kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Нетрадиционные приёмы в работе с родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический опыт использования нетрадиционных приёмов работы с родителями для создания  благоприятной обстановки общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Нетрадиционные приёмы в работе с родителями"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево,

Прилузский район, Республика Коми.



Нетрадиционные приёмы в работе с родителями.

Мастер-класс.



Автор: Беляева Л.М.

учитель начальных классов.


Цель: осмыслить возможности использования нетрадиционных приёмов в работе с родителями.


Методические задачи:

Приобрести практический опыт использования приёмов работы с родителями для создания благоприятной обстановки общения.

Наметить пути использования активных технологий в собственной педагогической деятельности.

Подготовка к занятию.

Для работы в группах расставлены столы и стулья.

Для участников: фломастеры, заготовки для заполнения кластера, текст притчи.

Оборудование: переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point.

Приготовить: яблоко, колокольчик, свечу, микрофон, сундучок, «дерево», (мяч, игрушка), клубок, бумага-липучка, листы чертёжные, фломастеры, рисунок «Дом», скрепки, прищепки, зажигалка, тайный предмет (по выбору) в упаковке.

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда вниманье ваших добрых глаз.

На школьном методическом объединении классных руководителей мы собираемся для того, чтобы делиться своими идеями для нашей совместной работы.

Работа с родителями – это неотъемлемая часть работы с классом.

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. (Школьный афоризм.)

Учителя часто испытывают затруднения при работе с родителями, очень трудно, особенно молодым, найти контакт педагог – родитель. Важно найти умелый подход к каждому из родителей, чтобы на родительских собраниях они не были пассивными слушателями, а были активными, не боялись высказывать своё мнение.

Существуют необходимые условия применения нетрадиционных, активных приёмов работы на родительском собрании:

  • Безопасность участников;

  • Заинтересованность родителей;

  • Организация пространства;

  • Выбор оптимального времени для применения нетрадиционных приёмов работы.(Или в начале занятия, по ходу проводимого занятия или в конце.)

Предлагаю вам высказаться о полезности родительских собраний в форме синквейна. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии):

Правила написания синквейна хорошо известны:

  • 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 

  • 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 

  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 

  • 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 

  • 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание). 

Например:

Родительское собрание.

Нравственное, полезное

Учит, находит выход из трудной ситуации, помогает.

Много подготовки к собранию.

Контакт с родителями. (Ключевое слово)

Учителя предлагают различные варианты СИНКВЕЙНА.

Очень важно нам делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке каждый из нас понимает, что очень важно найти ту струнку души родителей, чтобы вызвать не только интерес на родительском собрании, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного проведения уже будет недостаточно.

Использование нетрадиционных приёмов в работе с родителями меняет роли педагогов и родителей. Родители не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся активными творческими участниками. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

При встрече с родителями самое главное – это начало. Тема может быть представлена в скрытой форме.

Угадайте, какой это может быть предмет. (Спрятан в коробке, в закрытой упаковке.)

- Угадайте на ощупь, что это за предмет? (Банка с огурцами.)

- Обратите внимание, чтобы сделать эту заготовку, чтобы огурчики получились хрустящие, не испортились, что для этого нужно?

- А как вы думаете, почему я банку с огурцами связала с родительским собранием?

- А теперь представьте, что это наши дети. Что влияет на формирование нашего ребёнка, как личности. Напишите на листочках ваше мнение. (Школа, семья, друзья, книги, увлечения). Переходим к теме родительского собрания.

Очень эффективными  и интересными в работе с родителями являются следующие приёмы:

1. Приём "Инструкции или Запреты". Использовать клубок. (Необходимо пройти сквозь шеренгу участников и выполнить все даваемые инструкции. Каждый из участников говорит ребёнку запреты или инструкции. По окончании упражнения обсудить, что чувствовал человек, проходя через шеренгу, отметить сходство с жизнью ребенка, сколько раз в день выслушивает ребёнок запреты и инструкции). Клубок замотать.

- Как вы себя чувствуете от таких категорических запретов?

- Можно перефразировать, вложить чувства и полностью освободиться от всяких запретов. «Клубок». (Клубок размотать.)

