№ | Вид технологии | Цель применения | Прогнозируе-мый результат | Полученный результат | Личное применение |
1. | Технологии учебников и УМК «Гармония» (Н.Б.Истомина) | 1.Преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. 2. Методическое воплощение основных направлений модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к процессу обучения). | Высокое качество обучения и воспитания. | Высокие результаты образования. | - использую такую организацию урока, которая нацелена на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета. - использую систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением. * На уроках литературного чтения тексту отвожу приоритетную роль: его читаем, пересказываем, анализируем, трансформируем, интерпретируем, дискутируем, наконец, сочиняем. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая. Использую популярный метод демонстрации процесса мышления - графическую организацию материала. Модели, рисунки, схемы, алгоритмы отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. * На уроках математики применяю новый методический подход в обучении младших школьников решать текстовые задачи: дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки, которые им необходимы для овладения умениями решать текстовые задачи. * Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для этого применяю систему обучения особому способу письма – письмо «с окошками» |
2. | Здоровьесберегающие технологии | Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, в которой учтены важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, влияющие на его здоровье: - правильная поза учащегося во время занятий; - школьная оценка (ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции, дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку); - применение игровой системы, уроков-праздников, элементов театрализации, особенно на уроках с младшими школьниками; - объём и уровень домашнего задания; - двигательная активность; - включение вопросов по ЗОЖ в элементы урока; - изучение личности школьника. | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников. | По результатам мониторинга физического развития согласно компьютерной тест-программе «Физкультур-ный паспорт» в рамках реализации школьной программы «ЗОЖ» индекс здоровья учащихся класса стабильный. | - Участие в создании и апробировании школьной комплексно-целевых программ «Здоровье»; - представление опыта работы КЦП «Здоровье» по теме «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» на педагогическом совете (созданы мультимедийные презентации: -участие в муниципальном этапе Всероссийской акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам». -участие в школьной акции «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной» в рамках дней защиты от экологической опасности. - представление опыта работы по теме «Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса» на областной конференции 25.12.2009г.; -статья опубликована |
3. | Технология проектной деятельности. | 1.Формирование проектной деятельности, проектного мышления. 2. Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. 3. Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы 4. Самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения новых задач. 5. Развитие важнейших компетенций для современной жизни. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. | 1.Результат ученической деятельности 2.Методи-ческие результаты | Исследова- тельские, социальные, творческие проекты с последующим освещением в СМИ, вручением грамот и призов | - Проект «Рисованная книга «Красная книга Владимирской области» 3 класс (цель проекта: привлечь учащихся к бережному отношению к редким и исчезающим видам растений и животных Владимирской области ); - Проект «Рисованная книга «Красная и Чёрная книга» 4 класс (цель проекта: расширить представление учащихся об исчезнувших представителях флоры и фауны; привлечь учащихся к бережному отношению к редким и исчезающим видам растений и животных) - Исследовательская работа «По экспозициям краеведческого музея» (3 класс); - Исследовательская работа «История улицы Ивановской (Карла Либкнехта)» (3 класс); - Исследовательская работа «Погост Семинова Гора» (3 класс); - Исследовательская работа «Здесь я родился и живу» (3 класс); - Творческая работа «Листая семейный альбом» (3 класс); - Творческая работа «Весёлые ребята» (3 класс); - социальный проект «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной»; - социальный проект «Слайд-фильм «Как прекрасен наш мир». |
4. | Игровая технология | Авторы: Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Никитин Б.П.. Строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Технология деловой игры: Этап подготовки (разработка игры, ввод в игру). Этап проведения (работа над заданием, дискуссия). Этап анализа и обобщения (рефлексия, оценка и самооценка, рекомендации). 1.Создание проблемной ситуации через игровую ситуацию. 2.Обогащение и закрепление у детей бытового словаря, связной речи, развитие числовых представлений, обучение счёту. 3.Развитие памяти, внимания, наблюдательности через игру. | Для активизации учебной-воспитатель-ной деятельности всех участников образовательного процесса. | Высокая мотивация обучения. | - Урок-встреча «Малолетние узники концлагерей» в 1 классе (встреча с А.И.Кузнецовой); - урок-встреча «Школа здорового питания» в 1 классе (встреча с М.И.Мусиной); - урок-путешествие «В ОГПС» в 1 классе (окружающий мир); - урок-путешествие «Красный, жёлтый, зелёный» в 1 классе (окружающий мир); - урок-путешествие «Переместительное свойство сложения» в 1 классе (математика); - урок-праздник «День знаний» в 1 классе; - урок-путешествие «Шоколадная фабрика Красный Октябрь» в 1 классе (окружающий мир, проведённый совместно с экскурсоводом историко-краеведческого музея Ю.Б.Романовой); - урок-встреча «Муравей - самое умное насекомое» во 2 классе (встреча с З.Т.Футерман); - урок-игра «Поле чудес» во 2 классе (окружающий мир); - урок-праздник «День защитника Отечества» во 2 классе; - урок-встреча «Красная книга Владимирской области» в 3 классе (встреча с В.С.Щербаковой); - урок-игра «Что? Где? Когда?» в 3 классе (окружающий мир); - урок-суд «Суд над мусором» в 4 классе; - внеклассное мероприятие «Новогодний праздник в ОГУСО «Камешковский центр социальной помощи семье и детям» |
