Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые технологии обучения в начальной школе»
Глава 1 Новые технологии обучения.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:
1. Традиционная технология обучения
2. Технология поэтапного формирования умственных действий
3. Технология развивающего обучения
4. Технология проблемного обучения
5. Технология разноуровневого обучения
6. Технология проектного обучения
7. Технология модульного обучения
8. Технология задачного обучения
9. Технология обучения исследовательской деятельности
10. Информационно-коммуникационная технология обучения
11. Технология адаптивного обучения
12. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
13. Арт-технология
14. Технология музейного образования
15. Личностно-ориентированная технология обучения
16. Технология педагогической поддержки
17. Коммуникативная технология обучения
18. Здоровьесберегающая технология обучения
19. Игровая технология обучения
1.1Традиционная технология обучения
Суть технологии состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе технологии лежит образовательная модель, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. При этом главными методами обучения являются объяснение в сочетании с наглядностью, ведущими видами деятельности учащихся – слушание и запоминание, главным требованием и основным критерием эффективности – безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.
Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.
1.2Технология поэтапного формирования умственных действий
Технология разработана на основе теории П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Суть данной технологии в том, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека, поэтому в ходе практической деятельности формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действий. Поэтапное формирование умственных действий учащихся происходит в ходе правильно организованной учебной деятельности.
Согласно системе П.Я. Гальперина, были определены следующие этапы, через которые необходимо провести ребенка, для того, чтобы у него было сформировано полноценное действие:
1.Этап создания схемы ориентировочной основы деятельности.
2.Этап формирования материальной деятельности.
3.Этап внешней речи.
4.Этап внутренней речи.
5.Этап интериоризации действий.
Поэтапное формирование умственных действий позволяет строить усвоение этих действий планомерно, целенаправленно, в желаемом качестве. Разумность, осознанность действия, ориентация на существенные свойства задач, решаемых данным действием, обеспечивается развертыванием этого действия при замедленном его выполнении на начальных этапах формирования.
1.3Технология развивающего обучения
Условием успешности обучения младших школьников является достаточный уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов, а также логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
Методы:
Проблемное изложение;
Проблемная ситуация;
Моделирование;
Учебная модель;
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
1.4Технология проблемного обучения
Суть технологии проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
1.5Технология разноуровневого обучение
Как известно, учащиеся в классах часто разделяются на слабых, сильных, отличников, хорошистов, отстающих. Для таких групп разрабатывается дифференцированные программы, задачами которых обеспечить определенный уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Программы подразделяются на три вида «А», «В», «С» разной степени сложности:
Программа «А» рассчитана на успевающих учащихся, развивает возможности учеников осознанно и творчески применять знания.
Программа «В» обеспечивает овладение учащимися общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение.
Программа «С» направлена на обучение учащихся конкретным знаниям и умениям на основе многократного повторения материала, учит вычленять главное анализировать, сравнивать, способствует развитию памяти.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику, что обеспечивает общий для всех базовый минимум знаний и развивает индивидуальность каждой личности.
Методы, формы и приёмы:
Метод проектов;
Метод учебно-речевых ситуаций;
Метод педагогического стимулирования;
Работа в парах;
Работа в группах;
«Фантастическая добавка»;
«Удивляй!»;
Индивидуальные маршрутные листы
1.6Технология проектного обучения
Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:
Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
1.7Технология модульного обучения
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с меньшей помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти.
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
1.8Технология задачного обучения
Технология представляет собой такую организацию учебного процесса, где любой изучаемый материал представляется в виде системы дидактических задач, требующих от учащихся нахождения способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. В литературе приводятся различные классификации задач. Все исследователи подразделяют их на два больших класса:
Практические – направленные на получение каких- либо практических результатов;
Теоретические – направленные на объяснение ранее выполненных практических задач.
Сущность задачного обучения состоит в том, чтобы построить обучение как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся осознать проблемность предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимыми для обучающихся, в-третьих, научить из видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи.
1.9Технология обучения исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм по изучению природы родного края, экологических проблем конкретной местности, развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она позволяет значительно расширить знания, полученные при теоретическом изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Методы научного исследования:
Моделирование;
Разработка гипотезы;
Методы прогнозирования;
Мыслительный эксперимент;
Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы.
1.10Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
1.11Технология адаптивного обучения
В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность - способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.
Контроль учителя, включённый в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
1.12Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу. При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.
Методы образовательного процесса:
проблемно-поисковые;
проблемные;
экспериментальные;
проектные;
самостоятельные;
1.13Арт-технология в начальном образовании
Арт-технология, как средство развития умственных и творческих способностей. Метод технологии: проблемно-диалоговый.
Арт-технология – древняя форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт-педагогика оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания специфическую направленность.
1.14Технология музейного образования учащихся начальной школы
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Специфика познавательного процесса в музее проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях – а они зачастую имеются у учащихся хотя бы в обобщенном виде – подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Благодаря такому узнаванию абстрактное значение переводится в конкретное.
Музей привлекателен для учащихся тем, что «здесь получаешь более полные и обстоятельные ответы», «узнаешь более подробно и именно то, что интересует». Расширяются сведения учащихся о предметном мире, формируются навыки предметного видения, развивается наблюдательность. В развитии этого качества у учащихся роль музея действительно уникальна.
1.15Технология личностно-ориентированного обучения
В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Процессуальный компонент осуществления личностно-ориентированного обучения включает в себя наиболее адекватные данному подходу способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
1.16Технология педагогической поддержки
Суть технологии педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку.
Приемы технологии педагогической поддержки:
1.«Эмоциональное поглаживание»
Как вы меня порадовали!
Я горжусь вами!
2.«Снятие страха»
«Контрольная работа легкая, этот материал мы с вами проходили»
3. «Аванс»
«У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь…»
4.«Инициатива активности»
«Нам это надо, потому что…»
5. «Скрытая инструкция»
«Ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого…»
6. «Персональная исключительность»
«у тебя, такого умного(сильного), непременно получится…»
7.«Умышленная ошибка»
«я ошиблась, помоги мне…»
8.«Минутка психологической разгрузки»
Шутки, загадки на отвлеченные темы
Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.
1.17Коммуникативная технология обучения
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, – это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.
Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
1.18Здоровьесберегающая технология обучения
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
1. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.
2. Соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
3. Чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности;
4. Индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
5. Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
6. Профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски;
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
1.19Игровые технологии
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Приёмы:
Внезапное появление объектов;
Загадывание загадок;
Введение элементов соревнований;
Выполнений учителем игровых действий;
Создание игровой ситуации;
Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Заключение
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые в процессе обучения дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, также использование современных технологий обучения открывает и перед учителем новые горизонты, расширяет его инструментарий, делает уроки более интересными, а знания учащихся - более осмысленными.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество современных технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только одну и никакую больше. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание Жака Пеше «Всё новое это хорошо забытое старое».
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые эффективно используются в процессе обучения, позволяют учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Сосредотачивая усилия на повышении качества средствами инновационных технологий, можно добиться высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Список литературы
Основные источники:
1. Вергелес Г.И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов/Г.И. Вергелес, Л. В. Савинова // Начальная школа. – 2015. - №1. – С. 63-67
2. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся/Е. В. Гусарова//Начальная школа. -2013. -№11. -С.7-13
3. Сергеева В. П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебное пособие/ В.П Сергеева, Э. К. Никитина. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
Интернет ресурсы:
1. Анпилогова Л. Н. Технология проектного обучения [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-nikolaevna-anpilogova
2. Дрянцев С.В. Технологии обучения в начальной школе [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00364416