Свои чувства можно отразить на бумаге. Часто дети просто не слышат слова, которые говорят им родители. А здесь прочитал и вдруг захотел измениться.

На листочке написать о своих чувствах.

Когда мы используем какой-то приём, то важно хотя бы вкратце объяснить, почему вы выбрали этот предмет.

2.«Обмен идеями». Для этого используем яблоко. (Работа в круге.)

Яблоко очень древний символ. Что оно означает? (Варианты различных высказываний.)

Яблоко — древний символ жизни, вечной молодости и бессмертия. Благодаря своей почти идеальной шарообразной форме, оно символизирует плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь.

- Если мы обменяемся яблоками, то у нас снова будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями, то при том, что у нас останутся свои, еще появятся и другие. ( Из притчи.) О чём символизирует яблоко?

- Так как яблоко символизирует вечную молодость, любовь, радость, то давайте начнём с комплиментов друг другу. Сказать слова благодарности конкретному лицу (школа, семья, маме,  папе, бабушке,  сестренке  и  т.д. и пояснить, за что он его (их)благодарит.)  (Самые добрые слова друг другу.) В каждом классе у нас разные темы родительских собраний, поэтому эти предметы можно использовать в разных ситуациях.

3. «Оберег».Учитель: А теперь передайте, пожалуйста, друг другу колокольчик так, чтобы он не зазвенел. ( Родители передают друг другу колокольчик.)

Колокольчики – защитники и сильные обереги для дома и всех, кто в нем живет.

- Как вы это делали? (Родители: с осторожностью, с трепетом, бережно.)

- И я хочу, чтобы и наши отношения были такими: добрыми, трепетными, чтобы мы внимательно относились друг к другу, умели слушать и слышать друг друга. С таким же трепетом относиться и к своим детям.

Учитель: Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Для серьезного разговора нужны умные собеседники, а я вас считаю таковыми.

Еще знаменитая прорицательница Ванга говорила, что в доме обязательно должны висеть колокольчики над порогом и над  окнами.

Колокольчики – защитники и сильные обереги для дома и всех, кто в нем живет.

А еще Ванга говорила, что колокольчики не только защищают дом от злых сил и дурных людей, но и способствуют привлечению в него денег и благополучия. Можно повесить любые, но лучше, если колокольчикивисящие в доме, сделаны своими руками. В этом случае они вбирают в себя энергию и тепло рук своего создателя и становятся живыми. Делайте всей семьей колокольчики своими руками, а раз в неделю дайте им позвенеть. Не страшно, если этот звон тихий, почти не слышный.

Голос колокольчика — голос ангельский и ангелы-защитники Вашего дома и Вашей семьи его услышат.


4. «Свет добра».

(Зажечь свечу. Можно попросить  всех подумать  о  своей  семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из  истории  семьи, связать с традицией семьи).

Свеча символизирует свет, домашний очаг, свет добра, истины.

-   Как вы считайте, что самое главное в семье, в воспитании вашего ребёнка?

Свеча передаётся по кругу   и каждый высказывает своё мнение. Затем  

учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви,  после  чего свеча тушится.



5. «Семейные ценности» Сундучок желаний, ценностей, комплиментов.

Сундук - это всегда тайна, про него ходят легенды, а наши бабушки там хранили приданое, свадебные платья и прочие, нет не ценности материальные, - ценности духовные: фотокарточки, письма, рисунки внуков и многое другое.

Они наделялись ореолам богатства, достатка и счастья.

Можно вынуть из сундучка реликвии, а в сундук - ценности, то, что особенно дорого в жизни.

Примечание:

Сундук на протяжении веков был главным (иногда единственным) предметом мебели. Он назывался по разному: сундук, ларь, сандык, но суть одна - ящик с крышкой и ручками.

Упражнение "Мои ценности".  Представьте, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый кладёт то, что ему особенно дорого в жизни. Кому-то дорогим может быть, например, новый автомобиль, а кому-то дружба с кем-либо, любовь ребенка, и все что угодно. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите их по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук – для самого дорогого. Сундуки поменьше – для вещей менее дорогих.

