Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальной школы»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» города Златоуста
Челябинской области
Обобщение опыта по теме
«Эффективное взаимодействие учителя и родителей начальной школы»
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ СОШ №8
Аристова Марина Вячеславовна
Златоуст 2019 г.
Слайд 1
В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Родители из-за сложившихся экономических условий уделяют недостаточно времени общению с ребенком.
Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Классный руководитель вынужден искать и применять в своей работе актуальные формы и методы взаимодействия с родителями, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Многие родители изменили своё отношение к школе и после такой формулировки - «предоставление образовательных услуг».
Слайд 2 - 3
Всё чаще мы можем наблюдать такие картины.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса — это важная и ответственная задача учителя.
Слайд 4
Решение данной задачи осуществляю по нескольким направлениям.
Изучение семей учеников позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями ребенка. По данному направлению использую следующие формы работы:
формирование банка данных о семье и семейном воспитании (карта семьи)
Карта заполняется в течение 4 лет обучения в начальной школе.
Создание каждой семьёй презентации «Мир семейных увлечений» оказывает большую помощь в изучении семей. В этом году 13 семей рассказали о своих увлечениях.
При изучении семей учащихся хорошо зарекомендовали себя опросники, составленные с учетом «педагогического стажа» родителей, анкетирование детей и родителей, применение Диагностической программы изучения уровней воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Спорным на сегодня остается вопрос о посещении детей на дому. Положительное, в этой форме работы с семьей, лежит на поверхности. Это возможность лучше узнать условия, в которых живет ребенок, повлиять на них. Отрицательное — тоже на поверхности: вторжение в личную жизнь семьи, трудность установления необходимых контактов. Поэтому данную форму оказания помощи в семейном воспитании использую с учетом конкретной ситуации.
Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими входе совместной деятельности учителя и родителей.
Слайд 5
Наиболее эффективными становятся в последнее время собрания-лектории. Их успех обеспечивается соблюдением определенных условий: тематика составляется по возможности нестандартная, привлекающая, вызывающая интерес, интригующая родителей.
Во-первых, родители — люди разные: отличаются образованием, жизненным и родительским опытом, возрастом, характером, и поэтому каждый из них требует своего подхода; во-вторых, большинство из них уверено, что все знают и умеют сами, а уж в воспитании тем более; и, в-третьих, все они — люди занятые, а значит, пустая трата времени (чем может стать собрание) для них — роскошь.
Слайд 6
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в классе, подбираю материал для коллективных бесед – консультаций на родительских собрания.
Слайд 7 - 11
Обязательно использую наглядный материал по тематике собрания (карикатуры)
На такое собрание родители, как правило, приходят с определенными ожиданиями, так как тема названа конкретно и она их интересует. И если эти ожидания оправдаются, то сразу снимается проблема посещения следующих родительских собраний-лекций.
(процент посещения собраний)
Бывает и так, что время само подсказывает тему для обсуждения с родителями, проблему, ставшую вдруг актуальной.
В этом году на одном из собраний родители затронули проблему общения детей между собой, употребление нецензурной речи. Таким образом, мы с родителями сформулировали тему следующего собрания «Один день жизни ребенка в семье», которая поможет родителям понять простую истину: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому». Именно положительный пример в семье обеспечивает навыки общения детей. В ходе собрания был показан фрагмент из тележурнала «Фитиль».
Фитиль!
Слайд 12
Это собрание вызвало живой отклик родителей.
На собрании «Войти» в разговор помогают результаты детского анкетирования, проведенного заранее.
Родители не любят разного рода анкетирования и вряд ли будут откровенны, а вот предположить, что ответил их ребенок на тот или иной вопрос, могут. И делают это с удовольствием.
Иногда после собрания кто-то из них подходит с вопросом: «А ведь это «мой» ответил, да? У нас была подобная ситуация...» Кто-то, может быть, уйдет молча, но не это главное.
Важно, чтобы каждый задумался над детскими ответами и попытался сделать вывод.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества
Слайд 13
Использование форм трудовой деятельности: помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка деревьев.
Слайд 14 - 22
Формы досуга: совместные праздники, соревнования, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получил игровой семейный конкурс «Я+ты =мы», праздники, вечера, концерты
Слайд 23
Общее родительское собрание в нетрадиционной форме (фильм «Какими мы были, какими мы стали»)
Слайд 24
Ученики принимают активное участие в школьных и городских конкурсах, что уже предполагает помощь родителей.
«Известные люди моей семьи» (Иванов), газета, посвящённая 9 мая.( Корреспонденты в беседе с родителями узнали о биографии своих близких – участников ВОВ, которые могут служить примером. Посмотрели личные вещи и альбомы с фотографиями, узнали о боевых наградах.)
Слайд 27
Проектная деятельность удивительно богата теми задачами, которые она помогает решать. Одна из таких задач – вовлечение родителей в школьную жизнь. Считаю, что в 1 классе проектная деятельность может быть только совместная – откуда у ребенка 6-7 лет необходимые компетентности? Зато у него столько вопросов, столько идей, столько увлеченности и желания!!! Работая над проектом вместе, семья не только становится частью системы «семья-школа», но и сама становится крепче – совместная творческая деятельность всегда объединяет. Для родителей провожу «ликбезы»: как спланировать деятельность, как оформить презентацию, как подготовиться к выступлению.
Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Особенно ценно присутствие родителей на презентациях проектов учащихся. И тех и других это очень вдохновляет.
Такие совместные встречи сближают родителей, учителя и детей, помогают создать эмоциональный комфорт в классе. Дети начинают воспринимать родителей по – новому – как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Слайд 28
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется с помощью итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, благодарственных писем.
Дистанционное информирование через памятки, буклеты (родителям первоклассников), сообщения по электронной почте.
Нельзя сказать, что у нас нет проблем. Они есть, но мы стремимся их преодолевать в союзе с коллективом учащихся и родителей. Для решения конфликтов, вызванных различием в уровне образования родителей, однобокой информированностью о ребенке, неисполнением родителями своих обязанностей, использую различные способы. Это индивидуальные и групповые беседы, помощь социально-психологической службы и администрации. Такая работа позволяет приблизить родителей к участию в совместной деятельности, что является необходимым условием успешности воспитания.