Нравственное воспитание младших школьников в группе продленного дня.
Воспитатель продленного дня МБОУ «СОШ №7»
Менделеевского муниципального района РТ
учитель 1 квалификационной категории
Тихонова Эльмира Галимзяновна
"Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".
Цель работы: Воспитание порядочного и ответственного гражданина своего Отечества, настроенного на созидание и прилагающего усилия, свой моральный и творческий потенциал к совершенствованию своей личности и окружающего мира.
Задачи нравственного воспитания в группе продленного дня:
создать в г.п.д. благоприятную атмосферу, способствующую успешной жизнедеятельности ребенка, благоприятно содействовавшей его развитию;
соблюдать необходимые меры по сохранению и укреплению здоровья детей;
способствовать формированию у ребенка ценностных основ нравственности;
обеспечить своевременное и всестороннее развитие ребенка через различные виды деятельности;
приобщить ребенка к национальной и мировой культуре.
Личные задачи педагога:
создать грамотные отношения «педагог – ребенок», соблюдая принцип целесообразности предъявляемых требований к ребенку,
обеспечивать систематический контроль, строя отношения на доверии и доброжелательности;
стремиться к личному и профессиональному росту;
развивать позитивное отношение к себе, детям, родителям, коллективу и окружающему миру.
Система нравственного воспитания.
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определённых педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приёмов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвёртых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Воспитательная работа в г.п.д. - это ?
Ребята г.п.д. посещают кружки и спортивные секции (школьные и внешкольные), выступают на соревнованиях. Занимаются в "Школе искусств", в ЦДТ, ДШИ.
Объединение учебной деятельности и системы дополнительного образования.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Знания школьников о нравственных нормах, полученных на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому, требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Разработан план работы по формированию нравственных качеств личности младшего школьника, объединяющий в себе учебную деятельность и внеурочную, т.к. являюсь учителем и воспитателем ГПД.
Формы работы:
тематические нравственные классные часы;
этические беседы;
дискуссии по нравственной тематике;
организация цикла нравственных бесед;
праздничные поздравления одноклассникам, педагогам;
посещение театров, музеев, выставок и др.
участие в общешкольных праздниках.
Одна из форм нравственного воспитания - этическая беседа
Этические беседы способствуют приобретению нравственных знаний, помогают школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твёрдую нравственную позицию. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни, примеров из художественной литературы, кинофильмов.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, декламацию, конкурсы.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт практические рекомендации детям.
Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который побуждает самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствуют их нравственному воспитанию.
Мною был организован и проведен праздник «Да здравствует Вежливость!», на который были приглашены учителя школы и завуч.
Я считаю, что процесс, по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития". Если человека учат добру - то в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровой форме, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
И наши дети, станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду других. Не это ли главная цель работы учителя?