5. | Технология групповой деятельности | 1.Обеспечение активности учебного процесса 2.Достижение высокого уровня усвоения содержания | 1.Взаимное обогащение учащихся в группе, организация совместных действий. 2.Фронтальная работа в классе 3. Работа в статичных парах 4.Межгруп-повая работа 5.Фронтально-коллективная деятельность | Активизация учебно-познавательного процесса | - Провожу уроки с применением технологии групповой деятельности: В 1 классе на уроке литературного чтения, по теме: «Русская народная сказка «Лиса и журавль» использовала работу в статичных парах над пословицами и поговорками. В 1 классе на уроке математики, проведенного совместно с воспитанниками ДОУ «Ёлочка» по теме: «Переместительное свойство сложения» использовала работу в статичных парах по выполнению заданий Карабаса Барабаса (решение числовых выражений). Во 2 классе на сюжетном уроке математики использовала взаимопроверку самостоятельной работы учащихся. В 3 классе на факультативном занятии « Речь и культура общения » по теме « Весёлые рассказы » использовала работу в парах постоянного состава В 3 классе на уроке литературного чтения, по теме: «Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» использовала работу в парах постоянного состава. · В 4 классе на факультативном занятии «Планета загадок » использовала работу в парах постоянного состава. Тема занятия «Как разрушаются камни » · В 4 классе на уроке окружающего мира использовала работу в парах постоянного состава. Тема: «Лес и человек» · Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: «Татарская народная сказка «Три дочери» (каждая группа примеряла одну из шести шляп мышления) · В 3 классе на уроке литературного чтения, проведённого в форме групповой работы с научно – познавательным текстом по теме: «Муравей – самое умное насекомое». - Материал по теме «Использование интерактивных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах» представлен для печати в сборнике «Наша школа» (педагогическая мастерская) в 2010 году. |
6. | Технология совершенство-вания общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) | 1.Достичь оптимального чтения во 2-3 классе (120 слов в минуту) 2. Повысить быстроту письма в 3 классе (60 букв в минуту) 3.Повысить орфографическую грамотность в 2 раза 4. Обучить пересказу 5.Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту 5. Сохранить учебные умения в период каникул | Отсутствие учащихся с несформированными навыками чтения в начальной школе, повышение уровня функциональ-ной грамотности каждого ученика | Отсутствие учащихся с несформированными навыками чтения в начальной школе, высокий уровня функциональной грамотности каждого ученика | -Подготовка дошкольников в «Школе будущего первоклассника «Росточек» к успешному обучению в школе 1 ступени. -В 1 классе проведение ежеурочных пятиминуток чтения, артикуляционных упражнений, зрительных диктантов по И.Т.Федоренко (ежедневно), жужжащего чтения. Применение тетрадей с печатной основой. Обучение диагностики уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самоконтроля. |
7. | Технология коммуникативного обучения | 1.Овладение общением на родном русском языке (умение говорить и понимать речь) 2.усвоение русской культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения 3.Овладение общеупотребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума 4.Ведение диалога, деловой беседы, дискуссии 5.Чтение оригинальных текстов различных жанров. | Овладение учащимися коммуникативной компетенцией на основе коммуникативного и личностного принципов | Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся | Приемы формирования коммуникативной компетентности использую на различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения). Это и новизна используемого материала (его информированность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становиться побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание). Считаю, что содержательную сторону языка должны содержать проблемы, а не темы. |
8. | Технология «Портфолио» | Коллекция, отбор и анализ продуктов учебной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней и качественной оценки уровня обученности данного ученика и дальнейшая коррекция процесса обучения. | Папка творческих и учебных достижений учащихся; Методическое портфолио учителя Коллективное портфолио | Рефлексивное портфолио (динамика личностного роста ученика) Тематическое портфолио (созданное в процессе изучения темы, раздела, учебного курса) Коллективное портфолио. | Сбор и систематизация методического материала помогает структурировать образовательный процесс мне, как учителю. Ученики используют портфолио как инструмент при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями, родителями; как возможность для рефлексии учеником собственной работы; как возможность установить связи между предыдущим и новым знанием. Применением данной технологии поддерживается высокий уровень мотивации школьников, поощряется их активность и самостоятельность, расширяются возможности обучения и самообучения, развиваются навыки самоанализа и самооценки. Формой коллективного портфолио являются созданные фотоальбомы «Калейдоскоп интересных событий из жизни класса», «Наша дружная семья», «Наши достижения» * Лауреат конкурса электронных портфолио педагогов Владимирской области в рамках региональных мероприятий, посвящённых Году учителя. (май, 2010) |
