Просмотр содержимого документа
«Научная статья по проблемному диалогу.»
Технология проблемного диалога
Аннотация
В статье рассматривается проблема диалога с позиций античной теории диалога и современных философских представлений о природе мышлению и деятельности человека и формирует духовную культуру народов. Показана связь познавательного диалога с научной картиной мира и научным стилем мышления. Раскрыты формы и работы использования проблемного диалога.
Ключевые слова: диалог, познание, продуктивное мышление, творческий процесс, умственная деятельность, традиционный урок, формы работы,
Современное понятие диалога неразрывно связано с диалектикой как высшей формой мыслительной деятельности. Диалогичность становится философским принципом осмысления окружающего мира и методом научного познания действительности. В трудах отечественных и зарубежных философов с позиций диалога исследуются проблемы мышления (М. Бубер «Я и Ты»), законы логики (И. Лакатос «Доказательства и опровержения»), творческий процесс (В.С. Библер «Мышление и творчество»), вопросы литературы и эстетики (М.М. Бахтин «Вопросы литературы и эстетики») На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.), разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Данная тема является актуальна в современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование.
Технология проблемного диалога – ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Что же обозначает словосочетание «проблемный диалог»? Первое слово- проблемный означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена:
- постановка проблемы
- поиск решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слово диалог означает, что и постановку проблемы и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.
Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. На этапе постановки проблемы учитель сначала создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог содействует, соответственно развивает, логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. обеспечивает это «открытие» царственной дорогой.
На проблемно - диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, т.е. задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу – бескорыстная, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения, иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим – он обеспечивает «открытие» знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.
Что происходит на традиционном уроке: постановка проблемы сводится к сообщению темы, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, т.е. объяснения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом традиционный урок – это урок бесконечного учительского монолога. Проблемно- диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. Центральную часть технологии составляет описание проблемно- диалогических методов. Наибольшее внимание уделяется, конечно, побуждающему диалогу, как наиболее сложному методу в работе учителя. Но урок, это не только методы, есть ещё формы и средства обучения.
Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы работы. Традиционный урок всегда фронтален, так как нет никакой необходимости разбивать класс на группы для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения. Например, проблемная ситуация со столкновением мнений, характерная для русского языка, прекрасно получается в групповой работе, а практическое задание на математике нужно давать фронтально.
К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения, опорные сигналы. О последних несколько слов. На традиционном уроке создание опорного сигнала необязательно. Если учитель использует опору по собственному желанию, то обычно предъявляет её в готовом виде, как плакат, который облегчает детям запоминание нового материала. На проблемно- диалогическом уроке создание опорного сигнала обязательно и технология конкретно описывает какие бывают опорные сигналы, кто (учитель или ученик), в какой момент урока создаёт опору и даже на какую часть доски опору лучше помещать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно- диалогических методов, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, они определяют выбор форм и средств.
Проблемный диалог способствует развитию умственных способностей самостоятельности и творческого мышления учащихся, оно обеспечивает прочность и действенность знаний, так как информацию, полученную в результате собственных усилий, учащийся надежней сохраняет в памяти. Но самое ценное, что такое обучение учит учащихся трудному искусству решения проблем.
С развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).
Успех использования проблемного диалога во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного диалога происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Такие уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам. Проблемный диалог позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке.
Список литературы:
1.Образовательные технологии. Сборник материалов. (Образовательная система «Школа 2100») – М. : «Баласс» 2008
2.Образовательная система «Школа 2100» Реализация Федеоального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. М. : «Баласс» 2011