Нужно ли формировать у младших школьников умение понимать текст?
Нужно ли формировать у младших школьников умение понимать текст?
В статье затрагивается актуальная на сегодняшний день проблема - формирование у младших школьников умения понимать текст
.Выясняя 30 лет назад, как работают школьники с текстом, психологи установили, что большинство детей поступают следующим образом. Они несколько раз читают текст, пытаясь запомнить, а потом пересказывают, подглядывая в книгу в тех местах, которые не остались в памяти. Это яркая картина «зубрежки», когда ребенок механически запоминает текст, выдавая при его пересказе лишь «пустотелую речевую оболочку». В итоге и учитель, и сам ученик оказываются в плену иллюзии, что текст понят, материал усвоен. Если в начальной школе такой путь в учении позволяет поддерживать эту иллюзию, то чем старше становится школьник, тем сложнее и объемнее становятся тексты, тем труднее ему справляться с учебными заданиями. Не секрет, что и до настоящего времени, к сожалению, большинство школьников остаются читателями «младенческого возраста». Это подтверждается статистическими данными и фактами из реальной школьной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нужно ли формировать у младших школьников умение понимать текст? »
Нужно ли формировать у младших школьников умение понимать текст?
В контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес - сообщества, управленческого звена) недостаточен для их успешного решения. Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Школьная практика подтверждает, что в досуге школьника чтение занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Непонимание текста приводит к его отторжению, к нежеланию читать. Многие международные организации, которые проводят сравнительные проверки разных систем образования, включают, как один из важнейших, тест на понимание текста. И надо сказать российское образование не занимает по этому показателю ведущих мест.
Актуальность проблемы обучения пониманию текста подтверждается следующими фактами:
Исследования психологов выявили поразительную цифру: только три человека из тысячи владеют приёмами понимания. Три из тысячи – это 0,3%.
В рамках подготовительного этапа модернизации отечественного образования проводили обследование 200 школ в 76 регионах страны. По результатам обследования более 50 % десятиклассников затруднились извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30 % высказали свое мнение в связи с прочитанным. Психологи установили, что у 90 % старшеклассников, завершающих определенный этап образования, нет полноценного понимания смысла художественного текста.
По данным международных социологических исследований, российские школьники отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.
Тот факт, что работа по изучению основ обучения младших школьников пониманию текста поддержана грантом Министерства образования Российской Федерации, также говорит о важности проблемы.
Кроме того, в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения отмечается, что: «...лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески», а владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности, формируемый в начальных классах.
Очевидно, что формированию умения понимать текст необходимо уделить особое внимание начиная с начального этапа школьного обучения, так как использование приемов понимания становится естественным тогда, когда их усвоение происходит параллельно с усвоением грамоты, с началом самостоятельного чтения.
Несмотря на всю важность, проблема понимания до недавнего времени в школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. В настоящее время изменения в содержании и методах преподавания, особенно в подходах к преподаванию чтения в начальной школе, выдвигают эту проблему на первый план.
У детей, прошедших обучение пониманию текста в начальной школе, учителя средних классов отмечают ряд важных умений:
Эти ученики четко разграничивают понятное и непонятное в тексте, у них не создается иллюзии понимания, они критичны по отношению к себе, осознают свои трудности в понимании. Их отличает развитый самоконтроль: когда возникает вопрос, ответ на него они ищут нацеленно, вчитываясь в сигналы текста. Непонятные слова пытаются сначала разными способами объяснить самостоятельно и лишь в случае неудачи обращаются за помощью к взрослым.
У детей, обучавшихся приемам понимания текста, наблюдается «эмоциональное» внимание к слову, развивается чувство слова, поэтому они открыты эмоциональному воздействию текста. У них активно воображение, существенные для понимания сигналы текста удерживаются в памяти. Если дети пересказывают текст, то заполняют в пересказе предполагаемые «скважины», пересказ точный с переводом на собственную речь. Большинство из них уже в пересказе текста выходят на концепт. Чтение этих учащихся сопровождает установка на выделение главного в тексте. Формулировку концепта отличают точность слова, хорошие речевые формулировки, разнообразие выражения спрятанной главной мысли.
Таким образом, у тех школьников, которые прошли в начальной школе курс обучения пониманию текста, развивается осознанное отношение к тому, «что, зачем и как они делают», работая с текстом, что является одним из показателей развивающего и опережающего характера обучения.
Заслуживает внимания еще один результат работы над пониманием текста. Он касается самого учителя. На практике без специально поставленной цели начинает реализоваться личностно - развивающий подход в обучении, в соответствии с которым «растет» не только ученик, но и учитель.
Литература:
1.Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить /1september.ru/
2.Беленькая О.Н. Читательская компетенция - как базовая основа ключевых компетентностей учащихся /журнал «Русский язык» 2007, №23/
3. Автореферат диссертации по теме "Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения" / http://psibook.com/