Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.
 Воспитатель продленного дня МБОУ «СОШ №7»  
 Менделеевского муниципального района РТ
  учитель 1 квалификационной категории  
 Тихонова Эльмира Галимзяновна
 "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".
 Цель работы: Воспитание порядочного и ответственного гражданина своего Отечества, настроенного на созидание и прилагающего усилия, свой моральный и творческий потенциал к совершенствованию своей личности и окружающего мира.
 Задачи нравственного воспитания в группе продленного дня:
  создать в г.п.д. благоприятную атмосферу, способствующую успешной жизнедеятельности ребенка, благоприятно содействовавшей его развитию;  
 соблюдать необходимые меры по сохранению и укреплению здоровья детей;  
 способствовать формированию у ребенка ценностных основ нравственности;  
 обеспечить своевременное и всестороннее развитие ребенка через различные виды деятельности;  
 приобщить ребенка к национальной и мировой культуре.
 
 Личные задачи педагога:  
  создать грамотные отношения «педагог – ребенок», соблюдая принцип целесообразности предъявляемых требований к ребенку,
 обеспечивать систематический контроль, строя отношения на доверии и доброжелательности;  
 стремиться к личному и профессиональному росту;  
 развивать позитивное отношение к себе, детям, родителям, коллективу и окружающему миру.
 
 Система нравственного воспитания.
   Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определённых педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
  Во-вторых, использование приёмов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
  В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
  В-четвёртых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
 
 Воспитательная работа в г.п.д. - это ?
  Ребята г.п.д. посещают кружки и спортивные секции (школьные и внешкольные), выступают на соревнованиях. Занимаются в "Школе искусств", в ЦДТ, ДШИ.
  Объединение учебной деятельности и системы дополнительного образования.
  Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
  Знания школьников о нравственных нормах, полученных на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому, требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Разработан план работы по формированию нравственных качеств личности младшего школьника, объединяющий в себе учебную деятельность и внеурочную, т.к. являюсь учителем и воспитателем ГПД.
 Формы работы:
   тематические нравственные классные часы;
  этические беседы;
  дискуссии по нравственной тематике;
  организация цикла нравственных бесед;
  праздничные поздравления одноклассникам, педагогам;
  посещение театров, музеев, выставок и др.
  участие в общешкольных праздниках.
 
  Одна из форм нравственного воспитания - этическая беседа
  Этические беседы способствуют приобретению нравственных знаний, помогают школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твёрдую нравственную позицию. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни, примеров из художественной литературы, кинофильмов.
  Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, декламацию, конкурсы.
  Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт практические рекомендации детям.
  Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который побуждает самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствуют их нравственному воспитанию.
  Мною был организован и проведен праздник «Да здравствует Вежливость!», на который были приглашены учителя школы и завуч.
  Я считаю, что процесс, по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития". Если человека учат добру - то в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровой форме, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
  И наши дети, станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду других. Не это ли главная цель работы учителя?