kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме «Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете "Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальной школы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальной школы»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» города Златоуста

Челябинской области






Обобщение опыта по теме

«Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальной школы»










учитель начальных классов

высшей категории

МАОУ СОШ №8

Аристова Марина Вячеславовна



Златоуст 2019 г.

Слайд 1

В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Родители из-за сложившихся экономических условий уделяют недостаточно времени общению с ребенком.

Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Классный руководитель вынужден искать и применять в своей работе актуальные формы и методы взаимодействия с родителями, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Многие родители изменили своё отношение к школе и после такой формулировки - «предоставление образовательных услуг».


Слайд 2 - 3

Всё чаще мы можем наблюдать такие картины.


Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса — это важная и ответственная задача учителя.


Слайд 4

Решение данной задачи осуществляю по нескольким направлениям.


  1. Изучение семей учеников позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями ребенка. По данному направлению использую следующие формы работы:

  1. формирование банка данных о семье и семейном воспитании (карта семьи)


Карта заполняется в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Создание каждой семьёй презентации «Мир семейных увлечений» оказывает большую помощь в изучении семей. В этом году 13 семей рассказали о своих увлечениях.


  1. При изучении семей учащихся хорошо зарекомендовали себя опросники, составленные с учетом «педагогического стажа» родителей, анкетирование детей и родителей, применение Диагностической программы изучения уровней воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

  2. Спорным на сегодня остается вопрос о посещении детей на дому. Положительное, в этой форме работы с семьей, лежит на поверхности. Это возможность лучше узнать условия, в которых живет ребенок, повлиять на них. Отрицательное — тоже на поверхности: вторжение в личную жизнь семьи, трудность установления необходимых контактов. Поэтому данную форму оказания помощи в семейном воспитании использую с учетом конкретной ситуации.


Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.


  1. Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими входе совместной деятельности учителя и родителей.

Слайд 5

Наиболее эффективными становятся в последнее время собрания-лектории. Их успех обеспечивается соблюдением определенных условий: тематика составляется по возможности нестандартная, привлекающая, вызывающая интерес, интригующая родителей.

Во-первых, родители — люди разные: отличаются образованием, жизненным и родительским опытом, возрастом, характером, и поэтому каждый из них требует своего подхода; во-вторых, большинство из них уверено, что все знают и умеют сами, а уж в воспитании тем более; и, в-третьих, все они — люди занятые, а значит, пустая трата времени (чем может стать собрание) для них — роскошь.


Слайд 6

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в классе, подбираю материал для коллективных бесед – консультаций на родительских собрания.


Слайд 7 - 11

Обязательно использую наглядный материал по тематике собрания (карикатуры)

На такое собрание родители, как правило, приходят с определенными ожиданиями, так как тема названа конкретно и она их интересует. И если эти ожидания оправдаются, то сразу снимается проблема посещения следующих родительских собраний-лекций.

(процент посещения собраний)

Бывает и так, что время само подсказывает тему для обсуждения с родителями, проблему, ставшую вдруг актуальной.

В этом году на одном из собраний родители затронули проблему общения детей между собой, употребление нецензурной речи. Таким образом, мы с родителями сформулировали тему следующего собрания «Один день жизни ребенка в семье», которая поможет родителям понять простую истину: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому». Именно положительный пример в семье обеспечивает навыки общения детей. В ходе собрания был показан фрагмент из тележурнала «Фитиль».


Фитиль!


Слайд 12

Это собрание вызвало живой отклик родителей.

На собрании «Войти» в разговор помогают результаты детского анкетирования, проведенного заранее.

Родители не любят разного рода анкетирования и вряд ли будут откровенны, а вот предположить, что ответил их ребенок на тот или иной вопрос, могут. И делают это с удовольствием.

Иногда после собрания кто-то из них подходит с вопросом: «А ведь это «мой» ответил, да? У нас была подобная ситуация...» Кто-то, может быть, уйдет молча, но не это главное.

Важно, чтобы каждый задумался над детскими ответами и попытался сделать вывод.



  1. Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества


  1. Слайд 13

Использование форм трудовой деятельности: помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка деревьев.

  1. Слайд 14 - 22

Формы досуга: совместные праздники, соревнования, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получил игровой семейный конкурс «Я+ты =мы», праздники, вечера, концерты

  1. Слайд 23

Общее родительское собрание в нетрадиционной форме (фильм «Какими мы были, какими мы стали»)

  1. Слайд 24

Ученики принимают активное участие в школьных и городских конкурсах, что уже предполагает помощь родителей.

  1. Совместная проектная деятельность: «Моё любимое блюдо» (КУЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ), «Тайна имени», «История моей семьи» (Самигулина),


Слайд 25 - 26

«Известные люди моей семьи» (Иванов), газета, посвящённая 9 мая.( Корреспонденты в беседе с родителями узнали о биографии своих близких – участников ВОВ, которые могут служить примером. Посмотрели личные вещи и альбомы с фотографиями, узнали о боевых наградах.)


Слайд 27

Проектная деятельность удивительно богата теми задачами, которые она помогает решать. Одна из таких задач – вовлечение родителей в школьную жизнь. Считаю, что в 1 классе проектная деятельность может быть только совместная – откуда у ребенка 6-7 лет необходимые компетентности? Зато у него столько вопросов, столько идей, столько увлеченности и желания!!! Работая над проектом вместе, семья не только становится частью системы «семья-школа», но и сама становится крепче – совместная творческая деятельность всегда объединяет. Для родителей провожу «ликбезы»: как спланировать деятельность, как оформить презентацию, как подготовиться к выступлению.


Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Особенно ценно присутствие родителей на презентациях проектов учащихся. И тех и других это очень вдохновляет.

Такие совместные встречи сближают родителей, учителя и детей, помогают создать эмоциональный комфорт в классе. Дети начинают воспринимать родителей по – новому – как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.


Слайд 28

  1. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется с помощью итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, благодарственных писем.

Дистанционное информирование через памятки, буклеты (родителям первоклассников), сообщения по электронной почте.


Нельзя сказать, что у нас нет проблем. Они есть, но мы стремимся их преодолевать в союзе с коллективом учащихся и родителей. Для решения конфликтов, вызванных различием в уровне образования родителей, однобокой информированностью о ребенке, неисполнением родителями своих обязанностей, использую различные способы. Это индивидуальные и групповые беседы, помощь социально-психологической службы и администрации. Такая работа позволяет приблизить родителей к участию в совместной деятельности, что является необходимым условием успешности воспитания.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Аристова Марина Вячеславовна

Дата: 28.05.2019

Номер свидетельства: 512568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Творческий отчет по теме самообразования «Роль хореографии в  творческом развитии детей» "
    ["seo_title"] => string(98) "tvorchieskii-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-rol-khorieoghrafii-v-tvorchieskom-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118933"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295629"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства