Объектом исследовательской работы является наблюдение за растительным миром Кубани, за обитателями водоёмов, за погодными условиями на территории родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нет в мире краше Родины нашей»
17
Краевой конкурс
научно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР»
Малой академии наук учащихся Кубани в 2014-2015 учебном году
Нет в мире краше родины нашей.
Харченко Татьяна Витальевна,
ученица 4 класса «А»,
МБОУ СОШ №5,
г. Белореченск, Белореченский район,
Научный руководитель:
Иванова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ 5,
г. Белореченск, Белореченский район
г. Белореченск, 2014 год
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
Аннотация.
Объектом исследовательской работы является наблюдение за растительным миром Кубани, за обитателями водоёмов, за погодными условиями на территории родного края. В ходе исследования я проследила за жизнью растений в разные времена года, посетила Азовское и Чёрное моря Кубани, познакомилась с их обитателями, выяснила, почему кубанская земля манила и манит к себе множество людей.
Предметом исследования являются растения и водоёмы земли кубанской. При исследовании данной темы я хотела обратить внимание на цветущие растения, которые радуют наш глаз в любое время года. Мне было интересно увидеть обитателей морей, пойманных своими руками. Также я попыталась собрать фотофакты, которые подчёркивают красоту нашей кубанской земли в разные времена года, поделиться ими с одноклассниками, чтобы и они могли замечать прекрасное рядом с нами, показать свою любовь к родному краю, к своей малой родине.
Цель работы:
- познакомиться с жизнью растений в разное время года;
- отметить особенности Азовского и Чёрного морей;
- ответить на вопрос «Чем привлекает Кубань народы на протяжении веков?»
Задачи работы:
- отметить наиболее интересные моменты в объектах исследования;
-использовать полученные знания на уроках Кубановедения в качестве наглядного материала.
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
План исследования.
Многие народы прошли через нашу кубанскую землю. Что манило их сюда? Чем привлекал этот богатый по своей природе край? Эти вопросы волнуют и меня. Знакомясь на уроках Кубановедения с природой родного края, мне захотелось самой понаблюдать за интересными явлениями в жизни растений, посетить моря Краснодарского края и сделать вывод о том, чем же привлекает людей наша земля.
Гипотеза исследовательского проекта состоит в том, что мы живём в эпоху компьютеров, новых технологий и не замечаем самого красивого и удивительного рядом, а стоит только поднять глаза, повернуть голову, понаблюдать за окружающим нас миром, и нам откроются секреты природы. Моя задача - показать эти секреты своим одноклассникам, полюбить свой край с его удивительными тайнами.
Методы исследовательского проекта:
практические – наблюдение, экскурсии (в течение сезонных изменений я наблюдала какие растения радуют нас своим цветением; во время поездок с родителями в места массового отдыха обратила внимание на породы деревьев, растущие в наших лесах; а отдыхая на берегах Чёрного и Азовского морей, сама ловила рыбу);
теоретические – сбор информации, анализ (свои наблюдения я фотографировала; изучала разные источники о природе родного края, делала выводы, с которыми познакомила своих одноклассников.)
Ожидаемые результаты: научиться работать с информацией, анализировать, делать выводы. Расширить круг друзей. Развивать память, внимание. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
Содержание.
I.Аннотация 2
II. План исследования. 3
III. Содержание. 4
IV. Введение. 5
V Нет в мире краше Родины нашей. 6-9
5.1 Растительный мир Кубани. 6-7
5.2 Выход к двум морям. 8-9
VI. Заключение. 10
VII. Использованная литература. 11
VIII. Приложение. 12-17
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
Введение.
