуховых аппаратов у учащегося (чтобы аппарат работал, был включён);
- при проведении урока учитель должен всё время стоять ближе к учащемуся, повернувшись к нему лицом. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае ученик не воспринимает речь и не понимает, о чём говорит учитель;
- при выполнении самостоятельных заданий уточнять правильно ли учащийся понял смысл предъявляемого задания, при затруднении объяснять в более лёгкой и доступной форме;
- на уроках русского языка уделять внимание коррекции звуко-буквенного состава слов, предлагать задания для упражнения в составлении словосочетаний и предложений, при письме под диктовку стоять рядом с учеником, чтобы был установлен зрительный контакт;
- на уроках математики трудности встречаются в понимании условия задачи. В таких случаях учитель проверяет, как ученик понимает ситуацию, описанную в задаче. Особое внимание обращает на слова и словосочетания в задаче, которые несут математическую нагрузку («поровну», «дали по...», «раздали каждому...», «больше на...», «меньше в...», «больше, чем...» и др.);
- стимулировать устные ответы, даже если в них есть ошибки при словесном оформлении. Это мотивирует ребенка к стремлению в устном общении, вырабатывает положительное отношение к речи;
- максимально привлекать ученика к участию в различных мероприятиях класса и школы. Это способствует накоплению социального опыта со сверстниками и взрослыми, формирует коммуникативные навыки;
- вести активное взаимодействие с семьёй в процессе воспитания и обучения ребёнка, ведь первое социальное окружение слабослышащего ребёнка - это семья. Очень важно, как члены семьи реагируют на проблемы малыша, от этого зависят его адаптивные возможности.
Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, чтобы он не понял что-нибудь важное. Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях ведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом нужно контролировать на каждом занятии.
В заключении хотелось бы сказать, что обучение и воспитание в массовой общеобразовательной школе детей с недостатками слуха, отличающихся характерными речевыми особенностями, — сложный трудоемкий процесс, требующий от педагога не только терпения и любви к ребенку, но и определенных специальных знаний.