9. | ИКТ - технологии | Практическое использование форм, методов и приёмов ИКТ, которые помогают сделать образовательный процесс более эффективным, помогают практически осуществить личностно ориентированный подход в обучении, добиться высокой степени дифференциации обучения. | ИКТ- компетент-ности учителя и учащихся. Практически осуществить личностно ориентированный подход в обучении. | Овладение функциональ-ной ИКТ-грамотностью | - провожу уроки демонстрационного типа, для этого использую готовые программные продукты: диски «Наш край» во 2 – 4 классах; «Практика работы на компьютере» в 3 – 4 классах в рамках предмета технология; «Кирилл и Мефодий» - создаю собственные презентации к своим урокам, что обеспечивает наглядность и повышает интерес к уроку у учащихся (работаю в Открытом классе, на сайте ВИПКРО Владимир в методической копилке учителей начальных классов, где представляю свой опыт работы); - провожу компьютерное тестирование, для этого использую диски с тестами «Практика работы на компьютере», учусь разрабатывать компьютерные варианты различных тестов в программе и использовать их на своих уроках. |
10 | Технология воспитания экологической культуры | 1.Изучение закономерностей в «триаде»: человек – природа – общество 2.Использование природы как воспитательного средства 3.Воспитание экологической культуры | Экологическая грамотность школьников: вытеснение потребительского отношения к природе осознанием личной ответственности за ее состояние | Социальные проекты экологической направленности | Задача экологизации учебного процесса: основы экологических знаний дети получают на уроках по программам «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», на факультативном курсе «Экология для младших школьников», а в дальнейшем и на уроках русского языка, которые помогают детям стать наблюдательнее, воспитывают бережное отношение к природе. Продолжением является внеклассная работа. Здесь используются разные формы: конкурсы, выставки, викторины, игры экологической направленности, тематические классные часы, природоохранительные акции «Мой Экодом», «Пернатые друзья», фестиваль детского творчества «Живи, Земля!», весенний туристко – экологический слёт, тематические линейки «День земли», написание статей в школьную газету «Школьные ведомости» и в районную газету «Знамя» - всё, это считаем традиционным. Но мы широко используем и новые формы: творческие и социальные проекты экологической направленности. Например, создание «Красной и Черной книги природы» – школьный творческий проект, «Дом, в котором я живу» по благоустройству школьной территории – социальный проект, представленный на городском уровне. Участие в работе школьного научного общества «ЖиРаФА» (Живи, Радуйся, Фантазируй), поисковая деятельность экологической направленности. Выполнение маленьких исследовательских работ «Описание дерева, стоящего на экологической тропе», «Исследование цветковых растений пришкольного участка». - Представление опыта работы по теме «Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса» на областной конференции. Тезисы выступления в настоящее время направлены в печать. |
11 | Технология гражданского образования | Создание условий для воспитания социально-активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее. Данную цель можно конкретизировать в следующих задачах (классного руководителя общими с родителями) 1.Создание условий для формирования компетенции гражданственности личности. 2.Создание условий для формирования у школьников целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры. 3.Создание необходимых условий для саморазвития, самовоспитания, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка, обеспечивающих включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии | 1.Сформирован-ность гражданской грамотности и гражданского самосознания 2.Формирование демократических убеждений 3.Развитие основных ценностей, такие как свобода и достоинство 4.Формирование представления о необходимости справедливого мирного порядка | Доброволь-нические акции. Шефство над группой д/с №6 «Сказка». Благотвори-тельные концерты и помощь пожилым людям и инвалидам в «Центре временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в пос.Артём | Технология гражданского образования реализуется через воспитательную систему класса, согласованную с МУ «МЦ» Камешковского района. -Комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является гражданско - правовое воспитание, реализуемое как через учебно – воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды. Основным результатом воспитанияявляется социальная зрелость, то есть развитие у детей умения осознавать ответственность за своё поведение. Этапы развития воспитательной системы класса: - 1 этап – Проектирование системы (I полугодие 1 класса. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. На родительском собрании – мастерской по теме: «Моделирование воспитательной системы класса», проведённом 26.11.2007 года, были совместно с родителями спроектированы цели, перспективы и образ жизни классного сообщества) - 2 этап – Становление системы (Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы») - 3 этап – Стабильное функционирование системы (В данный момент мы на этом этапе. Активно развивается самоуправление. Благодаря программе ФДО «Юная Россия» выдвигаются лозунги: * Делай как старший! *Делай лучше старшего! * Делай сам и вместе с друзьями!) - 4 этап – Завершение функционирования системы (Планируем сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием социума. Как результат деятельности коллектива, мы хотим снять фильм о классе «В одном счастливом детстве», который выложим на сайте школы.) -Опыт работы в качестве классного руководителя обобщен на муниципальном уровне, занесён в районный банк данных и размещён в методической копилке сообщества учителей начальных классов на сайте ВИПКРО по теме «Воспитательная система класса как условие успешного развития личности» |