Кубань – это край степей и высоких гор, покрытых как лесными массивами, так и ледниками. С гор берут начало как большие, так и малые реки, которые бегут по равнинной части Кубани, прокладывают путь среди ущелий и каньонов. Краснодарский край находится на юге нашей страны, он разнообразен по климату и рельефу, поэтому здесь намного теплее. На Азово-Кубанской равнине, в предгорьях и горах, на Черноморском побережье и таманском полуострове в одно и то же время года можно наблюдать разную погоду. Это зависит от географического положения, рельефа местности, близости морей. Высокие Кавказские горы задерживают холодный воздух, идущий с севера; Чёрное море, прогретое летом, согревает воздух зимой, а летом охлаждает морскими ветрами. Великолепные пейзажи кубанской природы восхищают глаз человека. Всё это привлекает народы к нам на Кубань. И мы – будущее нашей малой родины, должны сохранить эту красоту для будущего поколения. Именно поэтому я выбрала объектом исследования эту тему. Если мы с малых лет не научимся видеть рядом прекрасное, беречь его, то о чём сможем рассказать своим детям.
Цель данной работы:
познакомиться с жизнью растений в разное время года;
отметить особенности Азовского и Чёрного морей;
ответить на вопрос «Чем привлекает Кубань народы на протяжении веков?»
Для этого были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать жизнь цветущих растений в разное время года.
2.Посетить Чёрное и Азовское моря, отметить их отличие.
3. Использовать полученные знания на уроках Кубановедения в качестве наглядного материала.
4. Научиться видеть прекрасное рядом.
5. Уметь наблюдать, анализировать, делать выводы.
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
Нет в мире краше Родины нашей.
5.1Растительный мир Кубани.
Весна в крае начинается рано: в феврале уже чувствуется её приближение, а март часто бывает холодным. Утром и вечером наблюдаются заморозки от 6 до 13 градусов мороза. Рано зацветают подснежники, фиалки, пробиваются молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика. В апреле зацветают фруктовые деревья и сирень, а в мае цветёт акация и её запах стоит по всему городу.
Летом дни длинные и короткие ночи. Солнце греет сильнее и поднимается высоко, поэтому в 9 часов вечера ещё бывает светло. Дожди идут мало.
Осень на Кубани продолжительная и тёплая: деревья долго не снимают свой золотистый наряд. Переход к зиме постепенный и незаметный.
Зимой холодный воздух смешивается с местным тёплым и прогревается, поэтому наши зимы местные жители называют «мягкими», малоснежные, с частыми оттепелями. Дни становятся короткими, сумерки наступают уже в пятом часу вечера. Самая холодная зима в крае, по словам моих дедушек и бабушек, была в 1940 году. Тогда столбик термометра останавливался на отметке -330 С.
Проведя исследования таких сезонных изменений в природе, я пришла к выводу, что растительный мир Кубани разнообразен и богат. Так более 3000 растений можно встретить на территории края. Особенно красивым делают мой край цветы, цветущие на полях, лугах, в парках и на клумбах почти круглый год. До наступления заморозков цветут астры, хризантемы, бархатцы, календула. А вот и настоящее чудо природы: осенью зацвела вишня, а в первые дни зимы на кусте сирени расцвёл цветок.
Леса Кубани занимают около 20% всей территории края. Они не только красивы, но и ценны своими породами деревьев. Совершая поездки и экскурсии с родителями в зоны отдыха, я отметила, что 30% деревьев в крае – это дубы, 80% буковых, примерно 90% каштановых насаждений.
Исследуя собранный теоретический материал и фотографии наиболее интересных природных явлений, я пришла к выводу, что буду внимательнее смотреть на то, что меня окружает. Я задаю себе вопрос: «Как можно пройти мимо того, что дала нам природа, не остановиться, не оглянуться вокруг? И как не любить эту землю с её кладовыми природы?» Ведь наша кубанская земля щедра, красива и загадочна, богата и гостеприимна, разнообразна и величава. Кубань – моя Родина. Как не ценить её, как не восхищаться красотой окружающего мира! Я думаю, мы должны помнить слова М.М. Пришвина: « Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
Нет в мире краше Родины нашей.
5.2 Выход к двум морям.
На территории края расположено много водоёмов: прудов, болот, лиманов, карьеров. Кубань имеет выход к двум морям: Чёрному и Азовскому. Азовское море является самым мелким – его площадь 38000 км2, средняя глубина 8 м, максимальная глубина 14 м. Летом вода прогревается до +30 градусов. Вода опресняется реками Кубанью и Доном. Вот почему она замерзает с декабря по март, в ней мало содержится соли. В прогретой солнцем воде быстро растут водоросли и мелкие животные, которые служат кормом для рыб. Поэтому рыбы в азовском море очень много. Здесь её ловят почти круглый год. И на побережье много рыболовецких хозяйств.
