kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья по проблемному диалогу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья про проблемный диалог. В данную статью входят: пояснительная записка, основная часть, заключение и литература. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья по проблемному диалогу.»

Технология проблемного диалога

Аннотация

В статье рассматривается проблема диалога с позиций античной теории диалога и современных философских представлений о природе мышлению и деятельности человека и формирует духовную культуру народов. Показана связь познавательного диалога с научной картиной мира и научным стилем мышления. Раскрыты формы и работы использования проблемного диалога.

Ключевые слова: диалог, познание, продуктивное мышление, творческий процесс, умственная деятельность, традиционный урок, формы работы,



Современное понятие диалога неразрывно связано с диалектикой как высшей формой мыслительной деятельности. Диалогичность становится философским принципом осмысления окружающего мира и методом научного познания действительности. В трудах отечественных и зарубежных философов с позиций диалога исследуются проблемы мышления (М. Бубер «Я и Ты»), законы логики (И. Лакатос «Доказательства и опровержения»), творческий процесс (В.С. Библер «Мышление и творчество»), вопросы литературы и эстетики (М.М. Бахтин «Вопросы литературы и эстетики») На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.), разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Данная тема является актуальна в современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование.

Технология проблемного диалога – ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Что же обозначает словосочетание «проблемный диалог»? Первое слово- проблемный означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:

- постановка проблемы

- поиск решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово диалог означает, что и постановку проблемы и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. На этапе постановки проблемы учитель сначала создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог содействует, соответственно развивает, логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. обеспечивает это «открытие» царственной дорогой.

На проблемно - диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, т.е. задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу – бескорыстная, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения, иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим – он обеспечивает «открытие» знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Что происходит на традиционном уроке: постановка проблемы сводится к сообщению темы, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, т.е. объяснения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом традиционный урок – это урок бесконечного учительского монолога. Проблемно- диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. Центральную часть технологии составляет описание проблемно- диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется, конечно, побуждающему диалогу, как наиболее сложному методу в работе учителя. Но урок, это не только методы, есть ещё формы и средства обучения.

Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы работы. Традиционный урок всегда фронтален, так как нет никакой необходимости разбивать класс на группы для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения. Например, проблемная ситуация со столкновением мнений, характерная для русского языка, прекрасно получается в групповой работе, а практическое задание на математике нужно давать фронтально.

К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения, опорные сигналы. О последних несколько слов. На традиционном уроке создание опорного сигнала необязательно. Если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает детям запоминание нового материала. На проблемно- диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно и технология конкретно описывает какие бывают опорные сигналы, кто (учитель или ученик), в какой момент урока создаёт опору и даже на какую часть доски опору лучше помещать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно- диалогических методов, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, они определяют выбор форм и средств.

Проблемный диалог способствует развитию умственных способностей самостоятельности и творческого мышления учащихся, оно обеспечивает прочность и действенность знаний, так как информацию, полученную в результате собственных усилий, учащийся надежней сохраняет в памяти. Но самое ценное, что такое обучение учит учащихся трудному искусству решения проблем.

С развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).

Успех использования проблемного диалога во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного диалога происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Такие уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам. Проблемный диалог позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке.

Список литературы:

1.Образовательные технологии. Сборник материалов. (Образовательная система «Школа 2100») – М. : «Баласс» 2008

2.Образовательная система «Школа 2100» Реализация Федеоального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. М. : «Баласс» 2011

3.Сайт «Школы 2100» www/school2100.ru

4.Cайт Е. Л. Мельниковой pdo-mel.ru

5. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа 2100» /Авт. сос. С,А, Шейкина; под ред. Е.С. Галанжиной. – М.:Планета, 2013 -232с.-(Образовательный стандарт).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная статья по проблемному диалогу.

Автор: Глухович Олеся Александровна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)"
    ["seo_title"] => string(66) "nauchnoissliedovatielskaiadieiatielnostuchashchikhsiamietodyraboty"
    ["file_id"] => string(6) "319513"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460876555"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(85) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "273349"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187760"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование технологии проблемного обучения в условиях современной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiavusloviiakhsovriemiennoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "273351"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства