Просмотр содержимого документа
«Нестандартные уроки и их роль в развитии личностных компетенций младших школьников »
Нестандартные уроки и их роль в развитии личностных компетенций младших школьников
Макаренко Т.А
учитель начальных классов
МКОУ «Крутчанская оош».
Как надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут?
Учиться надо весело, Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться .
Что же делать?- Дарить детям интересныеуроки.
*Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру. * Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения .
Нестандартные уроки предполагают : * Использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда; * развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить.
Группы нестандартных уроков:* уроки в форме соревнований и игр : конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра, кроссворд и т. д. * уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследования , изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; *уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала : урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – дублер, начинает действовать;
* уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс –конференции, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, рапорт, диалог, »живая газета», устный журнал; *уроки, опирающиеся на фантазию: урок- сказка, урок – сюрприз , урок- подарок от Хоттабыча; * уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет; * перенесенные в рамках урока традиционная форма внеклассной работы : КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «Посиделки», «Клуб знатаков».
Основные подходы* Нетрадиционный урок как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов; * новые подходы урока, появившиеся в последнее время и завоевавшие все более прочные позиции; * заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песню на определенную тематику;
* активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса; * овладение способами управления коллективной деятельностью : уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы.
Основные принципы нестандартных уроков. * отношение взаимопонимания с учеником; * учение без принуждения; * принцип трудной цели; * принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; * принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; *принцип самоанализа; * принцип соответствующей формы; * принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.
Творческие принципы нестандартных уроков. * отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении; *максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке; * не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона на уроке;
Несколько советов при подготовке нестандартного урока * Нестандартный урок следует использовать как итоговый или обобщение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся; * При проведении нестандартного урока руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитания учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Когда учиться интересно, легко учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.