Чёрное море одно из самых чистых морей. Его площадь – 423000км2, средняя глубина 1271м, наибольшая глубина 2245 м. На его площади могли бы разместиться две Великобритании. Чем же отличается морская вода от любой другой? Она солёная! Верхний слой моря более солёный, поэтому обитатели морей живут в основном на глубине 150-200 метров, потому что оно заражено сероводородом и глубоководных рыб там нет. В нашем тёплом море водится свыше 1000 видов животных. Совершая экскурсии на катерах, кораблях, нас часто сопровождали целые стаи удивительных и красивых млекопитающих. Догадались, кто это? Ну, конечно же дельфины! В Чёрном море водится дельфин афалина – длиной до 3 метров. Известно примерно 180 видов рыб, которые обитают в Чёрном море: белуга, осётр, сельдь, хамса, скумбрия, камбала, тунец… Встречаются 18 видов крабов. Интересно было мне наблюдать за стайками мелких рыбёшек, которые собираются у берега моря и ждут, когда их человек покормит. А поймать на удочку колючую рыбку стало большой радостью для меня и моих родителей.
Проанализировав собранный материал и собственные наблюдения, я пришла к выводу, что моря, омывающие территорию края, имеют как общие, так и отличительные особенности, тем самым привлекают к себе много посетителей и туристов из разных уголков мира. А прибрежные территории впечатляют своей красотой, манящей загадочностью и тёплым климатом. Здесь построено много санаториев и домов отдыха.
Море
Вода
Глубина
Подводный мир
Значение
Чёрное
Солёная
Мелкое
Богат и разнообразен
Курортно-туристическая зона
Азовское
Малосолёная
Глубокое
Богат и разнообразен
Курортно-туристическая зона
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
Заключение.
В результате работы над проектом я научилась работать с литературными источниками, искать нужную информацию; наблюдать, исследовать, делать выводы. У меня появилось много друзей, с которыми мы учимся замечать в окружающем мире то, чего не замечали раньше.
Выполнив поставленные в проекте задачи, можно сделать следующие выводы:
практическая значимость работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован в курсе изучения истории родного края, на уроках кубановедения и окружающего мира, послужит примером внимательного и бережного отношения к тому, что создано самой природой. Вот поэтому, ни на кого не надеясь, наше поколение обязано стать тем мостом, который поможет сохранить красоту кубанской земли. Нам необходимо сделать, все, чтобы это не ушло в небытие, чтобы ещё много-много лет территория нашего края манила к себе туристов, людей разных народов. И я думаю, что моя небольшой прект по изучению родного края, наблюдение за происходящими изменениями в природе, умение замечать рядом прекрасное - это небольшой вклад, но он интересен мне, моим друзьям и одноклассникам. Я горжусь тем, что мои предки, родители и я имеем возможность жить в этом чудесном уголке природы – имя которому Кубань. А свою работу мне хочется закончить словами Вадима Неподобы:
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
Харченко Татьяна Витальевна
Краснодарский край, Белореченский район город Белореченск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 », 4 класс
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
С СОХРАНЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ
Научный руководитель: Иванова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»
Использованная литература.
1.Кубанские рассветы / Авт. Текста Н.В. Анфимов, В.П. Бардадым, Б.А. Ермаков и др.;и Сост. Г.Г. Шулякова, -Краснодар: Кн.изд-во, 1989
2.Паскевич Н.Я. любимый уголок земли: учебное пособие по развитию речи для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учреждений,- Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2005
3.Лотышев И.П. путешествие по родному краю: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – Краснодар: ОИПЦ «перспективы образования», 2005
Приложение.
Цветки календулы радуют нас своим цветением в декабре.
А вот настоящее чудо – в первый день зимы
на кусте сирени расцвёл цветок На пальце руки как на цветке.