6. «Комплименты».

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия».

К. Д. Ушинский

Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. «Открывая « сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из участников. Тот, кто  получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту.  Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними.

7. «Мой дом – моя крепость».

Составляем кластер по теме «Моя семья»Строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – «Семья». (Семейные традиции).

По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся? (Любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь). Закрываем крышей (защита). Труба выгоняет всё то, что может её разрушить.


Составление кластера можно использовать и в конце занятия, в течение всего собрания строить дом - счастливый семейный дом.

Можно также использовать высказывания родителей в форме синквейна:

(Пример: Добро, милосердие, семья, задачи семьи)

1. Семья.

2. Дружная, счастливая.

3. Любить, ценить, помогать.

4. Не нужен и клад, коли в семье лад.

5. Ценно.


8. Игровой прием «Древо мудрости».

У Древа Мудрости следующие магические свойства:

Помощь человеку в получении желания жить, добиваться поставленных целей.

Умение быть ответственным, обдумывать свои решения.

Защита от негативных помыслов.

Создание хорошего настроя внутри семьи.

Создание гармонии внутри человека.

Привлечение удачи.

Здоровье.

Связь с предками (учиться у них мудрости, милосердию).

(Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к дереву). 

Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости.

 По теме воспитания придумайте и запишите свой вопрос. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор. Родители придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.  Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к «дереву».

Обсуждение по вопросам воспитания.

9. Приём «Жемчужина в раковине».

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Как мы видим, у всех людей есть свои достоинства как «Жемчужина в раковине» и недостатки как «Камушек в ботинке», (что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми). Все мы желаем толерантного отношения к себе.

Работа в группах. Сейчас предлагаем собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, а вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие – нет:

уважение мнения и прав других, доброжелательность, уважение человеческого достоинства, чуткость, милосердие, сострадание, прощение, принятие другого таким, каким он есть,жестокость,неуважение,эгоизм,нетерпимость,пренебрежение,зависть, унижение

10. Приём "Ладошки".

На бумаге нарисованы 2 ладошки. Необходимо написать имя своего ребенка и его важные качества. В процессе обсуждения можно сравнить, похожа ли ладошка моего ребенка на мою ладонь, нравятся  или не нравятся указанные качества, положительные они или отрицательные.



Итог занятия.

Важно помнить, что родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Необходимо соблюдать нормы профессиональной этики и помнить, что педагог и родители – партнёры!

Рефлексия.  

Приём 1. «Уборка в доме».

«Заберу с собой».

«Бесполезно, не нужно».

«Интересно, но требует переработки, обдумывания».

Приём 2. «Живой микрофон».

Передавать микрофон и высказать своё мнение о результативности занятия.

(Микрофон можно использовать в начале занятия, по ходу занятия, в конце занятия. Что мне особенно понравилось на нашем занятии? Спросить мнение по ходу работы.)

Завершить выступление одной известной притчей.

"Притча об учителе и учениках".

Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.



Высказывание Льва Кассиля.

«Семья и школа - это берег и море. На берегу ребёнок делает первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, а курс в этом море прокладывает школа… Но, это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».


Спасибо за внимание!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Нетрадиционные приёмы в работе с родителями"

Автор: Беляева Лидия Михайловна

Дата: 01.07.2021

Номер свидетельства: 584353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей старших дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(115) "statianietraditsionnyietiekhnikirisovaniiakaksriedstvoformirovaniiatvorchieskikhsposobnostieistarshikhdoshkolnikov1"
    ["file_id"] => string(6) "338722"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470483013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
    ["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "275472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452584621"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Мастер-класс:  "Мастерская сказки" "
    ["seo_title"] => string(33) "mastier-klass-mastierskaia-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "215275"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432634625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду"
    ["seo_title"] => string(49) "fizkulturno_ozdorovitelnaia_rabota_v_detskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "494633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547117284"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Консультация "Роль нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников""
    ["seo_title"] => string(90) "konsultatsiiarolnietraditsionnykhtiekhnikrisovaniiavkhudozhiestviennomrazvitiidoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266249"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450113262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства